Сегодня мы бы хотели поговорить с вами об одном крайне занимательном документе от 30.12.22 – своеобразном подарке на Новый Год от ФНС.
Этим документом является Письмо ФНС России N СД-4-18/17916@ под кодовым названием “О направлении обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения” – а точнее приложение к нему, Какой же интерес представляет данный Обзор, согласованный с Следственным Комитетом и МВД России? Давайте разбираться.
Прежде всего отметим, что подобные Обзоры почти всегда имеют достаточно специфическую тематику; и рассматриваемый нами сегодня документ тому не исключение – в нём обобщен опыт выявления и доказательства нелегальных схем ухода от оплаты налогов (причем с необычным, но обоснованным акцентом на выявление реального бенефициара и сбора доказательной базы его причастности).
Сразу нужно уточнить, что именно в данном документе понимается под “успешностью” – это слово означает, что результатом этих “примеров” стало привлечение к уголовной ответственности реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений. При этом в 31 случае бенефициарами оказались собственники, руководители и главные бухгалтеры налогоплательщиков, и еще 14 лиц неформально управляли деятельностью компаний или получали от них экономически необоснованную выгоду.
Сколько дел не дошло до суда благодаря привлечению опытных налоговых юристов и адвокатов – неизвестно, но полагаем что гораздо больше чем 45.
Само письмо заинтересовало нас не связкой “Преступление и наказание”, а систематизированным списком мероприятий и последовательностью действий, которые использовались государственными органами в реальных делах для сбора доказательственной базы. Обзор упоминает такие комплексы мероприятий, как анализ движения товарных и денежных потоков, поиск информации в отношении конечных получателей доходов с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации (СМИ и социальные сети), получение информации от Росфинмониторинга и некоторые другие.
«Наиболее эффективными и действенными» названы следующие инструменты:
· допросы, зафиксированные в протоколах свидетельских показаний;
· допрос потерпевшего;
· осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов;
· истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика;
· проведение экспертизы документов;
· обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
· осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации;
· контроль и запись переговоров (прослушка).
Да и вообще в документе много интересных позиций, например факты соединений номеров участников схемы - тоже доказательство умысла + многое другое.
В обзоре следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; установление подобных обстоятельств требует огромных следственных действий.
Судя по содержанию Письма и напряженной обстановке с наполнением государственного бюджета, есть вполне себе реальный риск солидного роста количества совместных расследований налоговиков и правоохранительных органов уже в самое ближайшее время.
Такое случается – если ты используешь нелегальные схемы для ухода от налогов, ты должен быть готов к серьёзным последствиям.
Этим документом является Письмо ФНС России N СД-4-18/17916@ под кодовым названием “О направлении обзора успешных практик устранения схем уклонения от налогообложения” – а точнее приложение к нему, Какой же интерес представляет данный Обзор, согласованный с Следственным Комитетом и МВД России? Давайте разбираться.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Прежде всего отметим, что подобные Обзоры почти всегда имеют достаточно специфическую тематику; и рассматриваемый нами сегодня документ тому не исключение – в нём обобщен опыт выявления и доказательства нелегальных схем ухода от оплаты налогов (причем с необычным, но обоснованным акцентом на выявление реального бенефициара и сбора доказательной базы его причастности).
В данном случае была проанализирована практика в отношении 45 налогоплательщиков.
Сразу нужно уточнить, что именно в данном документе понимается под “успешностью” – это слово означает, что результатом этих “примеров” стало привлечение к уголовной ответственности реальных выгодоприобретателей от совершения налоговых преступлений. При этом в 31 случае бенефициарами оказались собственники, руководители и главные бухгалтеры налогоплательщиков, и еще 14 лиц неформально управляли деятельностью компаний или получали от них экономически необоснованную выгоду.
Сколько дел не дошло до суда благодаря привлечению опытных налоговых юристов и адвокатов – неизвестно, но полагаем что гораздо больше чем 45.
Само письмо заинтересовало нас не связкой “Преступление и наказание”, а систематизированным списком мероприятий и последовательностью действий, которые использовались государственными органами в реальных делах для сбора доказательственной базы. Обзор упоминает такие комплексы мероприятий, как анализ движения товарных и денежных потоков, поиск информации в отношении конечных получателей доходов с использованием информационных ресурсов налоговых органов, внешних источников информации (СМИ и социальные сети), получение информации от Росфинмониторинга и некоторые другие.
«Наиболее эффективными и действенными» названы следующие инструменты:
· допросы, зафиксированные в протоколах свидетельских показаний;
· допрос потерпевшего;
· осмотр (обыск) территорий, помещений проверяемого лица, документов и предметов;
· истребование документов и информации у проверяемого лица, либо контрагентов проверяемого налогоплательщика;
· проведение экспертизы документов;
· обыск и выемка документов, в том числе электронной переписки;
· осмотр местности, иного помещения, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, в т.ч. ноутбуков, компьютеров и иных электронных носителей информации;
· контроль и запись переговоров (прослушка).
Да и вообще в документе много интересных позиций, например факты соединений номеров участников схемы - тоже доказательство умысла + многое другое.
В обзоре следственные органы обращают внимание на сложность доказывания причастности бенефициарных владельцев к принятию решений по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; установление подобных обстоятельств требует огромных следственных действий.
Судя по содержанию Письма и напряженной обстановке с наполнением государственного бюджета, есть вполне себе реальный риск солидного роста количества совместных расследований налоговиков и правоохранительных органов уже в самое ближайшее время.
Такое случается – если ты используешь нелегальные схемы для ухода от налогов, ты должен быть готов к серьёзным последствиям.