Налоговики приглашают к себе работников компаний в качестве свидетелей, рассчитывая что-то узнать от них, чего невозможно найти в документах.
Они обосновывают вызов статьей 90 НК РФ. Статистика говорит о том, что подобные встречи отнимают у инспекторов чертовски много времени, учитывая количество разосланных повесток. Но ожидания не оправдываются: по вызову приходит только 15%.
Это понятно. Кому хочется терять место работы, да и что говорить, люди не знают. Хороший совет тут - пригласить для них специалиста для сопровождения на допрос в налоговой инспекции.
Но это что касается фирмы. А что сами мытари думают? Налоговики сами понимают, что их позиция слаба. Даже те немногие свидетели, которые приходят по повестке, не дают желаемого результата.
Перед мытарями встали два вопроса:
почему там много свидетелей игнорируют вызов?
как более эффективно построить работу с ними?
По первому вопросу умозаключения такие:
небольшой размер штрафа, который лучше заплатить, чем мотать нервы, а еще хуже, навредить руководителю, с которым вряд ли удастся наладить прежние отношения;
отсутствие отбора лиц, которых приглашают на допрос;
неумение сотрудников ИФНС вести допрос качественно;
отсутствие стратегии и тактики во время беседы со свидетелем.
Теперь налоговики решили исправиться, можно сказать - начать с чистого листа. Они обещают на треть меньше вызывать свидетелей, тщательно готовить вопросы и разрабатывать тактику ведения допроса заранее.
Но налогоплательщикам тоже надо задуматься о том, что допросы будут более эффективными и готовиться к ним нужно серьезно. Главное — не допускать, чтобы на встречу с мытарями отправлялись сотрудники, которые не знают, как отвечать на вопросы.
Дадим общий совет, как вести себя при вызове в качестве свидетеля:
не расслабляться, быть начеку;
отвечать “да”, “нет”, а лучше “не помню, не знаю”: развернутый ответ ваш враг, он позволяет инспектору вертеть вами, как вздумается;
не ходить на допрос, не согласовав ответы с контрагентом;
не надеяться на свои силы, а заказать сопровождение специалиста.
При этом даже совет о согласовании действий с партнером не всегда бывает действенным. Есть ситуации, когда приходится защищать свой бизнес, если контрагент повел себя недостойно и пытается свалить свою вину на других. В каждом случае манера поведения и ответы зависят от конкретной ситуации.
Важно — иметь знания в области законодательства и судебной практики или надежного помощника в качестве консультанта.
Они обосновывают вызов статьей 90 НК РФ. Статистика говорит о том, что подобные встречи отнимают у инспекторов чертовски много времени, учитывая количество разосланных повесток. Но ожидания не оправдываются: по вызову приходит только 15%.
Это понятно. Кому хочется терять место работы, да и что говорить, люди не знают. Хороший совет тут - пригласить для них специалиста для сопровождения на допрос в налоговой инспекции.
Иногда совершенно случайно из неосторожно брякнутого свидетелем могут всплыть факты, которые не предназначены для ушей мытарей.
Но это что касается фирмы. А что сами мытари думают? Налоговики сами понимают, что их позиция слаба. Даже те немногие свидетели, которые приходят по повестке, не дают желаемого результата.
Перед мытарями встали два вопроса:
почему там много свидетелей игнорируют вызов?
как более эффективно построить работу с ними?
По первому вопросу умозаключения такие:
небольшой размер штрафа, который лучше заплатить, чем мотать нервы, а еще хуже, навредить руководителю, с которым вряд ли удастся наладить прежние отношения;
отсутствие отбора лиц, которых приглашают на допрос;
неумение сотрудников ИФНС вести допрос качественно;
отсутствие стратегии и тактики во время беседы со свидетелем.
Теперь налоговики решили исправиться, можно сказать - начать с чистого листа. Они обещают на треть меньше вызывать свидетелей, тщательно готовить вопросы и разрабатывать тактику ведения допроса заранее.
Но налогоплательщикам тоже надо задуматься о том, что допросы будут более эффективными и готовиться к ним нужно серьезно. Главное — не допускать, чтобы на встречу с мытарями отправлялись сотрудники, которые не знают, как отвечать на вопросы.
Дадим общий совет, как вести себя при вызове в качестве свидетеля:
не расслабляться, быть начеку;
отвечать “да”, “нет”, а лучше “не помню, не знаю”: развернутый ответ ваш враг, он позволяет инспектору вертеть вами, как вздумается;
не ходить на допрос, не согласовав ответы с контрагентом;
не надеяться на свои силы, а заказать сопровождение специалиста.
При этом даже совет о согласовании действий с партнером не всегда бывает действенным. Есть ситуации, когда приходится защищать свой бизнес, если контрагент повел себя недостойно и пытается свалить свою вину на других. В каждом случае манера поведения и ответы зависят от конкретной ситуации.
Важно — иметь знания в области законодательства и судебной практики или надежного помощника в качестве консультанта.