Как ответить на требование налоговой? И чем грозит молчание

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.789
Репутация
62.390
Реакции
276.955
RUB
0
Организации или ИП в процессе своей коммерческой деятельности периодически получают письма от ФНС. Налоговики могут потребовать, например, дать пояснения по каким-либо сделкам, погасить задолженность или предоставить недостающие документы. Игнорирование таких запросов грозит бизнесу штрафом и блокировкой счета.

Виды требований ФНС​

В основном инспекторы направляют письма налогоплательщикам в ходе камеральных и выездных проверок, а также при прочих контрольных мероприятиях. Причиной тому могут быть расхождения в отчетности, недостаток подтверждающих документов, ошибки в расчетах и т. д.
Ничего критичного в подобных ситуациях нет, это рядовые рабочие моменты, которые урегулировать довольно просто. Однако налогоплательщику стоит знать свои обязанности и круг правомочий фискалов, чтобы чувствовать себя уверенно и избежать ответственности.
ФНС имеет право запрашивать документы и информацию не только о вашем предприятии, но и о контрагенте.
Перечислим основные виды требований, которые налоговики присылают по ЭДО или в виде бумажных писем.
Виды требований ФНС
1) Требование о представлении поясненийПредъявляются при камеральных и выездных проверках, если:
  • в отчетах имеются ошибки или обнаружены расхождения с той информацией, которая уже есть у ФНС;
  • в отчетности показаны убытки;
  • компания применила налоговые льготы;
  • есть расхождения между бухгалтерской и налоговой отчетностью;
  • в корректирующей декларации уменьшена сумма налога к уплате
2) Требование о представлении документов (информации)В письме налоговая укажет, какие именно документы или информация нужны для проведения контрольного мероприятия. Точного перечня нет, но данные должны быть связаны непосредственно с предметом проверки, расчетом и уплатой налогов
3) Требование об уплатеПриходит в случае, если компания пропустила сроки уплаты обязательного платежа, ошиблась в реквизитах или недоплатила определенную сумму.
4) Требование (уведомление) о явке в налоговый органПри проведении контрольных мероприятий налоговики могут вызвать руководство организации или ИП для дачи устных пояснений (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК).
В письме ИФНС должно быть указано: адрес инспекции и номер кабинета, дата и время явки, описание цели вызова

Когда требование ФНС считается полученным​

В современных реалиях субъект бизнеса чаще всего получает сообщения от ИФНС электронным путем. Если требование пришло в личный кабинет налогоплательщика (юрлица или ИП), то срок для подготовки ответа начинает течь со дня получения письма.

Если налоговики отправили его по ТКС через оператора ЭДО, дата получения указывается в квитанции о приеме (письмо ФНС от 05.10. 2020 № СД-4-2/16167@).

В тех редких случаях, когда требование приходит на бумаге почтой, оно считается автоматически полученным на шестой рабочий день с даты отправки (по штемпелю на конверте). Срок исполнения, соответственно, начинает течь с седьмого рабочего дня.


Сроки ответа на требование налоговиков​

Конкретный срок для ответа на требование обязательно будет указан в письме налоговой инспекции, несмотря на то, что эти нормы уже прописаны в НК.
Систематизируем сроки ответа на требования ФНС и приведем их в виде таблицы.
Причина диалога с ФНССтатья НКСрок для ответа
Истребование документов в рамках камеральной или выездной проверкист. 93 НК10 рабочих дней со дня получения
Доп. мероприятия налогового контроляСт. 93, п. 6 ст. 101 НК10 рабочих дней со дня получения
Камеральная проверка нулевой ставки НДС и вычетов при реализации товаров, работ и услугСт. 93, п. 15 ст. 165 НК20 календарных дней со дня получения
Документы по сделкам вне рамок проверкиСт. 93, п. 2 ст. 93.1 НК10 рабочих дней со дня получения
Встречная проверкаСт. 93, п. 1 ст. 93.1 НК5 рабочих дней со дня получения
Контроль сделок между взаимозависимыми лицамиСт. 93, п. 6 ст. 105.17 НК30 рабочих дней со дня получения
Если вы не успеваете уложиться в срок, закон позволяет ходатайствовать о его продлении (п. 3 ст. 93 НК). Уважительной причиной может служить, например, отсутствие главного бухгалтера на рабочем месте, в связи с командировкой, больничным или очередным отпуском.

Как составить ответ на требование​

Если нет установленного законом бланка ответного письма, налогоплательщик ведет переписку с ФНС в свободной (произвольной) форме.
Например, пояснения к налоговой декларации по НДС должны быть направлены исключительно в электронном виде по образцу, утвержденному приказом ФНС № ММВ-7-15/682@ от 16.12.2016. А вот ответ по поводу ошибок и расхождений в отчетности, если они не повлияли на сумму к уплате, оформляется обычным письмом с приложением корректировок.
Если налоговая запрашивает дополнительные документы, предоставьте их либо на бумажном носителе лично (по почте заказным отправлением), либо направьте сканы по ТКС (кабинет налогоплательщика и ЭДО). Все дубликаты заверяются подписью руководителя и скрепляются печатью организации. Обратите внимание также, что в тексте письма или в отдельной описи вложений необходимо указать общее количество страниц.

Пример ответа на требование ФНС​

unnamed (1).png

Что будет, если не ответить на требование налоговой​

Ответственность за упорное молчание или случайное нарушение срока ответа наступает по следующим статьям НК:
  • штраф в размере 200 руб. – за каждый не предоставленный вовремя документ (п. 1 ст. 126 НК);
  • штраф 400 руб. – за каждый документ в случае повторного нарушения в течение одного года (п. 4 ст. 114 НК).
Отсутствие пояснений и необходимой информации может повлечь налоговую ответственность по ст. 129.1 НК, это уже более серьезные суммы – от 5 тысяч до 20 тысяч для организации. Отказ предоставить документы или пояснения по контрагенту грозит штрафом до 10 тысяч рублей (п. 2 ст. 126 НК).
Есть и еще один риск в игнорировании налоговых органов. Не отвечая на запросы и требования ФНС, не забирая заказные письма с почты, налогоплательщик увеличивает свои шансы попасть в план выездных проверок.

Может ли ФНС внести запись о недостоверности в ЕГРЮЛ, если компания не отвечает на требования​

Пример недавней судебной практики показал, что отсутствие обратной связи от компании можно расценивать как основание для привлечения к налоговой ответственности, т. е. назначения штрафа (№ А17-2390/2022). Однако внести запись о недостоверности сведений о директоре по этой причине нельзя. Игнорирование писем ФНС не свидетельствует о фиктивности руководителя (п. 2.4. письма ФНС от 30.12.2022 № КВ-4-14/17900@).










 
Сверху Снизу