Последнее время банки используются не как поставщики услуг, а как контролеры и палачи. Почему блокируют счета, мы писали в этом посте.
Кстати, блокирует не какой-то злобный работник банка, а робот. Ежедневно в банке над ним трудятся программисты и безопасники и постоянно его «подкручивают». В основном, сторону ужесточения, хотя и ослабить тоже могут.
Причем на контроле сегодня не только компании, но и их контрагенты. Почему их и нужно регулярно проверять. Признаков подозрительности, как операций, так и фирм в каждом банке – сотни и они постоянно меняются. С введением светофора ЗСК стало еще сложнее. Некоторые банки блокируют средства и не отдают ни под каким предлогом, например, Открытие.
Вообще, блокируется не счет, а дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Тотальный блок лишь реальным террористам. И совершать операции по бумажным платежкам можно. Да, будут проверять, могут отказать, но обычно принимают. Если отказывают, должны объяснить причину. Если ответа нет, нужно его требовать.
Робот блокирует чаще не за операцию, а в целом за систематическую сомнительную деятельность. Поэтому клиенту следует понимать, чем он вызвал недовольство банка. Но разобраться самому, если нет друзей-менеджеров, сложно. Да и критерии меняются. Хотя некоторые банки предоставляют чек-листы и системы проверки В Альфе есть «Индикатор риска», в Сбере – «Безопасность бизнеса», в Модуле – «Белый бизнес» и т.п.
Что делать с блоками по 115-ФЗ до сих пор многие не знают. Расскажем.
1. Выясняем причину. Если просят документы, отправляем в надлежащем виде. Кидать пачкой не нужно, там тоже люди, и разгребать бумажки не любят. Дополнительно можно сразу приложить письмо, где понятно расписать свою деятельность и экономические смыслы.
Если ничего не просят, пишем требование, чтобы создали условия для истребования документов, иначе будет нарушение 115-ФЗ. Кстати, право предоставить документы есть, даже если не просили. И банк должен будет их рассмотреть.
Если говорят: закрывайте счет без объяснения причин, делать так не нужно. При расторжении договора из-за блока по воле клиента и переводе средств в другой банк в связи с закрытием счета, информация идет в Росфинмониторинг и сейчас – сразу во все банки. Это уже ЧС. Посему, стоит вывести, а потом «закрыться».
На практике, предоставление документов помогает мало. Блокируют не для того, чтобы их изучать. Иногда пишут, что «сделать однозначный вывод о законности операций нельзя», иногда молчат. Если молчат, можно потребовать ответа, либо сразу идти с бумажной платежкой
2. Несем бумажную платежку. Сразу же подкрепляем ее письмом об экономическом смысле, откуда и куда перевод, и зачем. Обычно их берут, но могут, как задать ещё вопросы, так и отказать.
В этом случае необходимо получить отказ на бумаге и оформить требование о пояснении четких причин. Так банк будет вынужден либо провести операцию, либо выдать-таки мотивированное суждение. После нужно написать требование об устранении данных оснований. На него должны дать либо отказ с уведомлением о невозможности устранения оснований, либо новый запрос документов для их устранения. Если просят отозвать бумажную платежку, делать этого нельзя. Так сразу поставите себя в положение нарушителя и лишите всех прав.
Условно говоря, ваша задача – получить оформленный отказ.
3. Если платеж не приняли, ДБО не разблокировали, причины не указали, начинаем поднимать скандал. Пишем в отдел финмона, в юридический отдел, службу внутреннего контроля банка. Сразу же в МВК, прокуратуру, досудебную претензию. Дублируем всю историю и переписки в соцсети и на профильные сайты типа Банки.ру. Подключаем юристов и готовимся к суду.
Часто, когда банк видит такого «тревожного» клиента, он проще идет навстречу, дает вывести средства и даже может начать разбираться.
В любом случае не сдаемся.
Кстати, блокирует не какой-то злобный работник банка, а робот. Ежедневно в банке над ним трудятся программисты и безопасники и постоянно его «подкручивают». В основном, сторону ужесточения, хотя и ослабить тоже могут.
Причем на контроле сегодня не только компании, но и их контрагенты. Почему их и нужно регулярно проверять. Признаков подозрительности, как операций, так и фирм в каждом банке – сотни и они постоянно меняются. С введением светофора ЗСК стало еще сложнее. Некоторые банки блокируют средства и не отдают ни под каким предлогом, например, Открытие.
Вообще, блокируется не счет, а дистанционное банковское обслуживание (ДБО). Тотальный блок лишь реальным террористам. И совершать операции по бумажным платежкам можно. Да, будут проверять, могут отказать, но обычно принимают. Если отказывают, должны объяснить причину. Если ответа нет, нужно его требовать.
Робот блокирует чаще не за операцию, а в целом за систематическую сомнительную деятельность. Поэтому клиенту следует понимать, чем он вызвал недовольство банка. Но разобраться самому, если нет друзей-менеджеров, сложно. Да и критерии меняются. Хотя некоторые банки предоставляют чек-листы и системы проверки В Альфе есть «Индикатор риска», в Сбере – «Безопасность бизнеса», в Модуле – «Белый бизнес» и т.п.
Что делать с блоками по 115-ФЗ до сих пор многие не знают. Расскажем.
1. Выясняем причину. Если просят документы, отправляем в надлежащем виде. Кидать пачкой не нужно, там тоже люди, и разгребать бумажки не любят. Дополнительно можно сразу приложить письмо, где понятно расписать свою деятельность и экономические смыслы.
Если ничего не просят, пишем требование, чтобы создали условия для истребования документов, иначе будет нарушение 115-ФЗ. Кстати, право предоставить документы есть, даже если не просили. И банк должен будет их рассмотреть.
Если говорят: закрывайте счет без объяснения причин, делать так не нужно. При расторжении договора из-за блока по воле клиента и переводе средств в другой банк в связи с закрытием счета, информация идет в Росфинмониторинг и сейчас – сразу во все банки. Это уже ЧС. Посему, стоит вывести, а потом «закрыться».
На практике, предоставление документов помогает мало. Блокируют не для того, чтобы их изучать. Иногда пишут, что «сделать однозначный вывод о законности операций нельзя», иногда молчат. Если молчат, можно потребовать ответа, либо сразу идти с бумажной платежкой
2. Несем бумажную платежку. Сразу же подкрепляем ее письмом об экономическом смысле, откуда и куда перевод, и зачем. Обычно их берут, но могут, как задать ещё вопросы, так и отказать.
При отказе должны указать конкретный критерий по 115-ФЗ. Именно четкий, ибо часто пишут просто «отказ по 115-ФЗ» или общие слова.
В этом случае необходимо получить отказ на бумаге и оформить требование о пояснении четких причин. Так банк будет вынужден либо провести операцию, либо выдать-таки мотивированное суждение. После нужно написать требование об устранении данных оснований. На него должны дать либо отказ с уведомлением о невозможности устранения оснований, либо новый запрос документов для их устранения. Если просят отозвать бумажную платежку, делать этого нельзя. Так сразу поставите себя в положение нарушителя и лишите всех прав.
Условно говоря, ваша задача – получить оформленный отказ.
3. Если платеж не приняли, ДБО не разблокировали, причины не указали, начинаем поднимать скандал. Пишем в отдел финмона, в юридический отдел, службу внутреннего контроля банка. Сразу же в МВК, прокуратуру, досудебную претензию. Дублируем всю историю и переписки в соцсети и на профильные сайты типа Банки.ру. Подключаем юристов и готовимся к суду.
Часто, когда банк видит такого «тревожного» клиента, он проще идет навстречу, дает вывести средства и даже может начать разбираться.
В любом случае не сдаемся.
Последнее редактирование: