Меня зовут Ренат Бесолов, последние 6 лет жизни я посвятил себя норвежскому промысловому флоту, который добывает морепродукты в акватории Баренцева моря. Я веду работу на судах средних размеров, по специальности — тралмастер и в мои обязанности входит настройка всего оборудования, используемого при лове, а также руководство членами палубной команды. Когда сезон лова оканчивается, я организую поставки добытых морепродуктов в страны СНГ.
Так как Баренцево море контролируется двумя странами (Россия и Норвегия), я расскажу вам о том, как этот бизнес устроен именно в них.
Чтобы вылов морепродуктов стал доходным бизнесом, их необходимо добывать в значительном количестве. Сделать это без специализированного судна никак не получится. Стоимость его может сильно варьироваться и зависеть от следующих основных факторов: габариты, год выпуска, техническое состояние, вид имеющегося оборудования.
Сейчас я хожу на краболове «Northeastern», примерная цена которого составляет около 5 млн долларов. Нельзя сказать, что это современное судно, но, несмотря на свой солидный возраст, оно оснащено всем необходимым оборудованием.
Также вам никак не обойтись без квоты на вылов, которая приобретается у государства. Стоит отметить, что она может стоить даже дороже, чем судно. Квоты бывают нескольких видов:
- единичная (поймал один раз и её действие заканчивается);
- возобновляемая (обнуляется в конце каждого кода, в Норвегии они передаются от отца к сыну по наследству).
Заводы отличаются своими мощностями и специализацией. Некоторые занимаются только одним определённым видом морепродуктов, другие же являются многопрофильными. К примеру, небольшие заводики могут приобретать исключительно треску, в то время как достаточно крупные берут всё, что им могут предложить владельцы рыболовецких судов, в том числе и краба.Сегодня выловом морепродуктов в Норвегии официально занимаются свыше 5000 судов. В их число входят как обычные рыбацкие суда, так и различные специализированные: краболовы, креветколовы, китоловы и т.д. В соответствии с действующим законодательством, продать улов можно только на рыбоперерабатывающий завод и никуда более. Вдоль норвежского побережья таких заводов 600. При этом некоторые суда имеют возможность перерабатывать рыбу прямо у себя на борту, если его конструкцией предусмотрено наличие необходимого для этого оборудования. В таком случае готовая продукция сразу же отправляется на один из складов.
Крупных заводов достаточно и они, в основном, располагаются в северной части страны (регион Finnmark). Также они есть в таких городах как Honningsvag, Tromso и прочие. Компании «Leroy Seafood» принадлежит большее число подобных заводов, и она является лидером отрасли.
Когда улов оказывается на суше, возможны несколько вариантов развития событий.
Прямая покупка. В таком случае мне приходится связываться с менеджером на прямую, либо же приезжать непосредственно на завод. По прибытии я покупаю необходимое мне количество рыбы (3 — 20 тонн), гружу её в микроавтобусы или грузовые машины, оборудованные рефрижераторами. Вывозить продукцию за пределы страны разрешено лишь тогда, когда завод имеет лицензию на экспорт. Если же таковой у него нет, то морепродукты перепродаются другому заводу, входящему в национальный реестр экспортёров. Конечно же, в итоге стоимость получается выше, так как завод добавляет свои 5-10% от цены.
Остатки продукции выставляются на аукцион, где вы можете приобрести как совсем маленькие партии (в несколько килограмм), так и крупные (от 1 тонны и до 100). Рыбу, приобретённую на аукционе, можно вывозить за границу, так как экспортная пошлина уже заложена в цену.
Дальнейшие действия зависят от конечной точки назначения. В том случае, если продукция направляется в страны, входящую в Европейскую экономическую зону, действует упрощенная система доставки о документации. Если же рыба проследует в Россию, которая не является членом Евросоюза и не входит в ЕЭЗ, расходы на логистику существенно увеличиваются, к цене добавляется НДС, что приводит к значительному подорожанию продукции. Кроме того появляется необходимость оформления дополнительных документов и разрешительных бумаг.
При этом цены, предлагаемые норвежцами русским морякам, на порядок выше тех, которые установлены в г. Мурманск. В связи с этим выгоднее потратить лишнее топливо и время для того, чтобы совершить длительный поход в Норвегию и продать морепродукты там, нежели в Мурманске. Полученная прибыль перекроет все расходы.В последнее время отмечается тенденция: всё больше российских судов, занимающихся добычей морепродуктов, заходят в Норвежские порты с целью продажи улова. Причина проста: в условиях жёсткой здоровой конкуренции, каждый завод пытается получить больше рыбы и готов предложить более выгодные условия. Так, среднестатистическое рыболовецкое судно способно ежемесячно вылавливать о 100 до 200 тонн рыбы, что даже при условии её перепродажи другому заводу, сулит солидную прибыль владельцам фабрики.
Нередко российские судна предпочитают сгружать добытый улов на иностранные транспортники прямо в море. Они следуют в Нидерланды и уже там его продают. В частности, именно такая практика существует в отношении всего краба, который находится в пределах Российской экономической зоны. Так как затраты на российских судах гораздо ниже, это составляет угрозу для норвежских предприятий.
Однако, невзирая на это, Правительство Норвегии поддерживает увеличение объёма вылова, а часть вырученной прибыли направляется на обновление флота, что позволяет стране занимать лидирующие позиции на европейском рынке морепродуктов.
Если бы в России был введён запрет на прямую продажу рыбы с судна иностранным государствам, то это бы привело к снижению цен на морепродукты на внутреннем рынке, позволило бы обеспечить тщательный контроль над соблюдением установленных норм вылова, улучшило бы качество продукции.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация