В статье описан один из приемов, часто используемых недобросовестными бизнесменами на торгах, под названием «таран». История основана на реальных событиях и уже завершилась разоблачением со стороны ФАС. Если в вашей практике случалось нечто похожее, обязательно объединяйтесь с другими пострадавшими и обращайтесь с жалобами в антимонопольный орган.
В Управление ФАС по г. Москве поступили заявления от нескольких компаний, заподозривших участников торгов в возможном нарушении антимонопольного законодательства.
По мнению заявителей, несколько организаций, оказывающих услуги профессионального клининга, объединились и, действуя сообща при проведении аукционов в электронной форме, «отсеивали» конкурентов, отпугивая их предложенной минимальной ценой контракта со стороны подставных фирм.
Рассмотрев жалобу, ФАС пришла к выводу, что действительно в период с 10.12.2019 по 15.09.2021 в единой информационной системе были опубликованы 9 аукционов в электронной форме по уборке и обслуживанию территорий на разных объектах. Общая начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) по рассматриваемым торгам составила более 64 млн. руб.
Приказом Московского УФАС по выявленным фактам было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении группы лиц. Признано, что компаниями была реализована «модель поведения, именуемая „таран“, при которой добросовестные участники торгов утрачивают экономический интерес в торгах, вследствие значительного снижения начальной максимальной цены контракта сговорившимися участниками, у которых нет реального намерения заключить контракт, а есть только цель введения в заблуждение относительно размера снижения цены».
Комиссия ФАС, рассматривая дело, отметила, что компании использовали для подачи заявок один IP-адрес, также установлены совпадения учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, дата и время создания и изменения файлов, а также объем файлов, поданных на участие в закупке. Кроме того, сами заявки признаны идентичными. Эти данные в том числе свидетельствовали об использовании конкурентами единой инфраструктуры при совместной подготовке и участии в торгах.
В итоге проведённого расследования группа компаний признана нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах. Возбуждено дело об административных правонарушениях в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской. Статья предусматривает административную ответственность:
– для должностных лиц – в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет;
– для юридических лиц – в виде административного штрафа в размере от 1 до 15 % размера суммы выручки правонарушителя.
P.S. С решением ФАС по делу № 077/01/11-15531/2021 можно ознакомиться по
Возможны два варианта: в нормо-часах и в фиксированной стоимости.
Скачать таблицы можно на сайте профессиональной Ассоциации клининговых и фасилити операторов (АКФО), которая их разработала.
Конечно, такой расчет не гарантирует полную прозрачность и отсеивание недобросовестных поставщиков на начальном этапе, но дает ясное понимание реальной стоимости услуги с учетом всех необходимых налоговых платежей.
В Управление ФАС по г. Москве поступили заявления от нескольких компаний, заподозривших участников торгов в возможном нарушении антимонопольного законодательства.
По мнению заявителей, несколько организаций, оказывающих услуги профессионального клининга, объединились и, действуя сообща при проведении аукционов в электронной форме, «отсеивали» конкурентов, отпугивая их предложенной минимальной ценой контракта со стороны подставных фирм.
Рассмотрев жалобу, ФАС пришла к выводу, что действительно в период с 10.12.2019 по 15.09.2021 в единой информационной системе были опубликованы 9 аукционов в электронной форме по уборке и обслуживанию территорий на разных объектах. Общая начальная максимальная цена контрактов (НМЦК) по рассматриваемым торгам составила более 64 млн. руб.
Таким образом были «отработаны» все девять аукционов. Снижение НМЦК составляло от 42,65% до 90,49%.Схема действий во всех случаях оказалась схожей. К примеру, в ходе одного из аукционов ряд подставных клининговых компаний поочередно подавали ценовые предложения с большим снижением (от 11 до 69% от заявленной НМЦК). Закономерно, что указанные действия привели к быстрому снижению стоимости контракта (в рассматриваемом примере почти полумиллиона рублей). Такое стремительное падение отпугивало действительных участников аукциона, понимавших, что указанная сумма не просто не достаточна для исполнения контракта с учетом необходимости уплаты налоговых платежей, но даже не конкурентна на «черном» рынке клининговых услуг. В итоге торги превращались в фарс, в котором принимала участие только ограниченная группа заранее сговорившихся компаний. Далее, при рассмотрении вторых частей заявок клининговые компании, предложившие наибольшее снижение цены, просто – напросто не предоставляли во второй части заявки ни одного документа в соответствии с Закупочной документацией, и аукционная комиссия вынуждена была признавать победителем третьего представителя этого фарса, предложившего ценовое предложение со снижением в 11% от НМЦК.
Приказом Московского УФАС по выявленным фактам было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении группы лиц. Признано, что компаниями была реализована «модель поведения, именуемая „таран“, при которой добросовестные участники торгов утрачивают экономический интерес в торгах, вследствие значительного снижения начальной максимальной цены контракта сговорившимися участниками, у которых нет реального намерения заключить контракт, а есть только цель введения в заблуждение относительно размера снижения цены».
Комиссия ФАС, рассматривая дело, отметила, что компании использовали для подачи заявок один IP-адрес, также установлены совпадения учетных записей, на которых создавались и изменялись файлы заявок, дата и время создания и изменения файлов, а также объем файлов, поданных на участие в закупке. Кроме того, сами заявки признаны идентичными. Эти данные в том числе свидетельствовали об использовании конкурентами единой инфраструктуры при совместной подготовке и участии в торгах.
В итоге проведённого расследования группа компаний признана нарушившей требования пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции посредством заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цен на торгах. Возбуждено дело об административных правонарушениях в соответствии со статьей 14.32 Кодекса Российской. Статья предусматривает административную ответственность:
– для должностных лиц – в виде административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификации на срок до трёх лет;
– для юридических лиц – в виде административного штрафа в размере от 1 до 15 % размера суммы выручки правонарушителя.
P.S. С решением ФАС по делу № 077/01/11-15531/2021 можно ознакомиться по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Рекомендация заказчикам
Чтобы избежать подобных ситуаций заказчикам при подготовке тендера на услуги профессиональной уборки можно порекомендовать использовать методику расчета услуг клининга.Возможны два варианта: в нормо-часах и в фиксированной стоимости.
Скачать таблицы можно на сайте профессиональной Ассоциации клининговых и фасилити операторов (АКФО), которая их разработала.
Конечно, такой расчет не гарантирует полную прозрачность и отсеивание недобросовестных поставщиков на начальном этапе, но дает ясное понимание реальной стоимости услуги с учетом всех необходимых налоговых платежей.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация