В обратную связь прилетают разные вопросы, но все чаще и чаще звучат вопросы, общий смысл которых - как ФНС мониторит доходы от криптовалюты?
Если коротко, то ответ - никак.
Несмотря на то, что в июле прошлого года приняли закон о налоговом регулировании доходов и расходов от обращения с криптой, ФНС уже довела до территорий приказ, которым внесены изменения в форму декларации 3-НДФЛ, добавлены новые коды доходов от продажи крипты, по факту сегодня адекватных инструментов для системного мониторинга таких доходов нет.
И тут дело, думается, совершенно ни в желании, ни в кривизне ПО, ни в отсутствии познаний (наверняка ЦА ФНС с криптой давно на ты), вопрос в том, что в принципе отсутствует механизм поиска и выявления таких доходов.
И хотя банки вроде как должны бороться с отмывом денег через куплю-продажу крипты, ЦБ уже давно грозил всем пальцем, что это весьма рисковый вид операций, по факту, банки работают сегодня кто во что горазд.
ФНС же может наткнуться на такие доходы только случайно, когда работает по конкретному физику, никакого обмена информацией с банками и с криптобиржами нет и вряд ли будет ближайшее время.
Хотя тот факт, что закон о налогообложении крипты приняли (в законе они называются цифровые финансовые активы), причём предусмотрели не только уплату налога с дохода, но и возможность заявить вычеты, связанные с расходами на приобретение криптовалют, говорит о медленном, но верном движении в сторону завинчивания налоговых гаек.
Пока никто не понимает, как считать доход и чем подтверждать какие-то вычеты, однако сам факт, что возникает вопрос не только "как не попасть на НДФЛ при работе с криптой", но и "как попытаться заплатить налоги с доходов от крипты" говорит о высоком уровне самосознания криптовалютных налогоплательщиков.
При этом если категорию с первым вопросом заботит исключительно сокрытие (минимизация) факта получения таких доходов и последствия их вскрытия силами ФНС, то задающих второй вопрос больше всего беспокоит потенциальный беспредел со стороны ФНС - не начнёт ли она конкретно копать и доначислять, если он попытается сдать 3-НДФЛ, но цифры в нем не покажутся налоговикам убедительными и ему пересчитают и доход (в сторону увеличения) и расход (в сторону уменьшения, а то и вовсе умножат на ноль).
И тут вспоминай-не вспоминай манифесты ФНС о любви и доверии между налоговиками и налогоплательщиками, в основе сознания людей, даже готовых заплатить налоги, на подкорке записано, что от ФНС можно ждать только подставы, особенно в таком новом и запутанном вопросе.
Однако справедливости ради стоит отметить, что термины "крипта", "криптобиржа", "фиат", "арбитраж крипты" для рядовых сотрудников ФНС зачастую звучат не очень понятно, те же инспектора, которые будут камералить 3-НДФЛ с задекларированными доходами от продажи крипты (ну вдруг все-таки кто-то рискнет подать декларацию в рамках декларационной кампании) вряд ли смогут объективно и адекватно оценить цифры и сделать основанный не иначе как на законе вывод о том, занижен здесь доход или нет и не завышены ли расходы.
Хотя нельзя и не отметить определённую долю истины во мнении, что подача 3-НДФЛ с декларированием таких доходов однозначно спровоцирует внимание и даст ФНС вполне законные основания, как минимум, запросить движения по счетам физлица в рамках такой проверки.
Кто хочет разобраться сам, что там такого депутаты понаписали, чтобы выставить на налоги заядлых криптовалютчиков - нужно попытаться изучить Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ (вступил в силу с 14.07.2022), больше информацию пока черпать неоткуда.
Писали, как всегда, для людей и инспекторов, но без их участия, поэтому выглядит и читается не очень, а пока самое чёткое описание поиска доходов от продажи крипты и для налогоплательщиков и для налоговиков в цитате из бессмертного творения А. С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...
Если коротко, то ответ - никак.
Несмотря на то, что в июле прошлого года приняли закон о налоговом регулировании доходов и расходов от обращения с криптой, ФНС уже довела до территорий приказ, которым внесены изменения в форму декларации 3-НДФЛ, добавлены новые коды доходов от продажи крипты, по факту сегодня адекватных инструментов для системного мониторинга таких доходов нет.
И тут дело, думается, совершенно ни в желании, ни в кривизне ПО, ни в отсутствии познаний (наверняка ЦА ФНС с криптой давно на ты), вопрос в том, что в принципе отсутствует механизм поиска и выявления таких доходов.
Единственные, кто пока видят следы потенциальных доходов от крипты, это банки, когда на карту физлица идут поступления с криптобиржи.
И хотя банки вроде как должны бороться с отмывом денег через куплю-продажу крипты, ЦБ уже давно грозил всем пальцем, что это весьма рисковый вид операций, по факту, банки работают сегодня кто во что горазд.
ФНС же может наткнуться на такие доходы только случайно, когда работает по конкретному физику, никакого обмена информацией с банками и с криптобиржами нет и вряд ли будет ближайшее время.
Хотя тот факт, что закон о налогообложении крипты приняли (в законе они называются цифровые финансовые активы), причём предусмотрели не только уплату налога с дохода, но и возможность заявить вычеты, связанные с расходами на приобретение криптовалют, говорит о медленном, но верном движении в сторону завинчивания налоговых гаек.
Пока никто не понимает, как считать доход и чем подтверждать какие-то вычеты, однако сам факт, что возникает вопрос не только "как не попасть на НДФЛ при работе с криптой", но и "как попытаться заплатить налоги с доходов от крипты" говорит о высоком уровне самосознания криптовалютных налогоплательщиков.
При этом если категорию с первым вопросом заботит исключительно сокрытие (минимизация) факта получения таких доходов и последствия их вскрытия силами ФНС, то задающих второй вопрос больше всего беспокоит потенциальный беспредел со стороны ФНС - не начнёт ли она конкретно копать и доначислять, если он попытается сдать 3-НДФЛ, но цифры в нем не покажутся налоговикам убедительными и ему пересчитают и доход (в сторону увеличения) и расход (в сторону уменьшения, а то и вовсе умножат на ноль).
И тут вспоминай-не вспоминай манифесты ФНС о любви и доверии между налоговиками и налогоплательщиками, в основе сознания людей, даже готовых заплатить налоги, на подкорке записано, что от ФНС можно ждать только подставы, особенно в таком новом и запутанном вопросе.
Однако справедливости ради стоит отметить, что термины "крипта", "криптобиржа", "фиат", "арбитраж крипты" для рядовых сотрудников ФНС зачастую звучат не очень понятно, те же инспектора, которые будут камералить 3-НДФЛ с задекларированными доходами от продажи крипты (ну вдруг все-таки кто-то рискнет подать декларацию в рамках декларационной кампании) вряд ли смогут объективно и адекватно оценить цифры и сделать основанный не иначе как на законе вывод о том, занижен здесь доход или нет и не завышены ли расходы.
Хотя нельзя и не отметить определённую долю истины во мнении, что подача 3-НДФЛ с декларированием таких доходов однозначно спровоцирует внимание и даст ФНС вполне законные основания, как минимум, запросить движения по счетам физлица в рамках такой проверки.
Кто хочет разобраться сам, что там такого депутаты понаписали, чтобы выставить на налоги заядлых криптовалютчиков - нужно попытаться изучить Федеральный закон от 14.07.2022 N 324-ФЗ (вступил в силу с 14.07.2022), больше информацию пока черпать неоткуда.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Писали, как всегда, для людей и инспекторов, но без их участия, поэтому выглядит и читается не очень, а пока самое чёткое описание поиска доходов от продажи крипты и для налогоплательщиков и для налоговиков в цитате из бессмертного творения А. С. Пушкина:
О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг...