Сегодня поговорим о том, что делать во время налоговой проверки и после неё.
Выездная налоговая проверка сейчас не частое явление. Обычно у налоговиков накапливаются вопросы к компании по результатам анализа камералок. Если после них постоянно получаете требования и уведомления, а ещё и вызовы на комиссию, где предлагают добровольно внести в бюджет недоимку, выявленную по камералкам, готовьтесь к ВНП.
Как правило, к моменту назначения проверки набор нарушений полностью готов. И его нужно просто подтвердить первичными документами для составления акта.
Прежде чем принимать какие-то решения, оцените все риски, которые могут привести к ВНП. Исправлять то, что сделано по факту, тяжело. И если ваши действия попадают в зону повышенного риска — откажитесь от них, или «обставьте» по уму.
Итак, проверка завершилась. Что дальше?
По закону, компания должна попытаться решить спорные вопросы с налоговиками в досудебном порядке.
1. Для начала нужно получить справку об окончании проверки. Акт проверки ФНС готовит два месяца, начиная с даты её окончания.
Зафиксируйте дату вручения акта и проверьте наличие всех приложений к нему. Если чего-то не хватает — пишите, пусть дополняют.
2. В течение месяца после получения акта вы имеете право представить письменные возражения с доказательствами вашей правоты, подтвержденные первичкой. Ну и то, что выводы фискалов ошибочны.
Возражения могут быть и устными, их можно высказать во время рассмотрения материалов. А можно вообще не писать, а приберечь для суда. Правда, суд может и не приобщить их к делу.
3. После рассмотрения возражений по акту налоговики проводят дополнительный налоговый контроль и вручают компании дополнения к акту проверки.
4. Вы опять пишете возражения, если они имеются, и все повторяется. Это может длиться достаточно долго.
Каждая из сторон на этапе возражений должна «перетянуть одеяло на себя». Возможно, досудебная процедура и не решит спор, но укрепит позиции. И после уже будет понятно, стоит ли доводить дело до суда.
Налоговики не пойдут в суд с заведомо проигрышным делом, да и компании лучше там не светиться, если доказательства так себе.
В апелляционной жалобе нужно подробно описать все решения и действия налоговиков, в том числе и процедурные нарушения. Ответ должен прийти в установленный срок (месяц + месяц продления + 3 дня на вручение).
Если не устроит и решение вышестоящей налоговой, можно обратиться в ФНС. На это есть ещё три месяца. Отследить движение жалобы можно на сайте. Окончательное решение в споре компании с налоговиками может принять только суд. Не пропустите сроки подачи заявления в суд, отправьте его одновременно с жалобой в ФНС.
И последнее. Как вести себя на стадии досудебной процедуры:
– не конфликтуйте с налоговиками, у них много полномочий, и сегодня в спорах они более сильная сторона;
– не препятствуйте проведению проверки и другим мероприятиям, чтобы это не отразили в акте;
– если оспариваете расчеты и делаете свой и будьте готовы по нему заплатить;
– обязательно заявите о смягчающих обстоятельствах, так можно уменьшить штрафные санкции. Их всегда можно накопать целый перечень.
Повторим: всегда изучайте и отстаивайте свои права. Если ничего не делать, навесят по максимуму.
Выездная налоговая проверка сейчас не частое явление. Обычно у налоговиков накапливаются вопросы к компании по результатам анализа камералок. Если после них постоянно получаете требования и уведомления, а ещё и вызовы на комиссию, где предлагают добровольно внести в бюджет недоимку, выявленную по камералкам, готовьтесь к ВНП.
Как правило, к моменту назначения проверки набор нарушений полностью готов. И его нужно просто подтвердить первичными документами для составления акта.
А ещё проверка может быть с подачи следственного комитета, если он ведет расследование об уклонении от уплаты налогов.
Прежде чем принимать какие-то решения, оцените все риски, которые могут привести к ВНП. Исправлять то, что сделано по факту, тяжело. И если ваши действия попадают в зону повышенного риска — откажитесь от них, или «обставьте» по уму.
Итак, проверка завершилась. Что дальше?
По закону, компания должна попытаться решить спорные вопросы с налоговиками в досудебном порядке.
1. Для начала нужно получить справку об окончании проверки. Акт проверки ФНС готовит два месяца, начиная с даты её окончания.
Зафиксируйте дату вручения акта и проверьте наличие всех приложений к нему. Если чего-то не хватает — пишите, пусть дополняют.
2. В течение месяца после получения акта вы имеете право представить письменные возражения с доказательствами вашей правоты, подтвержденные первичкой. Ну и то, что выводы фискалов ошибочны.
Возражения могут быть и устными, их можно высказать во время рассмотрения материалов. А можно вообще не писать, а приберечь для суда. Правда, суд может и не приобщить их к делу.
3. После рассмотрения возражений по акту налоговики проводят дополнительный налоговый контроль и вручают компании дополнения к акту проверки.
4. Вы опять пишете возражения, если они имеются, и все повторяется. Это может длиться достаточно долго.
Каждая из сторон на этапе возражений должна «перетянуть одеяло на себя». Возможно, досудебная процедура и не решит спор, но укрепит позиции. И после уже будет понятно, стоит ли доводить дело до суда.
Налоговики не пойдут в суд с заведомо проигрышным делом, да и компании лучше там не светиться, если доказательства так себе.
После получения решения о привлечении к ответственности есть право в течение одного месяца обжаловать его в вышестоящей налоговой инспекции.
В апелляционной жалобе нужно подробно описать все решения и действия налоговиков, в том числе и процедурные нарушения. Ответ должен прийти в установленный срок (месяц + месяц продления + 3 дня на вручение).
Если не устроит и решение вышестоящей налоговой, можно обратиться в ФНС. На это есть ещё три месяца. Отследить движение жалобы можно на сайте. Окончательное решение в споре компании с налоговиками может принять только суд. Не пропустите сроки подачи заявления в суд, отправьте его одновременно с жалобой в ФНС.
И последнее. Как вести себя на стадии досудебной процедуры:
– не конфликтуйте с налоговиками, у них много полномочий, и сегодня в спорах они более сильная сторона;
– не препятствуйте проведению проверки и другим мероприятиям, чтобы это не отразили в акте;
– если оспариваете расчеты и делаете свой и будьте готовы по нему заплатить;
– обязательно заявите о смягчающих обстоятельствах, так можно уменьшить штрафные санкции. Их всегда можно накопать целый перечень.
Повторим: всегда изучайте и отстаивайте свои права. Если ничего не делать, навесят по максимуму.