Что делать, если налоговики считают компанию выгодоприобретателем

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.819
Репутация
11.595
Реакции
61.725
RUB
50
Некоторых руководителей фирм, инспекторы посчитали выгодоприобретателями в результате использования налоговой схемы. Фискалам не нужны виновники недоимки, гораздо важнее найти того, кто будет пополнять бюджет. Ведь зачастую с технической компании вообще нечего взять.


Инспекторы могут выдвигать обвинения и в отношении вполне добропорядочных компаний. К примеру, претензии в техничности могут предъявляться и контрагенту, который уже давно закрылся. По этой причине эксперты расскажут, как налоговики ищут выгодоприобретателей, как избежать или отбить подобные обвинения.

[H2]
Как инспекторы ищут выгодоприобретателей​
[/H2]

Автоматический поиск разрывов

Налоговый контроль сейчас во многом автоматизирован. После сдачи деклараций по НДС инспекторы запускают систему проверки декларации «Контроль НДС». В результате складывается вся цепочка сделок от производителя до конечного потребителя. Инспекторы видят все несоответствия в цепочке.

Алгоритм определяет предположительную роль компании в месте выявленного расхождения НДС. С этого момента и начинаются поиски выгодоприобретателя, который будет восполнять потери бюджета.

В большинстве случаев разрывы по НДС возникают, когда в цепочке сделок появляются технические компании. У них нет имущества и денежных средств, поэтому инспекторы даже не пытаются взыскать с таких ООО неуплаченный НДС.

Техничка включается в цепочку сделок другой компанией, которая и получает необоснованную налоговую выгоду. Причем фискалы ищут выгодоприобретателя как со стороны продавца, так и со стороны покупателя. Такой порядок утверждается , регламентирующим систему планирования выездных налоговых проверок.


Бальная система оценки


В ФНС для поиска выгодоприобретателей специально разработали бальную систему оценки компаний и предпринимателей, входящих в цепочки покупателей и поставщиков.

В зависимости от набранного количества баллов налогоплательщиков относят к одной из категорий:
  • техническое звено;
  • потенциальный выгодоприобретатель;
  • выгодоприобретатель.
Порядок дальнейших контрольных мероприятий определяется критерием, который был установлен для налогоплательщика. Выгодоприобретателю будет предложено добровольно уплатить НДС, а от технической компании потребуют документацию.

Порядок начисления баллов регламентируется внутренними документами ФНС. Но некоторые из них находятся в свободном доступе в интернете. Вы можете ознакомиться с .


Как оцениваются налогоплательщики


Оценка осуществляется по нескольким параметрам:

  • наличие имущества и внеоборотных активов;
  • численность работников и начисление им заработной платы;
  • заключение контролируемых сделок;
  • проведение инспекцией выездных налоговых проверок;
  • участие юрлица в государственных закупках;
  • суммы налоговых вычетов по НДС;
  • наличие признаков однодневки.
Если компания набрала менее 20 баллов, то она считается технической. От 21 до 49 баллов - потенциальный выгодополучатель. Больше 50 баллов – выгодополучатель.

К примеру, если стоимость внеоборотных активов превышает сумму в 5 млн. рублей, то инспекторы начислят 10 баллов. Если их стоимость варьируется в пределах от 1 до 5 млн. рублей – 5 баллов, менее 100 тыс. рублей – 0 баллов.

В зависимости от доли НДС баллы присваиваются следующим образом:
  • если она менее 90% - 10 баллов;
  • 90-95% - 5 баллов;
  • более 95% - 0 баллов.
По среднесписочной численности сотрудников присвоение баллов осуществляется следующим образом:
  • свыше 30 человек – 10 баллов;
  • от 10 до 30 человек – 5 баллов;
  • до 10 человек – 0 баллов.
С привязкой к ежемесячному заработку, который берется за 2 года:
  • больше 35 тыс. рублей – 10 баллов;
  • от 15 тыс. до 35 тыс. рублей – 5 баллов;
  • до 15 тыс. рублей – 0 баллов.
При наличии объектов собственности на сумму свыше 10 млн. рублей компании начислят 15 баллов.

При определенных обстоятельствах баллы вычитаются:

  • недостоверный юрадрес – минус 5 баллов;
  • недостоверные сведения об учредителе – минус 10 баллов;
  • недостоверные сведения о директоре – минус 20 баллов;
  • отсутствие расчетных счетов – минус 5 баллов;
  • если НДС возмещен на сумму свыше 1 млн. рублей – минус 10 баллов.
По итогам подсчета начисленных баллов выявляется «сущностная» компания. К таковым относят общества, ведущие реальную финансово-хозяйственную деятельность, на которые и приходятся расхождения. По мнению инспекторов именно такие компании и являются выгодополучателями. Чем больше баллов начислено юрлицу, тем больше шансов, что его определят «сущностным».

Чаще всего налоговики предъявляют претензии покупателям, заявляющим налоговые вычеты по НДС. Такой порядок определяется разъяснениями ФНС о применении и определением действительной налоговой обязанности ( ).

[H2]
Как Верховный суд «помог» инспекторам​
[/H2]

В соответствии с налогоплательщики обязаны самостоятельно доказывать свою добросовестность при выборе контрагента.

Это справедливо при выполнении следующих условий:
  • в бюджете отсутствует источник для возмещения НДС;
  • во время взаимодействия с покупателем у поставщика отсутствовали экономические ресурсы (финансовые, трудовые, материальные).
Из этого следует, что в реальности сделка исполнена, но иными компаниями, которым не передавались обязательства по ее исполнению в связи с номинальностью поставщика.

Но инспекторы трактуют позицию Верховного суда в свою пользу. Они не ищут доказательства виновности общества, предлагая ему самостоятельно доказывать свою невиновность.

Налогоплательщику следует знать, что определение функциональной роли по балльной системе не является окончательным. Для ее подтверждения или опровержения потребуется не менее 2 мероприятий налогового контроля.

Но фискалы предпочитают перекладывать бремя доказывания на самого налогоплательщика, которого обвиняют в получении выгоды. Ему просто предлагают уточнить свои обязательства по НДС из-за выявленных расхождений. Если выгодополучатель отказывается добровольно уточнить свои налоговые обязательства, может инициироваться выездная проверка.

Реальные выгодополучатели контролируют технические компании и используют их для минимизации налоговых обязательств. Но действующий подход ФНС к оценке компаний далеко не всегда выявляет реального выгодополучателя. Иногда участник сделки даже не знает, что контрагент числится у налоговиков как технический.

[H2]
Как защитить ИП или ООО от статуса «выгодополучатель»​
[/H2]

Для доначисления НДС покупателю инспекторы должны доказать, что он действовал согласованно со своим контрагентом. И целью таких действий выступало появление экономической выгоды в результате уклонения от уплаты НДС. Причем в такой операции дополнительно должны участвовать лица, не ведущие настоящей деятельности.

Если сделка была исполнена в реальности, то самого факта неуплаты налогов контрагентом недостаточно для предъявления обвинений. Это подтверждается определениями ВС , , , .

Позаботиться о защите своей компании от недобросовестных контрагентов необходимо еще на этапе выбора поставщиков или подрядчиков. Кроме того, налогоплательщик может избавиться от статуса «выгодополучатель» и через несколько лет, когда налоговики начали проверку. Ознакомиться с методами защиты на различных этапах сотрудничества с контрагентами вы сможете далее.


Выбор контрагентов


Эксперты рекомендуют разработать внутренние регламенты по проверке контрагентов. Их использование должно стать превентивной стандартной мерой. В таком регламенте следует указать пакет документации, который необходимо запрашивать у каждого контрагента. В данный пакет могут входить: учредительные документы, сведения из баз данных по проверке контрагентов. Критерии по выбору деловых партнеров можно взять из . Все документы, представленные контрагентом, следует хранить вместе с бухгалтерской документацией, и в случае необходимости предоставить проверяющим.

Оптимизировать работу с партнерами можно с помощью механизма, который используется в ФНС.

В данном случае они делятся по принципу «светофора»:
  • к зеленым относятся партнеры с низкой степенью риска (компании с большими оборотами, контрагенты, с которыми уже выстроены долгосрочные отношения, или к которым инспекторы никогда не предъявляли претензий);
  • к желтым причисляются партнеры со средней степенью риска (при первом заключении договора, наличии некоторых признаков техничности (к примеру, при отсутствии имущества));
  • к красным относятся контрагенты с высокой степенью риска (общества, у которых присутствует целый комплекс признаков техничности, наличие претензий по итогам прошлых налоговых проверок, были расхождения по НДС).
Пакет документов для заключения договора следует определять в зависимости от категории, в которую попал партнер. С теми, кто отнесен к красной зоне, вообще лучше не связываться. Но если есть такая необходимость, то следует запросить у такого партнера максимум документов и хранить их. К таким документам можно отнести свидетельства, подтверждающие отсутствие альтернативы, а также о заключении сделки, отчеты, переписку участников, командировочные документы и прочее.

Такой пакет документации послужит дополнительным аргументом в пользу компании при возникновении налоговых споров или поможет полностью избавиться от претензий инспекторов ( ).


Заключение договора


При заключении договора с любыми контрагентами (в том числе из зеленой и желтой группы) в нем рекомендуется предусмотреть налоговую оговорку. Она должна содержать в себе условия, которыми фиксируются обязанности каждого участника сделки в случае предъявления претензий со стороны налоговиков.

В соответствии с налоговой оговоркой контрагент, по вине которого компании был доначислен налог, обязан возместить ущерб. К таковому относится как сумма доначислений, так и соответствующие пени, штрафы ( , постановление Седьмого ААС №07АП-5762/2020 от 21.09.2020).


Налоговый контроль сделки


Если налоговики отправили вам письмо или налоговое требование, оповещающее о наличии расхождений по НДС с вашим партнером, не нужно его игнорировать. Но и вестись на поводу у проверяющих, сразу отправлять им уточненки тоже не следует.

Для начала мы советуем связаться с контрагентом и выяснить причину расхождений. У вас есть время на подготовку ответа на конкретные претензии и сбор документации, подтверждающей невиновность вашей компании.


Оспаривание решения ФНС


Если партнер оказался недобросовестным или фирмой-однодневкой, то следует предпринять ряд мер, которые помогут минимизировать негативные последствия:

  1. Подтвердить реальность покупки товаров, услуг или работ. Для этого следует использовать всю документацию по сделке, акты о выполненных работах и оказанных услугах, показания свидетелей.
  2. Доказать, что вы не договаривались с вашим техническим контрагентом об уклонении от исполнения налоговых обязательств. И не могли знать о допущенных вашим партнером нарушениях (определения ВС РФ , ). В данном случае пригодится пакет документации, собранный на потенциального контрагента перед заключением сделки.
  3. При отсутствии сведений о реальном поставщике либо исполнителе нужно требовать проведения налоговой реконструкции. Инспекторы обязаны рассчитать ваши налоги так, как если бы в цепочке сделок отсутствовали технички. То есть, речь идет о реальных налоговых обязательствах компании ( ). Такая позиция поддерживается судами, что подтверждается .
[H2]
Когда судьи могут заменить одного выгодоприобретателя на другого​
[/H2]

Инспекторы чаще всего выгодоприобретателем делают покупателя, так как именно с него проще взыскать полученные налоговые вычеты, обвинив его в недолжной осмотрительности ( ).

Но если компании известен реальный выгодополучатель в цепочке сделок, то об этом следует сообщить инспекторам или арбитрам.

К примеру, в судебной практике имеется случай, когда от претензий налоговиков помогли отбиться следующие аргументы:
  • отсутствие сговора компании со спорным контрагентом или реальным выгодоприобретателем;
  • компания не получала деньги в тех суммах, которые вменяют проверяющие, что свидетельствует об отсутствии экономического эффекта;
  • экономическую выгоду в виде уменьшения суммы налога от участия в цепочке технической фирмы получила другая компания, которая и является реальным выгодоприобретателем.
Также налогоплательщик указал, что инспекторы не провели контрольных мероприятий для признания спорных контрагентов недобросовестными. Фискалы даже не запросили документы по финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

Арбитры согласились с доводами компании, так как определился реальный выгодополучатель. Все обвинения с налогоплательщика были сняты ( ).

То есть, компания может оспорить претензии ФНС в получении налоговой выгоды.
 
Сверху Снизу