Систему оформления автомобильных аварий на скоростных дорогах хотят поменять. Мы выяснили, что именно ждет водителей
Фото: АГН «Москва»
Московские власти и дорожные активисты просят МВД пересмотреть Правила дорожного движения и обязать водителей съезжать на обочину после ДТП для оформления бумаг. И уже на обочине фиксировать повреждения, вызывать ГИБДД и договариваться друг с другом, кто виноват. Объясняем, какие плюсы в новой схеме и какие сложности могут возникнуть у водителей.
Зачем менять правила
Поменять порядок оформления незначительных ДТП хочет правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. Эксперты считают, что так удастся избежать повторных аварий с наездами на стоящие на дороге автомобили. По данным экспертного центра, за 2020 год произошло более трех тысяч таких ДТП. Речь идет о дорогах с высокой разрешенной скоростью, в Москве чаще всего такие аварии происходят на МКАД.
По словам представителя столичного ЦОДД Александра Евсина, разбирательство кто кому поцарапал бампер в полосе движения на скоростной дороге часто заканчивается тем, что спорщиков «примиряет» условный КамАЗ.
«Нельзя допускать такой ситуации. Должны быть либо даны исчерпывающие объяснения от уполномоченных лиц, либо внесены изменения в формулировки правил оформления ДТП», — считает Евсин.
На МКАД по инициативе ЦОДД даже появились информационные сообщения с просьбой сразу покинуть дорогу в случае аварии.
Что хотят сделать
По мнению активистов, выступающих за нововведение, первое что должен сделать участник ДТП на скоростной дороге — это покинуть полосу движения в целях предотвращения вторичного ДТП. А все остальные формальности могут подождать. Эксперты считают, что знак аварийной остановки не выполняет свою функцию из-за неудачной конструкции, размера и слабой отражающей способности.
Фото: Олег Лозовой / РБК
Поэтому участники ДТП после контакта должны, не останавливаясь на дороге, съехать на обочину. При этом примерную схему ДТП, расстановку автомобилей во время аварии и фотофиксацию повреждений предлагается сделать уже на обочине. Такая система допустима в случае мелких повреждений, отсутствия пострадавших и наличия полисов ОСАГО у обеих сторон. Помочь в рассмотрении страхового случая, по словам представителей ЦОДД и экспертного центра Probok.net, могут видеозаписи с регистраторов и дорожных камер. Правда, запросить данные с последних могут пока только сотрудники ГИБДД.
Что говорят страховщики
У представителей сообщества страховых компаний новая инициатива вызывает много вопросов. В первую очередь страховщики сомневаются, что все водители смогут, во-первых, правильно зафиксировать повреждения на обочине, а во-вторых, согласиться друг с другом о назначении виновника аварии — для этого один из них будет вынужден признать, что он нарушил правила и допустил столкновение.
Как заявил корреспонденту Autonews.ru вице-президент Всероссийского союза автостраховщиков Сергей Ефремов, для урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании необходимы фото или видеоматериалы, которые дадут возможность понять обстоятельства причинения вреда — кто куда ехал, кто как ударился и кого куда занесло.
Инициаторы изменений считают, что это вторичные факторы, которые не стоят человеческих жизней. Страховые компании уверены, что новая схема с отсутствием видеоматериалов и фото самой аварии может всколыхнуть волну мошенничества. Страховщики будут либо отказывать в выплатах, либо выплачивать убытки и повышать тарифы. В том числе и по авариям, оформленным по Европротоколу.
Электронное извещение
С 1 ноября российским водителям уже упростили оформление ДТП — стала доступна возможность сделать это электронно через приложение «Помощник ОСАГО». С его помощью можно передавать фото с места аварии в страховую компанию по всей России. При этом вызов сотрудников ГИБДД на место аварии теперь необязателен, как и бумажное извещение о ДТП. Воспользоваться новой опцией могут не только физические, но и юридические лица.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
По информации РСА, электронное извещение равноценно бумажному, но оформить его можно только при несерьезных ДТП — если столкнуться не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба третьим лицам и у обоих водителей есть полиса ОСАГО. При этом автомобилисты обязаны нарисовать схему происшествия и сделать фотографии. Поэтому даже эта новая опция идет вразрез с предложениями съезжать на обочину, так как для отправки фотографий в базу данных РСА водителям придется выйти из машины и сфотографировать автомобили на полосе.
Съезд на обочину — это оставление места ДТП? Или нет?
Сегодня, согласно правилам, после ДТП водитель должен немедленно остановиться. Далее необходимо выставить знак аварийной остановки и сфотографировать автомобиль со всех сторон. Если никто в аварии не пострадал, а машина создает помеху для движения, водитель уже сегодня обязан освободить дорогу.
Согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ, если в результате ДТП создается препятствие для движения других транспортных средств, водитель, причастный к аварии, обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение машин по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры. Водитель также должен отметить следы и предметы, относящиеся к происшествию, и обозначить повреждения автомобилей.
После этого можно съезжать на обочину и дожидаться ГИБДД либо ехать на ближайший пост. Поэтому требование ЦОДД, размещенное на информационных табло на МКАД, соответствуют правилам, и съезд на обочину оставлением места ДТП не считается.
Примут ли новые правила
Даже для совершения первичных действий автомобилистам сегодня все-таки приходится, пускай и ненадолго, покидать автомобиль. А это, по мнению авторов предложения съезжать на обочину без остановки, подвергает жизнь людей опасности.
Юристы, поддерживающие съезд с дороги, считают, что сфотографировать аварию для страховой можно и с обочины, но далеко не факт, что представители страховых компаний такие фотографии и видео устроят. По мнению последних, предложение нуждается в серьезном обсуждении и доработке. Единственным вариантом, при котором страховщики допускают новый порядок оформления ДТП — это предоставление им доступа к потоковым дорожным камерам. В некоторых регионах такая система уже работает в пилотном режиме, но в большинстве субъектов страховым компаниям все еще отказывают в доступе к камерам.
Подробнее на Autonews:
Фото: АГН «Москва»
Московские власти и дорожные активисты просят МВД пересмотреть Правила дорожного движения и обязать водителей съезжать на обочину после ДТП для оформления бумаг. И уже на обочине фиксировать повреждения, вызывать ГИБДД и договариваться друг с другом, кто виноват. Объясняем, какие плюсы в новой схеме и какие сложности могут возникнуть у водителей.
Зачем менять правила
Поменять порядок оформления незначительных ДТП хочет правительственная комиссия по безопасности дорожного движения. Эксперты считают, что так удастся избежать повторных аварий с наездами на стоящие на дороге автомобили. По данным экспертного центра, за 2020 год произошло более трех тысяч таких ДТП. Речь идет о дорогах с высокой разрешенной скоростью, в Москве чаще всего такие аварии происходят на МКАД.
По словам представителя столичного ЦОДД Александра Евсина, разбирательство кто кому поцарапал бампер в полосе движения на скоростной дороге часто заканчивается тем, что спорщиков «примиряет» условный КамАЗ.
«Нельзя допускать такой ситуации. Должны быть либо даны исчерпывающие объяснения от уполномоченных лиц, либо внесены изменения в формулировки правил оформления ДТП», — считает Евсин.
На МКАД по инициативе ЦОДД даже появились информационные сообщения с просьбой сразу покинуть дорогу в случае аварии.
Что хотят сделать
По мнению активистов, выступающих за нововведение, первое что должен сделать участник ДТП на скоростной дороге — это покинуть полосу движения в целях предотвращения вторичного ДТП. А все остальные формальности могут подождать. Эксперты считают, что знак аварийной остановки не выполняет свою функцию из-за неудачной конструкции, размера и слабой отражающей способности.
Фото: Олег Лозовой / РБК
Поэтому участники ДТП после контакта должны, не останавливаясь на дороге, съехать на обочину. При этом примерную схему ДТП, расстановку автомобилей во время аварии и фотофиксацию повреждений предлагается сделать уже на обочине. Такая система допустима в случае мелких повреждений, отсутствия пострадавших и наличия полисов ОСАГО у обеих сторон. Помочь в рассмотрении страхового случая, по словам представителей ЦОДД и экспертного центра Probok.net, могут видеозаписи с регистраторов и дорожных камер. Правда, запросить данные с последних могут пока только сотрудники ГИБДД.
Что говорят страховщики
У представителей сообщества страховых компаний новая инициатива вызывает много вопросов. В первую очередь страховщики сомневаются, что все водители смогут, во-первых, правильно зафиксировать повреждения на обочине, а во-вторых, согласиться друг с другом о назначении виновника аварии — для этого один из них будет вынужден признать, что он нарушил правила и допустил столкновение.
Как заявил корреспонденту Autonews.ru вице-президент Всероссийского союза автостраховщиков Сергей Ефремов, для урегулирования убытков по ОСАГО страховой компании необходимы фото или видеоматериалы, которые дадут возможность понять обстоятельства причинения вреда — кто куда ехал, кто как ударился и кого куда занесло.
Инициаторы изменений считают, что это вторичные факторы, которые не стоят человеческих жизней. Страховые компании уверены, что новая схема с отсутствием видеоматериалов и фото самой аварии может всколыхнуть волну мошенничества. Страховщики будут либо отказывать в выплатах, либо выплачивать убытки и повышать тарифы. В том числе и по авариям, оформленным по Европротоколу.
Электронное извещение
С 1 ноября российским водителям уже упростили оформление ДТП — стала доступна возможность сделать это электронно через приложение «Помощник ОСАГО». С его помощью можно передавать фото с места аварии в страховую компанию по всей России. При этом вызов сотрудников ГИБДД на место аварии теперь необязателен, как и бумажное извещение о ДТП. Воспользоваться новой опцией могут не только физические, но и юридические лица.
Фото: Кирилл Зыков / АГН «Москва»
По информации РСА, электронное извещение равноценно бумажному, но оформить его можно только при несерьезных ДТП — если столкнуться не более двух автомобилей, нет пострадавших, нет ущерба третьим лицам и у обоих водителей есть полиса ОСАГО. При этом автомобилисты обязаны нарисовать схему происшествия и сделать фотографии. Поэтому даже эта новая опция идет вразрез с предложениями съезжать на обочину, так как для отправки фотографий в базу данных РСА водителям придется выйти из машины и сфотографировать автомобили на полосе.
Съезд на обочину — это оставление места ДТП? Или нет?
Сегодня, согласно правилам, после ДТП водитель должен немедленно остановиться. Далее необходимо выставить знак аварийной остановки и сфотографировать автомобиль со всех сторон. Если никто в аварии не пострадал, а машина создает помеху для движения, водитель уже сегодня обязан освободить дорогу.
Согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ, если в результате ДТП создается препятствие для движения других транспортных средств, водитель, причастный к аварии, обязан освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение машин по отношению друг к другу и к объектам дорожной инфраструктуры. Водитель также должен отметить следы и предметы, относящиеся к происшествию, и обозначить повреждения автомобилей.
После этого можно съезжать на обочину и дожидаться ГИБДД либо ехать на ближайший пост. Поэтому требование ЦОДД, размещенное на информационных табло на МКАД, соответствуют правилам, и съезд на обочину оставлением места ДТП не считается.
Примут ли новые правила
Даже для совершения первичных действий автомобилистам сегодня все-таки приходится, пускай и ненадолго, покидать автомобиль. А это, по мнению авторов предложения съезжать на обочину без остановки, подвергает жизнь людей опасности.
Юристы, поддерживающие съезд с дороги, считают, что сфотографировать аварию для страховой можно и с обочины, но далеко не факт, что представители страховых компаний такие фотографии и видео устроят. По мнению последних, предложение нуждается в серьезном обсуждении и доработке. Единственным вариантом, при котором страховщики допускают новый порядок оформления ДТП — это предоставление им доступа к потоковым дорожным камерам. В некоторых регионах такая система уже работает в пилотном режиме, но в большинстве субъектов страховым компаниям все еще отказывают в доступе к камерам.
Подробнее на Autonews:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация