Опротестовать решение инспекции по проверке в суде можно только после досудебного обжалования (п. 2 ст. 138 НК).
Досудебный порядок подачи жалобы начинается с вручения организации акта налоговой проверки, а заканчивается тогда, когда УФНС по субъекту РФ вынесет ответное решение по жалобе.
На это влияют два фактора.
Во-первых, скорость доставки почтовых отправлений.
Во-вторых, внутренние сроки передачи жалобы между инспекциями и управлениями ФНС.
В последнее время для налоговиков стало практически нормой нарушать процессуальные сроки рассмотрения жалоб на материалы проверок. Поэтому период досудебного рассмотрения может растянуться на год и более.
Часто компании уже не могут предугадать дату вручения решения по налоговой проверке, так как все сроки давно вышли. При этом для налогоплательщиков обязанность соблюдать сроки обжалования остается прежней.
Способы первичного обжалования следующие:
Компания может обжаловать решение налоговиков по проверке до того, как акт вступит в силу, или после. Если решение не вступило в законную силу, компания может оформить апелляционную жалобу по утвержденной форме и подать ее через свою инспекцию в УФНС.
Отправить жалобу компания должна в течение одного месяца с даты вручения ей акта. И инспекция не может выставить требование об уплате налогов или заблокировать счета, пока налоговики не рассмотрят жалобу и не вынесут по ней окончательное решение.
Кроме того, пока нет требования об уплате налогов и ответа на саму апелляционную жалобу, инспекторы не могут передать материалы проверки в Следственный комитет. По закону, они должны направить следователям решение о привлечении компании к ответственности, если организация нарушила срок исполнения требования более чем на два месяца (п. 3 ст. 32 НК).
Если ответ УФНС на апелляционную жалобу не устроил компанию, у нее есть три месяца, чтобы обратиться в суд.
Когда по какой-либо причине компания не подала апелляционную жалобу и решение по проверке вступило в законную силу, есть один год, чтобы оспорить ответ инспекции в вышестоящем налоговом органе. Эта жалоба подается по такой же форме, что и апелляционная.
Компания может обжаловать решение налоговой как в апелляционном, так и в обычном порядке. Прямого запрета на это нет. Однако есть особенности. Например, нельзя подать жалобу, если ранее компания уже пыталась оспорить решение по тем же основаниям (подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК).
Если по результатам проверки инспекторы доначислили налоги по нескольким эпизодам, а налогоплательщик в апелляционном порядке опротестовал решение частично, то компания имеет право повторно обжаловать решение по тем эпизодам, которые не оспаривала раньше. Если компания отозвала апелляционную жалобу и решение налоговой начало действовать, можно подать жалобу в УФНС по тем же основаниям, но уже на решение, вступившее в законную силу.
Инспекторы обычно отказывают организациям в рассмотрении дополнительных жалоб. При этом налоговая ссылается на повторность подачи протестов на одно и то же решение. Отказывают, даже если основания для жалоб разные.
Получается патовая ситуация. В суд можно идти только после попыток обжаловать решение налоговой в досудебном порядке. Но данный этап компания по факту пройти не может. Поэтому судьи вправе не принять иск, так как нет ответа налоговой по рассмотрении жалобы по существу.
Досудебный порядок подачи жалобы начинается с вручения организации акта налоговой проверки, а заканчивается тогда, когда УФНС по субъекту РФ вынесет ответное решение по жалобе.
Общая длительность досудебного рассмотрения жалобы налогоплательщика занимает примерно восемь месяцев.
На это влияют два фактора.
Во-первых, скорость доставки почтовых отправлений.
Во-вторых, внутренние сроки передачи жалобы между инспекциями и управлениями ФНС.
В последнее время для налоговиков стало практически нормой нарушать процессуальные сроки рассмотрения жалоб на материалы проверок. Поэтому период досудебного рассмотрения может растянуться на год и более.
Часто компании уже не могут предугадать дату вручения решения по налоговой проверке, так как все сроки давно вышли. При этом для налогоплательщиков обязанность соблюдать сроки обжалования остается прежней.
Способы первичного обжалования следующие:
Компания может обжаловать решение налоговиков по проверке до того, как акт вступит в силу, или после. Если решение не вступило в законную силу, компания может оформить апелляционную жалобу по утвержденной форме и подать ее через свою инспекцию в УФНС.
Отправить жалобу компания должна в течение одного месяца с даты вручения ей акта. И инспекция не может выставить требование об уплате налогов или заблокировать счета, пока налоговики не рассмотрят жалобу и не вынесут по ней окончательное решение.
Кроме того, пока нет требования об уплате налогов и ответа на саму апелляционную жалобу, инспекторы не могут передать материалы проверки в Следственный комитет. По закону, они должны направить следователям решение о привлечении компании к ответственности, если организация нарушила срок исполнения требования более чем на два месяца (п. 3 ст. 32 НК).
До этого момента фирму нельзя привлечь к уголовной ответственности по статьям 198–199.2 УК.
Если ответ УФНС на апелляционную жалобу не устроил компанию, у нее есть три месяца, чтобы обратиться в суд.
Когда по какой-либо причине компания не подала апелляционную жалобу и решение по проверке вступило в законную силу, есть один год, чтобы оспорить ответ инспекции в вышестоящем налоговом органе. Эта жалоба подается по такой же форме, что и апелляционная.
Компания может обжаловать решение налоговой как в апелляционном, так и в обычном порядке. Прямого запрета на это нет. Однако есть особенности. Например, нельзя подать жалобу, если ранее компания уже пыталась оспорить решение по тем же основаниям (подп. 4 п. 1 ст. 139.3 НК).
Если по результатам проверки инспекторы доначислили налоги по нескольким эпизодам, а налогоплательщик в апелляционном порядке опротестовал решение частично, то компания имеет право повторно обжаловать решение по тем эпизодам, которые не оспаривала раньше. Если компания отозвала апелляционную жалобу и решение налоговой начало действовать, можно подать жалобу в УФНС по тем же основаниям, но уже на решение, вступившее в законную силу.
Инспекторы обычно отказывают организациям в рассмотрении дополнительных жалоб. При этом налоговая ссылается на повторность подачи протестов на одно и то же решение. Отказывают, даже если основания для жалоб разные.
Получается патовая ситуация. В суд можно идти только после попыток обжаловать решение налоговой в досудебном порядке. Но данный этап компания по факту пройти не может. Поэтому судьи вправе не принять иск, так как нет ответа налоговой по рассмотрении жалобы по существу.