Нынче модная и актуальная тема — налоговые оговорки в хозяйственных договорах.
Они призваны снижать налоговые риски, поэтому ФНС, ратующая за налоговую чистоту бизнеса, проявляет к ним большой интерес.
То есть, стороны заранее договариваются, что в рамках конкретной сделки каждая из них самостоятельно и за свой счёт оплатит все положенные налоги и сборы. А при нарушении налоговой оговорки виновная сторона готова возместить убытки пострадавшей стороне. Но так ли всё идеально бывает на практике?
Нет, и пример, который мы привели в посте выше, об этом свидетельствует (постановление 11 ААС от 10.11.2020 по делу № А55-33207/2019).
И тут сам собой напрашивается вопрос — а кому выгодна налоговая оговорка: бизнесу или налоговикам, чтобы манипулировать налогоплательщиками, дурить им головы и брать на испуг?
Если не уверены в законопослушности контрагентов своей цепочки — подумайте хорошенько, нужна ли в договоре налоговая оговорка, и как она сможет помочь возместить ваши возможные убытки.
Кстати, она вовсе не является гарантией взыскания убытков с контрагента, если будет доказано, что он — «техническая компания».
И налоговая сегодня вполне успешно собирает дань с предпринимателей при помощи тех самых оговорок.
Почему и как это работает?
Просто. По рекомендации ФНС все крупные и не очень компании внедрили эти оговорки в свои договоры. Понятно, что их подрядчики и контрагенты от греха решили сделать то же самое. Мол, как с нами, так и мы.
Качество этой оптимизации может быть разным. И некоторые схемы налоговики успешно «вскрывают». В связи с чем претензии часто потом направляют непосредственному заказчику.
Тому присылают грозное требование о плохом контрагенте и просят добровольно уточниться. Что тот часто и делает, ибо репутация.
После чего выставляет тому самому «плохому» контрагенту свои претензии. А бывает и так, что того в свою очередь тоже подставил перед налоговой уже свой субподрядчик.
Начинается «эффект домино» с выставлением друг другу претензий и разбирательствами в судах. Понятно, что никакой бизнес от этого не выигрывает.
А кто выигрывает?
Налоговая! Там без вопросов собирают налоги и предоставляют бизнесу разбираться, кто виноват между собой. Иначе говоря, стравливает налогоплательщиков, находясь в стороне. Поэтому подумайте, так ли нужна именно вам налоговая оговорка.
Напомним, отсутствие в договоре налоговой оговорки это ни в коем случае не отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагентов, как бы на этом не настаивали налоговики.
Но уж если вы это делаете, то делайте с умом, чтобы потом не искать виноватых, и не платить налоги за чужого дядю.
Они призваны снижать налоговые риски, поэтому ФНС, ратующая за налоговую чистоту бизнеса, проявляет к ним большой интерес.
Налоговая оговорка — особые условия в договоре между контрагентами, которые позволяют взыскать убытки в случае предъявления претензий налоговыми или правоохранительными органами.
То есть, стороны заранее договариваются, что в рамках конкретной сделки каждая из них самостоятельно и за свой счёт оплатит все положенные налоги и сборы. А при нарушении налоговой оговорки виновная сторона готова возместить убытки пострадавшей стороне. Но так ли всё идеально бывает на практике?
Нет, и пример, который мы привели в посте выше, об этом свидетельствует (постановление 11 ААС от 10.11.2020 по делу № А55-33207/2019).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
И тут сам собой напрашивается вопрос — а кому выгодна налоговая оговорка: бизнесу или налоговикам, чтобы манипулировать налогоплательщиками, дурить им головы и брать на испуг?
Если не уверены в законопослушности контрагентов своей цепочки — подумайте хорошенько, нужна ли в договоре налоговая оговорка, и как она сможет помочь возместить ваши возможные убытки.
Кстати, она вовсе не является гарантией взыскания убытков с контрагента, если будет доказано, что он — «техническая компания».
И налоговая сегодня вполне успешно собирает дань с предпринимателей при помощи тех самых оговорок.
Почему и как это работает?
Просто. По рекомендации ФНС все крупные и не очень компании внедрили эти оговорки в свои договоры. Понятно, что их подрядчики и контрагенты от греха решили сделать то же самое. Мол, как с нами, так и мы.
В итоге практически все цепочки подсели на это правило. Только вот далеко не все участники в силах платить весь причитающийся НДС. И кто-то где-то начинает оптимизировать.
Качество этой оптимизации может быть разным. И некоторые схемы налоговики успешно «вскрывают». В связи с чем претензии часто потом направляют непосредственному заказчику.
Тому присылают грозное требование о плохом контрагенте и просят добровольно уточниться. Что тот часто и делает, ибо репутация.
После чего выставляет тому самому «плохому» контрагенту свои претензии. А бывает и так, что того в свою очередь тоже подставил перед налоговой уже свой субподрядчик.
Начинается «эффект домино» с выставлением друг другу претензий и разбирательствами в судах. Понятно, что никакой бизнес от этого не выигрывает.
А кто выигрывает?
Налоговая! Там без вопросов собирают налоги и предоставляют бизнесу разбираться, кто виноват между собой. Иначе говоря, стравливает налогоплательщиков, находясь в стороне. Поэтому подумайте, так ли нужна именно вам налоговая оговорка.
Напомним, отсутствие в договоре налоговой оговорки это ни в коем случае не отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагентов, как бы на этом не настаивали налоговики.
Включение её в договор — ваше право, а не обязанность.
Но уж если вы это делаете, то делайте с умом, чтобы потом не искать виноватых, и не платить налоги за чужого дядю.