Как заправляют самолеты

Специальный корреспондент
Собака

Собака

Пресс-служба
Команда форума
Private Club
Регистрация
13/10/15
Сообщения
54.789
Репутация
62.390
Реакции
276.952
RUB
0
Многие из нас летали самолетами. Кто-то обращал внимание на заправку самолета перед вылетом, но не многие знают какой путь проходит топливо от поставщика до выдачи воздушному судну. А путь этот очень интересный и сложный.



Меня пригласили посетить заправочный комплекс . Основная задача топливозаправочного комплекса (ТЗК) — обеспечение бесперебойной и безопасной заправки воздушных судов с учетом требований международных стандартов.

Как заправляют самолеты


Одним из операторов по заправке воздушных судов в Домодедово, является Domodedovo Fuel Services — на данный момент крупнейший оператор в России и СНГ (про остальных чуть ниже).

Сливная эстакада для приема топлива — именно отсюда начинается путь авиатоплива, поступающего в Domodedovo Fuel Services по железной дороге:

02


Сливная эстакада обеспечивает одновременный слив авиационного керосина с 22 железнодорожных цистерн. В день слив осуществляется в среднем три раза, т.е. 66 цистерн в сутки, а это ~ 5000 куб.м. авиационного топлива. Поставки топлива также осуществляются через трубопровод, в процентном соотношении поставки ж/д / трубопровод составляет 70/30.

03


Куда же сливают топливо? У предприятия Domodedovo Fuel Services есть два резервуарных парка (приемный и расходный) для приема, хранения и подготовки авиационного топлива перед его подачей на заправку воздушных судов. Емкость приемного и расходного резервуарного парков составляет 15 000 и 34 000 куб.м. соответственно. Данные объекты связаны между собой магистральным топливопроводом протяженностью около 5 километров:

04


Поставку и продажу топлива авиакомпаниям в аэропорту Домодедово осуществляют различные операторы: «ЛукОйл», «ГазпромНефть», ТНК-ВР, «Шелл и Аэрофьюэлз» и сам Domodedovo Fuel Services:

05


Но вернемся чуть ранее. Как же наше топливо себя чувствует? Просто взяли и слили в резервуар? НЕТ! Все топливо, которое поступает в аэропорт, еще до слива в резервуары, уже под контролем. Первый — входной контроль. При приеме каждой партии забираются пробы для идентификации поступившего продукта. В среднем, это 3 литра для лабораторных исследований, а также арбитражная проба:

07


Все пробы поступают в высокотехнологичную лабораторию. Здесь проходят исследование не только авиатоплива, но и спец.жидкости (например, противообледенительная, противокристаллизационная), авиамасла и гидрожидкости, используемые в системах ВС:

08


Входная проверка — не единственная. После слива продукта в резервуары склада, топливо проходит второй контроль — приемный. Здесь уже топливо тестируется строго в соответствии с ГОСТом по 11 показателям: плотность, фракционный состав...

09


11


10


После проверки на топливо выписывается Паспорт качества, который является основанием для выдачи авиатоплива на заправку самолетов.

12


Как авиакеросин попадает в топливные баки самолета? Для этого в аэропорту используется специальная техника. Топливозаправщики:

13


Еще есть заправочные агрегаты, которые закачивают авиакеросин в топливные баки воздушных судов напрямую из топливопроводной системы. На ряде мест стоянок самолетов в Домодедово выведены колодцы с топливными гидрантами, к которым подключается заправочный агрегат. В аэропорту топливозаправщики и заправочные агрегаты используются в соотношении 60/40.

Для поддержания постоянного давления в системе работает насосная станция:

14


В насосной станции, в топливозаправщиках стоят специальные фильтры, которые обеспечивают дополнительную фильтрацию топлива

15


Заправочные агрегаты, которые подключаются прямо на перроне к Центральной заправке самолетов и производят заправку воздушных судов:

16


Топливозаправщики вместимостью от 10 до 60 куб.м., обеспечивающие заправку всех видов отечественных и зарубежных воздушных судов, включая :

17


В парке также есть низкопрофильные топливозаправщики, осуществляющие заправку самолетов типа Airbus А319 и А320 «в крыло» без применения дополнительных приспособлений:

18


19


Компьютеризированные пункты налива топливозаправщиков:

20


При заправке топливозаправщика, а потом им воздушного судна все параметры по заливке топлива отображаются на специальном пульте управления:

21


Небольшое отступление. Заправить воздушное судно — не просто воткнуть шланг и ждать, когда топливо перельется из топливозаправщика. При заправке воздушного судна, в обязательном порядке делается заземление борта и топливозаправщика. Оператор топливозаправщика (см. правую руку) держит прибор контроля оператора «DEADMAN». Через определенное количество времени оператор должен нажимать на кнопку, тем самым подтверждая, что с ним все нормально. В случае не отзыва оператора — заправка прекращается:


22


В рамках проекта «Технологии будущего Домодедово» проводится внедрение автоматизированной системы учета топлива. Каждый топливозаправщик, резервуар оснащается передатчиком, который будет передавать информацию о количестве полученного/отданного топлива. Это позволяет оперативно и точно получать информацию об изменении объемов поставляемого и хранимого топлива. Пример на резервуаре — слева:

23


На топливозаправщике:

24


В настоящий момент в Домодедово работают два оператора по заправке топливом — Domodedovo Fuel Services и «Шелл и Аэрофьюэлз». У авиакомпаний есть возможность выбирать как поставщика топлива, так и поставщика услуг по заправке, исходя из собственных потребностей, ни один из поставщиков авиатоплива не имеет доминирующего положения:

25


Вот так заправляют самолеты. Путь топлива до воздушного судна сложный и непростой. Выбирайте себе авиакомпанию, а она позаботится о выборе авиатопливозаправки.

26






 
Сверху Снизу