В мире бизнеса когда ты находишь поставщика с привлекательными ценами, тебе хочется заключить удачную сделку.
И когда банк тебе не рекомендует проводить платеж - это сильно злит и раздражает: ты платишь за поставленный товар, качество проверено, а то, что у банков есть вопросы к контрагенту - то ты за это не отвечаешь.
Однако есть мир банка, который устанавливает свои правила игры, и если им не подчиняться, то банк сильно может подпортить жизнь компании, лишив ее возможности кредитоваться или начав волновать клиентов.
Зачем банк запрашивает у тебя документы или спрашивает подноготную сделки?
Он беспокоится за свою лицензию, обязан снижать свои риски, проверять своих клиентов, чтобы процент сомнительных операций по 115-ФЗ не превысил 1% от оборота банка (в декабре заметно - банки особенно строги). Проверки подразделений комплаенс, которые занимаются 115-ФЗ, не окупаются, но "закон суров и это закон".
Поэтому банк создает алгоритм проверки рисков по 115-ФЗ и когда он срабатывает, то тебе или твоему контрагенту не рекомендуют проводить платеж, запрашивают документы.
Списков несколько:
- есть списки ЦБ,
- внутрибанковские и межбанковские (когда несколько банков между собой обмениваются информацией),
- а также списки по физ. лицам.
Основных три:
1) официальный список ЦБ 764-П. Он формируется всеми банками страны - они извещают ЦБ об отказе в операции или открытии счета. Далее ЦБ доводит информацию до всех банков.
2) неофициальный - тот, которого нет.
3) светофор платформа "Знай своего клиента" - алгоритм ЦБ, который автоматически, анализируя все счета компании, присваивает статус зеленый ("живая"), желтый ("шалит"), желтый "с кодом" (проверен вручную - точно шалит), красный ("нельзя работать").
Коллеги из комплаенс делятся, что "красные" - это почти всегда неживой бизнес.
ЗСК формируют не банки, а автоматическая система, банки же наоборот борются за своих клиентов дабы снизить и свой % и защитить клиента, для чего запрашивают у него громаду документов.
Чтобы не заключать сделки с "красными", рекомендуем проверять дату создания бизнеса, смотреть в сервисе "Прозрачный бизнес" сумму уплаченных налогов, деловую репутацию на рынке.
Чем грозит работа с контрагентами из черных списков?
Если доля таких в выписке высока, то компания рискует также оказаться в этих списках по принципу: "скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты". А будучи в списках можно забыть о привлекательных процентах по кредитам или работе с крупным бизнесом.
Поэтому приходится проверять контрагента и иногда отказывать "красному", даже если его цена крайне привлекательна и лучшая на рынке.
И когда банк тебе не рекомендует проводить платеж - это сильно злит и раздражает: ты платишь за поставленный товар, качество проверено, а то, что у банков есть вопросы к контрагенту - то ты за это не отвечаешь.
Однако есть мир банка, который устанавливает свои правила игры, и если им не подчиняться, то банк сильно может подпортить жизнь компании, лишив ее возможности кредитоваться или начав волновать клиентов.
Зачем банк запрашивает у тебя документы или спрашивает подноготную сделки?
Он беспокоится за свою лицензию, обязан снижать свои риски, проверять своих клиентов, чтобы процент сомнительных операций по 115-ФЗ не превысил 1% от оборота банка (в декабре заметно - банки особенно строги). Проверки подразделений комплаенс, которые занимаются 115-ФЗ, не окупаются, но "закон суров и это закон".
Поэтому банк создает алгоритм проверки рисков по 115-ФЗ и когда он срабатывает, то тебе или твоему контрагенту не рекомендуют проводить платеж, запрашивают документы.
Чаще всего банки не рекомендуют проводить платежи, когда контрагент имеет высокую степень риска по 115-фз: состоит в черных списках ЦБ.
Списков несколько:
- есть списки ЦБ,
- внутрибанковские и межбанковские (когда несколько банков между собой обмениваются информацией),
- а также списки по физ. лицам.
Основных три:
1) официальный список ЦБ 764-П. Он формируется всеми банками страны - они извещают ЦБ об отказе в операции или открытии счета. Далее ЦБ доводит информацию до всех банков.
2) неофициальный - тот, которого нет.
3) светофор платформа "Знай своего клиента" - алгоритм ЦБ, который автоматически, анализируя все счета компании, присваивает статус зеленый ("живая"), желтый ("шалит"), желтый "с кодом" (проверен вручную - точно шалит), красный ("нельзя работать").
Коллеги из комплаенс делятся, что "красные" - это почти всегда неживой бизнес.
ЗСК формируют не банки, а автоматическая система, банки же наоборот борются за своих клиентов дабы снизить и свой % и защитить клиента, для чего запрашивают у него громаду документов.
Светофор каждый день пересматривает статус, поэтому контрагент может вдруг покраснеть или наоборот выйти из желтой зоны в зеленую.
Чтобы не заключать сделки с "красными", рекомендуем проверять дату создания бизнеса, смотреть в сервисе "Прозрачный бизнес" сумму уплаченных налогов, деловую репутацию на рынке.
Чем грозит работа с контрагентами из черных списков?
Если доля таких в выписке высока, то компания рискует также оказаться в этих списках по принципу: "скажи мне кто твой друг, и я скажу тебе кто ты". А будучи в списках можно забыть о привлекательных процентах по кредитам или работе с крупным бизнесом.
Поэтому приходится проверять контрагента и иногда отказывать "красному", даже если его цена крайне привлекательна и лучшая на рынке.