Пояснения часто используются налоговым органом в качестве инструмента получения информации у налогоплательщика в ходе камеральной проверки.
Многие предприниматели неоднократно сталкивались с необходимостью представить их в устном или письменном виде в связи с наличием различных вопросов у проверяющих
Особенно актуален вопрос с дачей пояснений налоговому органу в рамках камеральной проверки. Таким пояснениям даже посвящен отдельный пункт 3 статьи 88 Налогового Кодекса РФ. Сегодня мы разберем порядок ответа на требование о предоставлении пояснений в рамках камеральной налоговой проверки, на примере пояснений о причинах возникновения убытков. Этот вопрос стал предметом разбирательства в деле № А82-19019/2020.
- Нередки случаи, когда налоговый орган просит налогоплательщика сообщить ему о причинах возникновения убытков согласно поданной декларации. Данной ситуации посвящена отдельная норма п.3 статьи 88 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
При подготовке ответа на такое требование следует помнить о следующих моментах:
Налоговый орган может потребовать указать конкретные причины возникновения убытка. Какие финансово-хозяйственные операции повлияли на формирование убытка (указать конкретную причину, например, убыток от сделки или списание дебиторской задолженности или иные причины), а также представить сведения (пояснения) в отношении указанных операций (дата, номер, реквизиты договоров, приказов, актов и иных документов, подтверждающих правильность формирования налоговой базы).
Налоговый орган не вправе в требовании о предоставлении пояснений также требовать предоставления документов. Последнее истребование является незаконным и может быть обжаловано, т.к. для него существует отдельные нормы (статьи 93 и 93.1 НК РФ), а также порядок и формы документов
Отсутствие предоставления пояснений или предоставление их в неполном, по мнению налогового органа, виде будет являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа. Примером предоставления "неполных" пояснений может служить предоставление слишком размытых и абстрактных пояснений, из которых нельзя сделать вывода о причинах возникновения убытков.
Пример как нельзя, по мнению налогового органа и судов, отвечать на требования о причине убытков:
Убыток связан с сезонностью при выполнении работ по ремонту судов, с цикличностью, которая характерна для судостроительной отрасли вследствие длительного цикла производственного процесса в судостроении, низким процентом рентабельности, с переносом на более поздние сроки или отменой ряда крупных военных проектов и проектов по гражданскому судостроению.
Вывод.
:В последнее время практика по предоставлению пояснений складывается не в пользу налогоплательщиков. В случае наличия требования налогового органа о предоставлении конкретных пояснений, вам придется выбирать между подробным описанием ситуации налоговому органу (что иногда требуется для снятия с себя всех претензий) и денежным штрафом (уплата которого зачастую является малой кровью).
Многие предприниматели неоднократно сталкивались с необходимостью представить их в устном или письменном виде в связи с наличием различных вопросов у проверяющих
Особенно актуален вопрос с дачей пояснений налоговому органу в рамках камеральной проверки. Таким пояснениям даже посвящен отдельный пункт 3 статьи 88 Налогового Кодекса РФ. Сегодня мы разберем порядок ответа на требование о предоставлении пояснений в рамках камеральной налоговой проверки, на примере пояснений о причинах возникновения убытков. Этот вопрос стал предметом разбирательства в деле № А82-19019/2020.
- Нередки случаи, когда налоговый орган просит налогоплательщика сообщить ему о причинах возникновения убытков согласно поданной декларации. Данной ситуации посвящена отдельная норма п.3 статьи 88 НК РФ, согласно которой налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
При подготовке ответа на такое требование следует помнить о следующих моментах:
Налоговый орган может потребовать указать конкретные причины возникновения убытка. Какие финансово-хозяйственные операции повлияли на формирование убытка (указать конкретную причину, например, убыток от сделки или списание дебиторской задолженности или иные причины), а также представить сведения (пояснения) в отношении указанных операций (дата, номер, реквизиты договоров, приказов, актов и иных документов, подтверждающих правильность формирования налоговой базы).
На первый взгляд может показаться, что право определения содержания пояснений принадлежит налогоплательщику, но это обманчивое впечатление. Требование налогового органа о предоставлении конкретных сведений, обосновывающих размер полученного убытка полностью соответствуют правилам п.3 статьи 88 НК РФ.
Налоговый орган не вправе в требовании о предоставлении пояснений также требовать предоставления документов. Последнее истребование является незаконным и может быть обжаловано, т.к. для него существует отдельные нормы (статьи 93 и 93.1 НК РФ), а также порядок и формы документов
Отсутствие предоставления пояснений или предоставление их в неполном, по мнению налогового органа, виде будет являться основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности в виде штрафа. Примером предоставления "неполных" пояснений может служить предоставление слишком размытых и абстрактных пояснений, из которых нельзя сделать вывода о причинах возникновения убытков.
Пример как нельзя, по мнению налогового органа и судов, отвечать на требования о причине убытков:
Убыток связан с сезонностью при выполнении работ по ремонту судов, с цикличностью, которая характерна для судостроительной отрасли вследствие длительного цикла производственного процесса в судостроении, низким процентом рентабельности, с переносом на более поздние сроки или отменой ряда крупных военных проектов и проектов по гражданскому судостроению.
Вывод.
:В последнее время практика по предоставлению пояснений складывается не в пользу налогоплательщиков. В случае наличия требования налогового органа о предоставлении конкретных пояснений, вам придется выбирать между подробным описанием ситуации налоговому органу (что иногда требуется для снятия с себя всех претензий) и денежным штрафом (уплата которого зачастую является малой кровью).
Последнее редактирование: