Швеция была последней страной континентальной Европы, в которой еще оставалось левостороннее движение.
Если ты когда-нибудь побываешь в Швеции, обрати пристальное внимание на дороги и на то, как движется по ним транспорт. Ничего особенного, верно? Верно. А все благодаря Дню Н — 3 сентября 1967 года…
Испокон веков в Швеции было левостороннее движение. Точнее, так: движение было интуитивное и за ним особенно не следили. Редкие кареты и повозки как-нибудь да разъедутся, а если кого и задавят, то будет, конечно, печально. С другой стороны, на дворе Средневековье — чего вы хотели?
Официально впервые проблема левостороннего движения была поднята в начале XVIII века. Очевидно, идея унифицировать шведское дорожное движение с европейским показалась здравой и разумной. А шведам нравится все здравое и разумное ).
В 1718 году Карл XII отменил левостороннее движение, потребовав перехода на правостороннее движение. Меньше чем два десятилетия спустя, в 1734 году, отменили и королевский указ. В итоге в конце XIX века движение в Швеции по-прежнему было сумбурным.
Но уже в начале Экс экс века в связи с промышленной революцией и всеобщей автоматизацией откладывать переход с левостороннего на правостороннее движение в Швеции стало опасно и экономически невыгодно. Шведы и так протянули дольше всех: и в Дании, и в Норвегии, и даже в Финляндии левую сторону уже сменили на правую. Это, кстати, создавало множество проблем при пересечении шведами границ соседних стран, а эти пересечения, как ты понимаешь, происходили постоянно.
И вот в 1955 году вопрос перехода был вынесен на голосование референдума. 85% населения высказались против. Тогда властям пришлось действовать по русской схеме: то есть не слушать своих граждан.
В 1963 году была образована Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Позже был выбран и день официального перехода — «день Н» (по первой букве шведского термина, обозначающего правостороннее движение, — Högertrafik), 3 сентября 1967 года.
Властям предстояло осуществить национальный план подготовки к переходу. Например, в автобусах Стокгольма пришлось вырезать двери с правой стороны и передвигать водителя на левую. А вот богатенький Гётеборг мог позволить себе купить новые автобусы с правыми дверями, а старые продать Пакистану.
Особенно в ходе транспортной реформы досталось трамвайным линиям: их решено было снять почти везде, кроме того же Гётеборга, Норрчёпинга и пары линий лена Стокгольм. Переключались светофоры, менялись дорожные указатели, корректировались фары. И, конечно, велась активная работа с населением.
Помимо информационных буклетов о пользе правостороннего движения были выпущены модные кожаные перчатки для водителей красного и зеленого цветов.
Старожилы вспоминают, что логотип перехода встречался даже на женском белье… А еще у правостороннего движения появился свой гимн «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») в исполнении ВИА The Telstars.
И вот, день Н настал. Точное время перехода — 5 часов утра 3 сентября 1967 года. С часа до шести утра было запрещено движение личного автотранспорта (кроме велосипедов).
Но, как прекрасно видно на фотографии, переход осуществлялся не без труда: сложно заставить человека мыслить правой стороной полушария, когда он привык мыслить левой .
Тем не менее благодаря принудительному снижению скорости в первые месяцы после перехода и, видимо, толковому его осуществлению, жертв на дороге удалось избежать. Как написал Time, «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Но, уверены, старшее поколение до сих пор ездит в Англию просто ностальгии ради.
Если ты когда-нибудь побываешь в Швеции, обрати пристальное внимание на дороги и на то, как движется по ним транспорт. Ничего особенного, верно? Верно. А все благодаря Дню Н — 3 сентября 1967 года…
Испокон веков в Швеции было левостороннее движение. Точнее, так: движение было интуитивное и за ним особенно не следили. Редкие кареты и повозки как-нибудь да разъедутся, а если кого и задавят, то будет, конечно, печально. С другой стороны, на дворе Средневековье — чего вы хотели?
Официально впервые проблема левостороннего движения была поднята в начале XVIII века. Очевидно, идея унифицировать шведское дорожное движение с европейским показалась здравой и разумной. А шведам нравится все здравое и разумное ).
В 1718 году Карл XII отменил левостороннее движение, потребовав перехода на правостороннее движение. Меньше чем два десятилетия спустя, в 1734 году, отменили и королевский указ. В итоге в конце XIX века движение в Швеции по-прежнему было сумбурным.
Но уже в начале Экс экс века в связи с промышленной революцией и всеобщей автоматизацией откладывать переход с левостороннего на правостороннее движение в Швеции стало опасно и экономически невыгодно. Шведы и так протянули дольше всех: и в Дании, и в Норвегии, и даже в Финляндии левую сторону уже сменили на правую. Это, кстати, создавало множество проблем при пересечении шведами границ соседних стран, а эти пересечения, как ты понимаешь, происходили постоянно.
И вот в 1955 году вопрос перехода был вынесен на голосование референдума. 85% населения высказались против. Тогда властям пришлось действовать по русской схеме: то есть не слушать своих граждан.
В 1963 году была образована Государственная комиссия по переходу на правостороннее движение (Statens Högertrafikkomission). Позже был выбран и день официального перехода — «день Н» (по первой букве шведского термина, обозначающего правостороннее движение, — Högertrafik), 3 сентября 1967 года.
Властям предстояло осуществить национальный план подготовки к переходу. Например, в автобусах Стокгольма пришлось вырезать двери с правой стороны и передвигать водителя на левую. А вот богатенький Гётеборг мог позволить себе купить новые автобусы с правыми дверями, а старые продать Пакистану.
Особенно в ходе транспортной реформы досталось трамвайным линиям: их решено было снять почти везде, кроме того же Гётеборга, Норрчёпинга и пары линий лена Стокгольм. Переключались светофоры, менялись дорожные указатели, корректировались фары. И, конечно, велась активная работа с населением.
Помимо информационных буклетов о пользе правостороннего движения были выпущены модные кожаные перчатки для водителей красного и зеленого цветов.
Старожилы вспоминают, что логотип перехода встречался даже на женском белье… А еще у правостороннего движения появился свой гимн «Держи вправо, Свенссон» («Håll dig till höger, Svensson») в исполнении ВИА The Telstars.
И вот, день Н настал. Точное время перехода — 5 часов утра 3 сентября 1967 года. С часа до шести утра было запрещено движение личного автотранспорта (кроме велосипедов).
Но, как прекрасно видно на фотографии, переход осуществлялся не без труда: сложно заставить человека мыслить правой стороной полушария, когда он привык мыслить левой .
Тем не менее благодаря принудительному снижению скорости в первые месяцы после перехода и, видимо, толковому его осуществлению, жертв на дороге удалось избежать. Как написал Time, «обошлось помятыми крыльями и задетым самомнением». Но, уверены, старшее поколение до сих пор ездит в Англию просто ностальгии ради.