Часть 1
1. Какие компетенции Вы ожидаете от сотрудников, которые приходят в подразделение. Каких знаний не хватает выпускникам вузов?
Сотрудников после ВУЗов не берем никогда. Здесь даже не какая-то предвзятость к образованию, а квалификационные требования, установленные ЦБ, согласно которым сотрудник антиотмывочного подразделения должен иметь не менее 6 месяцев опыта работы в банке.
В 99% случаев набираем людей уже с опытом из других банков, либо в редких случаях своих из других отделов, например, из операционки. Скажу так, кадрового голода в опытных юнитах не испытываем.
2. Как поставлена работа в отделе?
Руководитель отдела утром смотрит отчеты, сформированные в нашей системе по заданным алгоритмам. Далее результаты отчетов распределяются по сотрудникам в ручном режиме (кто по умнее, тому клиенты посложнее и так далее). Затем сотрудники уже работают со списком клиентов. Кому-то запрос направить, кому-то блокирнуть счет без запроса, если и так все понятно.
Каждый сотрудник за день должен отработать свой участок. По всем клиентам пишется в системе мотивированное суждение. Если кому отказали, то указываются причины.
Затем вступает в работу отдел отчетности, который отправляет информацию об отказах или подозрительных операциях в РосФинМониторинг.
И так каждый день, рутина. Работы реально много, часто приходится задерживаться.
3. Как работает робот по 115-фз; конкретно какие критерии и суммы Блокировка автоматическая? Как обойти робота?
У банка большая клиентская база, и понятно, что руками весь массив не отследить. Весь отбор подозрительных операций осуществляет машина. Критерии фильтров известны всем и не являются какой-то особой тайной. Например, ежемесячно мониторится налоговая нагрузка, если у клиента доля бюджетных платежей меньше 0,9% от дебетового оборота, то такая компания попадает в выборку.
По налоговой нагрузке работают фильтры ежемесячные и ежеквартальные.
Есть ежедневные фильтры. Например, веерное обналичивание, когда на компанию приходит сумма и в тот же день раскидывается по ИПшникам.
Есть фильтры так называемого «дробления» платежей, когда очень хитрый клиент специально дробит операции более мелкими суммами.
Большой упор делается на черные списки. Если контрагенты клиента из ЧС, то такая компания попадает в автомат. Скажу сразу, списки мы используем не только ЦБ, но и свои собственные.
Обойти робота можно. Например, попадались клиенты, которые манипулируют налоговой нагрузкой. Они не попадали на фильтр, заметили случайно. Ребята платили налоги каждый день, аккурат держали нагрузку в 1% ежедневно (такого же не бывает в реальной жизни). После выявления схемы, пришлось подкрутить алгоритмы робота.
Работа над алгоритмами идет практически ежедневно, всегда находятся умельцы, которые проскакивают через дыры системы.
Сложно ответить на вопрос, как обойти робота. Я вот, например, думаю, что он совершенен и все пути закрыты, но…всегда появляется что-то новое. У меня глаз замылен, даже в голову не приходит ни одна идея. А когда приходит, меняю алгоритм автомата.
4. Кто блокирует счет (отключает клиент-банк), робот или человек?
По-разному. Есть робот полностью автоматический, тебе лишь приходит уведомление, что по такому-то клиенту есть блокировка. Автомат работает с жестким обналом, где сам клиент числится в черных списках, его контрагенты, и сама операция мутная, например, идет ломка НДС (вход с НДС, выход без НДС).
Человек блокирует только клиентов, которые попали на фильтр. Нередки случаи, когда после анализа операций и запроса документов, клиент получает положительную оценку и работает спокойно дальше.
Продолжение следует
При подготовке к интервью, нам поступило много вопросов от читателей. Поэтому всё интервью будет состоять из них.
1. Какие компетенции Вы ожидаете от сотрудников, которые приходят в подразделение. Каких знаний не хватает выпускникам вузов?
Сотрудников после ВУЗов не берем никогда. Здесь даже не какая-то предвзятость к образованию, а квалификационные требования, установленные ЦБ, согласно которым сотрудник антиотмывочного подразделения должен иметь не менее 6 месяцев опыта работы в банке.
В 99% случаев набираем людей уже с опытом из других банков, либо в редких случаях своих из других отделов, например, из операционки. Скажу так, кадрового голода в опытных юнитах не испытываем.
2. Как поставлена работа в отделе?
Руководитель отдела утром смотрит отчеты, сформированные в нашей системе по заданным алгоритмам. Далее результаты отчетов распределяются по сотрудникам в ручном режиме (кто по умнее, тому клиенты посложнее и так далее). Затем сотрудники уже работают со списком клиентов. Кому-то запрос направить, кому-то блокирнуть счет без запроса, если и так все понятно.
Каждый сотрудник за день должен отработать свой участок. По всем клиентам пишется в системе мотивированное суждение. Если кому отказали, то указываются причины.
Затем вступает в работу отдел отчетности, который отправляет информацию об отказах или подозрительных операциях в РосФинМониторинг.
И так каждый день, рутина. Работы реально много, часто приходится задерживаться.
3. Как работает робот по 115-фз; конкретно какие критерии и суммы Блокировка автоматическая? Как обойти робота?
У банка большая клиентская база, и понятно, что руками весь массив не отследить. Весь отбор подозрительных операций осуществляет машина. Критерии фильтров известны всем и не являются какой-то особой тайной. Например, ежемесячно мониторится налоговая нагрузка, если у клиента доля бюджетных платежей меньше 0,9% от дебетового оборота, то такая компания попадает в выборку.
По налоговой нагрузке работают фильтры ежемесячные и ежеквартальные.
Есть ежедневные фильтры. Например, веерное обналичивание, когда на компанию приходит сумма и в тот же день раскидывается по ИПшникам.
Есть фильтры так называемого «дробления» платежей, когда очень хитрый клиент специально дробит операции более мелкими суммами.
Большой упор делается на черные списки. Если контрагенты клиента из ЧС, то такая компания попадает в автомат. Скажу сразу, списки мы используем не только ЦБ, но и свои собственные.
Обойти робота можно. Например, попадались клиенты, которые манипулируют налоговой нагрузкой. Они не попадали на фильтр, заметили случайно. Ребята платили налоги каждый день, аккурат держали нагрузку в 1% ежедневно (такого же не бывает в реальной жизни). После выявления схемы, пришлось подкрутить алгоритмы робота.
Работа над алгоритмами идет практически ежедневно, всегда находятся умельцы, которые проскакивают через дыры системы.
Сложно ответить на вопрос, как обойти робота. Я вот, например, думаю, что он совершенен и все пути закрыты, но…всегда появляется что-то новое. У меня глаз замылен, даже в голову не приходит ни одна идея. А когда приходит, меняю алгоритм автомата.
4. Кто блокирует счет (отключает клиент-банк), робот или человек?
По-разному. Есть робот полностью автоматический, тебе лишь приходит уведомление, что по такому-то клиенту есть блокировка. Автомат работает с жестким обналом, где сам клиент числится в черных списках, его контрагенты, и сама операция мутная, например, идет ломка НДС (вход с НДС, выход без НДС).
Человек блокирует только клиентов, которые попали на фильтр. Нередки случаи, когда после анализа операций и запроса документов, клиент получает положительную оценку и работает спокойно дальше.
Продолжение следует
Последнее редактирование: