Кто-то заказывает договор франчайзинга у специалистов, кто-то поручает подготовку договора своим сотрудникам, а кто-то скачивает из интернета.
Независимо от выбранного варианта необходимо понимать, что договор должен быть персонализирован именно под соответствующую франшизу и договоренности сторон (правообладателя и франчайзи).
Чей-то шаблон, даже договор известной франшизы на подготовку которого было потрачено N-времени и N2-денег, может в итоге навредить, а не защитить интересы сторон, если некорректно отражает взаимодействие между правообладателем и франчайзи.
Какие положения и детали всегда необходимо внимательно вычитать и откорректировать, перед тем как предлагать договор франчайзи на подпись?
1. Правильность и точность формулировок.
В договоре не должно присутствовать:
- Формулировок, которые можно толковать по-разному;
- Ошибок в терминах, например, правообладатель обещал предоставить доступ к обучающим курсам в количестве 40 шт., понимая под этим количество уроков, а в итоге франчайзи требует именно 40 обучающих программ.
Почему это важно?
Потому что в случае возникновения спора между правообладателем и пользователем есть риск того, что суд примет решение в пользу другой стороны, например, толкуя спорные формулировки так как видит их оппонент, а следовательно объем прав и обязанностей сторон по договору может быть рассмотрен не так, как это подразумевал, например, правообладатель, что в итоге приведет к решению не в пользу правообладателя.
2. Предмет договора должен быть четко прописан, кто кому что передает.
В большом количестве договоров франчайзинга я встречал ситуации, где предмет определен следующими словами: «Правообладатель обязуется предать Пользователю право использования комплекса исключительных прав, принадлежащих Правообладателю»
Иииииииии всё!
Возможно, такая формулировка не навредит Вам, если Вы развиваете только один бренд и правообладатель не имеет иных объектов интеллектуальной собственности. Но что, если правообладатель развивает параллельно несколько франшиз? Или помимо франшизы Вы занимаетесь, например, музыкой или фотографией. И франчайзи, толкуя в свою сторону настолько абстрактный пункт, потребуют от правообладателя право использования его произведений, аргументируя это тем, что это необходимо для повышения коэффициента удержания клиентов при развитии бизнеса по франшизе.
Всегда необходимо точно прописать объем прав, который Вы предоставляете своим франчайзи по договору. Не бойтесь загрузить данный пункт договора длинным перечнем объектов, которые предоставляются на основании договора франчайзинга. В будущем – это сбережёт Вам время и деньги.
3. Обязательны приложения к договору, трактующие каждый элемент передаваемых знаний для франчайзи: франчбук, база знаний, ноу-хау, поставщики.
Данный пункт продолжает идею пункта 2.
Немало упаковщиков франшиз и шаблонов договоров франчайзинга из интернета рекомендуют определить весь состав франчайзингового пакета, как ноу-хау правообладателя.
Что в корне не верно! Ключевыми особенностями ноу-хау согласно ст. 1465 ГК РФ является потенциальная коммерческая ценность информации и ее недоступность третьим лицам.
Так что скопированные с чьего-то сайта рекомендации по подбору помещения, трудовой договор из «Консультант+» или перечень поставщиков по определению не может быть ноу-хау, подобные элементы лучше определять не в состав ноу-хау, а базу данных, собранную правообладателем.
4. Зоны ответственности франчайзера и франчайзи.
Данный раздел имеет высокую важность в случаях, когда франчайзи «прогорел» и начинаются споры о том кто виноват в этом. Поскольку правообладатель заявляет, что франчайзи не следовал рекомендациям правообладателя и не исполнял свои обязательства по договору, а франчайзи будет искать ответ в той части, где будет высказано, что именно правообладатель не исполнил часть своих обязательств, например, в части консультационного сопровождения или помощи в подборе персонала.
Чем лучше и полнее структурирован договор франчайзинга в части прав и обязанностей сторон при организации бизнеса по франшизе и ее ведению, чем будет проще не только сотрудникам обеих сторон понять, кто и что должен делать, но и проще проводить анализ причин убыточности точки франчайзи.
5. Ответственность франчайзера и франчайзи.
Как правило, данный раздел является темой для жарких диспутов при согласовании условий договора франчайзинга между правообладателем и франчайзи. Так как в большинстве случаев правообладатель не несет по договору никакой ответственности, в то время как франчайзи может понести существенные расходы в виде штрафных санкций за каждый неверный «чих».
На мой взгляд, в большинстве случаев данный раздел может быть как раз-таки не перегружен и в нем должна присутствовать финансовая ответственность только по тем пунктам договора, которые на самом деле имеют критическое значение для правообладателя и его бренда.
Порой, правообладатели слишком увлекаются и ставят несоразмерную ответственность, например, за то, что франчайзи закрылся на час раньше или новый администратор нарушил скрипт продаж, причем это могло быть по обстоятельствам независящим от сотрудника. Перегруз данного раздела договора нередко не только ведет к снижению продаж франшизы, но и конфликтам между правообладателем и франчайзи, если правообладатель заместо того, чтобы потребовать устранить нарушение сразу требует выплатить штраф.
6. Четко прописаны должны быть вознаграждения сторон: паушальный взнос, инвестиции, роялти и иные платежи.
Всегда стоит точно указывать за что платит франчайзи!
Например, франчайзи выплатил паушальный взнос за доступ к комплексу исключительных прав, однако, по договору не определено, когда КИП считается переданным и каким образом КИП передается, что может привести к конфликту по вопросу «когда и точно ли КИП переданы в полном объеме?».
Так же и с любым другим платежом, чем он более конкретизирован, тем легче будет не только сторонами, но и даже судьям разобраться за что какой платеж платится. Например, нередко возникают жаркие споры вокруг маркетингового платежа, так как судьи не понимают за что именно платил франчайзи.
7. Конфиденциальность.
Пункт важен, но надо понимать, что не только положением о конфиденциальности в Договоре или NDA (Соглашением о конфиденциальности) мы ограничены. Если Вы действительно хотите выстроить защиту ноу-хау и базы данных, то не только в договоре надо ограничивать действия франчайзи, но и у себя, внутри компании, принять ряд актов, вводящих режим конфиденциальности, определить какая именно информация подпадает под это понятие и как охраняется, например, одним из таких документов является положение о коммерческой тайне.
8. Форс-мажоры и четкие определения к ним.
Все помнят события почти трехлетней давности? Да-да я про COVID. В то время тогда разгорались споры не только между арендодателями и арендаторами, а также государством и бизнесом, который закрыли надолго, но и между франчайзи и правообладателями.
В чем был спор?
Ряд правообладателей франшиз, которые как раз и попали под тотальный запрет деятельности на несколько месяцев, требовали с франчайзи своевременной уплаты роялти, в то время как такие франчайзи считали, что конечно не должны платить, так как не работают, а значит не используют КИП.
В большинстве тех споров, которые дошли до суда франчайзи проиграли именно потому, что правообладатель описал закрытый перечень того, что можно считать форс-мажором, а что нет, так что данный раздел и перечень обстоятельств важен не столько для правообладателя, сколько для франчайзи, пока еще жива память о событиях, когда пользоваться нормально КИП вроде франчайзи не может не по своей воле, но платить обязан.
Данную статью можно продолжать почти бесконечно, однако, это уже будет разбор тонкостей договора франчайзинга, где по каждому положению можно писать отдельную статью.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация