Готовиться к проверке нужно заранее. Это единственный способ избежать доначислений, пени, штрафов. До приезда фискальной службы необходимо выполнить ряд действий, которые снизят вероятность «заработать» штрафные санкции.
[H2] Первоочередные меры[/H2]
Не бывает дыма без огня и проверки без повода. Есть решение о проведении проверки – значит, имел место предпроверочный анализ налогоплательщика и обнаружение налоговиками нарушений – реальных или мнимых. Их задача – закрепить находку документально, ваша задача: не допустить подобного.
Критерии, по которым налоговики отбирают «неблагонадежных» налогоплательщиков общедоступны, и любой бизнес может проверить, насколько он соответствует идеалу (приложение № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
[H2] Добавим конкретики[/H2]
Первым делом поднимите ранее полученные требования на представление информации и документов за последние три года (и ответы, которые вы давали).
Выясните:
По итогам вы узнаете, какие конкретно сделки попали под предпроверочный контроль и определите наиболее вероятное направление будущей выездной проверки.
Далее необходимо убедиться в правильности учета операций, обоснованности применения льгот, полноте и достаточности документального подтверждения, правильности начисления и уплаты налогов.
[H3] Налоговиков интересовали сделки с взаимозависимыми лицами[/H3]
Велика вероятность того, что они попытаются пересмотреть цены по ним, зададут вопросы по нормированию расходов, предъявят претензии по льготам, расходам и вычетам по НДС.
[H3] Интерес вызывали сделки с независимыми поставщиками[/H3]
Скорее всего, следует ожидать претензии по обоснованности и (или) документальному подтверждению расходов, и (или) претензий в рамках ст. 54.1 НК.
[H3] В поле зрения – «независимые» иностранцы[/H3]
Последуют претензии, связанные с местом оказания услуг, применением льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, претензии в рамках ст. 54.1 НК.
Обязательно помониторьте отраслевую судебную практику по налоговым спорам! Не исключено, что у налоговиков идет «обкатка» претензий на каком-то отраслевом налогоплательщике с тем, чтобы потом распространить «наработку» на всю отрасль.
[H2] Назначьте ответственное лицо[/H2]
Лучше, если один человек, обладающий квалификацией и опытом, будет:
[H2] Подготовьте сотрудников[/H2]
Налоговики охотно пользуются правом допрашивать как сотрудников, так и третьих лиц (ст. 90 НК). На последних вы вряд ли сможете повлиять, что до сотрудников, то с ними можно и нужно проводить «тренинги» по технике безопасности.
Например, предупредить о том, что вызов «на беседу» вполне может перерасти в допрос под протокол.
Следует проинформировать сотрудника о том, что в такой ситуации следует:
Насчет допросов третьих лиц: даже если у вас с ними нет контакта, вы вправе требовать представления протоколов их допросов вместе с актом налоговой проверки. Вы вправе ознакомиться с этими протоколами и снять копии. В будущем, когда дело дойдет до суда, вы вправе ходатайствовать перед ним об истребовании протоколов, подчеркнув, что до суда вы не смогли добиться их получения.
[H2] Подготовьте документы к истребованию[/H2]
Налоговики вправе требовать документы (ст. 93, 93.1 НК), проводить их выемку (ст. 94 НК). Налогоплательщик, получив требование, должен проверить, не были ли документы представлены ранее, и если да, то достаточно письменно об этом налоговиков, указав реквизиты ранее полученного требования и вашего ответа, а также ИФНС, в которую все это было отправлено (п. 5 ст. 93 НК), приложив копии требования и ответа.
Перед отправкой любого документа обязательно проверяйте правильность оформления, наличие нужных реквизитов, подписи, печати, отсутствие лишних наклеек, заметок и т. п. Вообще лучше приучить всех не делать никаких заметок, особенно на первичке, и раз в год проводить ревизию, – мало ли, нагрянут с неожиданной выемкой.
Вы ведете цифровой архив? Проверьте, нет ли на сканах нет ничего лишнего. Если не уверены, то имеет смысл сделать распечатку, проверить на корректность, сделать опись, сшить и представить в классическом, бумажном виде.
[H2] Подготовьте документы к выемке[/H2]
Практические рекомендации:
Нередко мы, используя ПК, не задумываемся о том, что помимо нас и наших адресатов доступ ко всему напечатанному может посторонний, в том числе налоговый инспектор, а то и следователь. В преддверии проверки необходимо удалить сомнительную информацию и переписку.
Изучите протокол, составленный по окончании выемки, проверьте, чтобы там были корректно отражены наименование и количество изъятых документов. Обязательно получите копию.
Если вы не согласны с выводами проверяющих – отстаивайте свои интересы!
[H2] Первоочередные меры[/H2]
- Проверьте, на месте ли первичка, и корректно ли она оформлена.
- Уточните, имеется ли досье всех контрагентов (выписки из ЕГРЮЛ, копии учредительных, доверенности и т. п.).
- Убедитесь в том, что с собственными документами все в порядке (регистрационные, учредительные, лицензии, документы на имущество – движимое и недвижимое, приказы о назначении руководителя, главбуха и т. п.)
- приказов об учетной политике;
- рабочего плана счетов;
- форм первичных учетных документов и регистров;
- правил документооборота;
- порядка контроля за хозяйственными операциями;
- налоговых деклараций или расчетов;
- регистров налогового учета;
- счетов-фактур;
- книг покупок и продаж.
Не бывает дыма без огня и проверки без повода. Есть решение о проведении проверки – значит, имел место предпроверочный анализ налогоплательщика и обнаружение налоговиками нарушений – реальных или мнимых. Их задача – закрепить находку документально, ваша задача: не допустить подобного.
Критерии, по которым налоговики отбирают «неблагонадежных» налогоплательщиков общедоступны, и любой бизнес может проверить, насколько он соответствует идеалу (приложение № 2 к приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333).
[H2] Добавим конкретики[/H2]
Первым делом поднимите ранее полученные требования на представление информации и документов за последние три года (и ответы, которые вы давали).
Выясните:
- какие конкретно контрагенты и сделки интересовали;
- выставлялись ли повторные требования по тем же контрагентам (сделкам);
- какие документы вы передавали налоговикам.
По итогам вы узнаете, какие конкретно сделки попали под предпроверочный контроль и определите наиболее вероятное направление будущей выездной проверки.
Далее необходимо убедиться в правильности учета операций, обоснованности применения льгот, полноте и достаточности документального подтверждения, правильности начисления и уплаты налогов.
[H3] Налоговиков интересовали сделки с взаимозависимыми лицами[/H3]
Велика вероятность того, что они попытаются пересмотреть цены по ним, зададут вопросы по нормированию расходов, предъявят претензии по льготам, расходам и вычетам по НДС.
[H3] Интерес вызывали сделки с независимыми поставщиками[/H3]
Скорее всего, следует ожидать претензии по обоснованности и (или) документальному подтверждению расходов, и (или) претензий в рамках ст. 54.1 НК.
[H3] В поле зрения – «независимые» иностранцы[/H3]
Последуют претензии, связанные с местом оказания услуг, применением льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения, претензии в рамках ст. 54.1 НК.
Обязательно помониторьте отраслевую судебную практику по налоговым спорам! Не исключено, что у налоговиков идет «обкатка» претензий на каком-то отраслевом налогоплательщике с тем, чтобы потом распространить «наработку» на всю отрасль.
[H2] Назначьте ответственное лицо[/H2]
Лучше, если один человек, обладающий квалификацией и опытом, будет:
- сопровождать инспекторов;
- отвечать на вопросы и давать пояснения;
- проверять информацию и документы до того, как они попадут в руки проверяющих,
- получать от них все ключевые документы (акты, справки, извещения, решения и т. п.)
[H2] Подготовьте сотрудников[/H2]
Налоговики охотно пользуются правом допрашивать как сотрудников, так и третьих лиц (ст. 90 НК). На последних вы вряд ли сможете повлиять, что до сотрудников, то с ними можно и нужно проводить «тренинги» по технике безопасности.
Например, предупредить о том, что вызов «на беседу» вполне может перерасти в допрос под протокол.
Следует проинформировать сотрудника о том, что в такой ситуации следует:
- немедленно остановить инспектора;
- вежливо, но твердо потребовать повестку на официальный допрос, в том числе и для того, чтобы оценить, нужен ли, например, защитник, и привлечь его.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
оказывает дисциплинирующее влияние на контролеров, препятствует незаконному давлению, исключает постановку некорректных, вводящих в заблуждение вопросов с заранее сформулированными, «правильными» ответами. С учетом того, что налоговики оценили и широко используют допросы «на камеру», участие представителя ценно и с психологической точки зрения.Насчет допросов третьих лиц: даже если у вас с ними нет контакта, вы вправе требовать представления протоколов их допросов вместе с актом налоговой проверки. Вы вправе ознакомиться с этими протоколами и снять копии. В будущем, когда дело дойдет до суда, вы вправе ходатайствовать перед ним об истребовании протоколов, подчеркнув, что до суда вы не смогли добиться их получения.
[H2] Подготовьте документы к истребованию[/H2]
Налоговики вправе требовать документы (ст. 93, 93.1 НК), проводить их выемку (ст. 94 НК). Налогоплательщик, получив требование, должен проверить, не были ли документы представлены ранее, и если да, то достаточно письменно об этом налоговиков, указав реквизиты ранее полученного требования и вашего ответа, а также ИФНС, в которую все это было отправлено (п. 5 ст. 93 НК), приложив копии требования и ответа.
Перед отправкой любого документа обязательно проверяйте правильность оформления, наличие нужных реквизитов, подписи, печати, отсутствие лишних наклеек, заметок и т. п. Вообще лучше приучить всех не делать никаких заметок, особенно на первичке, и раз в год проводить ревизию, – мало ли, нагрянут с неожиданной выемкой.
Вы ведете цифровой архив? Проверьте, нет ли на сканах нет ничего лишнего. Если не уверены, то имеет смысл сделать распечатку, проверить на корректность, сделать опись, сшить и представить в классическом, бумажном виде.
[H2] Подготовьте документы к выемке[/H2]
Практические рекомендации:
- Обязательно проверяйте, чтобы изымались лишь те документы, которые относятся к периоду проверки и к проверяемому факту.
- Требуйте от налоговиков обеспечить вас копиями (не позднее пяти дней со дня выемки).
- Документы передавайте только после того, как они будут сшиты, пронумерованы, скреплены подписью и печатью (при наличии). Иначе не избежать «случайных» пропаж, несанкционированного изъятия с последующими требованиями «немедленно представить» и штрафами.
Нередко мы, используя ПК, не задумываемся о том, что помимо нас и наших адресатов доступ ко всему напечатанному может посторонний, в том числе налоговый инспектор, а то и следователь. В преддверии проверки необходимо удалить сомнительную информацию и переписку.
Изучите протокол, составленный по окончании выемки, проверьте, чтобы там были корректно отражены наименование и количество изъятых документов. Обязательно получите копию.
Если вы не согласны с выводами проверяющих – отстаивайте свои интересы!
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация