Манифест ФНС

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.819
Репутация
11.595
Реакции
61.725
RUB
50
Последний месяц внутри службы активно обсуждается новая стратегия работы ФНС, так называемый манифест ФНС России.


Об этом явлении впервые высказался руководитель службы Егоров Д.В. на последней коллегии ФНС, активно распространяется видео его выступления, пришло даже задание просмотреть его всем сотрудникам службы.
Мы внимательно его посмотрели, я бы даже сказал, изучили и хотели бы поделиться своим мнением.

Если кратко, руководитель службы говорит о необходимости перестроиться в работе.

Сегодня у любого налогоплательщика ассоциация с ФНС только одна и она крайне негативная - беспрецедентное давление, комиссии, требования, уведомления, штрафы.
Ни один налогоплательщик, даже не в процедуре контрольных мероприятий, добрым словом не отзовётся о налоговой службе, налогоплательщики не доверяют и не видят смысла сотрудничества с этой службой.

Объем макулатуры, исходящей сегодня от ФНС, бьёт все мыслимые и немыслимые рекорды, налогоплательщики задыхаются от требований и их объёмов, а так же от штрафов за их неисполнение.

Руководитель упоминал случай, когда один налогоплательщик в день получил 60 (!) требований, и даже предложил аналогичное количество требований направить из ЦА в регионы с тем, чтобы там поняли, какая боль наступает при исполнении такого количества документов.

При этом ни для кого не секрет, в том числе и для Даниила Вячеславовича, что примерно 80 процентов требований направляется налоговиками по принципу "на всякий случай, вдруг завтра проверка приедет".

И это реально обоснованное мнение, поскольку управление в своём идиотском стремлении охватить все, не понимая с каким объёмом сталкиваются инспекции, вынуждают их тем самым делать никому не нужную работу, поднимать давление налогоплательщикам, расходовать бумагу и людской ресурс, чтобы направить требование ради требования.

Никто и никогда не будет читать и анализировать ответы на эти 80 процентов требований, но так надо сделать, ибо управление требует, а приедет проверка, показать - вот, истребовали как положено.

То же самое касается выездных проверок, несмотря на все указания о приоритизации мероприятий налогового контроля, кто требует снова всех вызвать на комиссию, заставить заплатить этот еле выживающий бизнес и при отказе включить в план проверок?
Правильно, управление. Но здесь у них есть своя правда, ведь премия налоговиков зависит от того, сколько денег поступило в бюджет от добровольных уточнений бизнесом и сколько поступило после доначислений по камеральным и выездным проверкам.

А показатели эти придуманы и продолжают сохранять свое значение (являясь одним из приоритетных значений) уже на уровне ЦА ФНС, что приводит к когнитивному диссонансу при восприятии этой информации, ведь ФНС говорит в один микрофон прямым текстом - хватит душить бизнес, дайте ему вздохнуть, ищите разумную грань администрирования, а в другой микрофон оглашает результаты работы регионов - кто меньше всех вытряхнул денег из бизнесменов проверками и комиссиями, тот хуже всех.

И так можно взять любой показатель, что неотработанные разрывы, что возмещение НДС, что отработка ФРПВ.

Суть манифеста в том, что нужно менять сознание и отношение к работе и её результату, нужно осознавать что ты делаешь и зачем ты это делаешь, но, к сожалению, на данном этапе, когда материальное стимулирование налоговиков зависит от поднятия давления налогоплательщикам (а заставить его добровольно доплатить в бюджет или начисления по проверке можно только путем поднятия ему давления по всем направлениям деятельности), все это выглядит малореализуемой затеей.

Чтобы изменить подход территориальных органов, они должны находиться в понятных им условиях администрирования, созданных ЦА.

А сегодня самой практичной логикой является "зачем мне эти манифесты, мне надо в этот квартал заставить налогоплательщиков доплатить по 500 тысяч рублей на брата госслужащего.

В инспекции работает 200 человек, значит мне надо собрать 100 миллионов, 300 человек - 150 миллионов и т.д.".

В таких условиях следовать манифесту, каким бы правильным и полезным он не был, очень вредно для зарплаты налоговика.
 
Снова про манифест ФНС.


Уже началось планомерное и динамичное вбивание положений манифеста в головы сотрудников территориальных органов, которые ну никак не принимают суровую действительность, что они должны быть истинными представителями сервисно-халдейской службы, а не фискального органа как во всем мире воспринимается налоговая служба (а в некоторых государствах налоговики вообще отнесены к структуре силовых органов, например, США, ряд стран Евросоюза).

В России когда-то существовала налоговая полиция, но ввиду её абсолютной закоррумпированности она была расформирована и её функции были переданы МВД (где, по мнению автора, силовой функционал по налогам в управлениях экономической безопасности обрёл ещё больший коррупционный размах, нежели в налоговой полиции, ну да ладно).

Тот факт, что ряд действующих показателей эффективности работы налоговиков напрямую связан с силой нагибания и закошмаривания бизнеса свидетельствует о том, что на самом деле сегодня важно и нужно службе. Однако рассуждения о том, что вектор работы должен стать противоположным, нежели тот, что прописан в показателях оценки эффективности, вызывает небольшой когнитивный диссонанс на земле.

Поскольку манифест состоит из нескольких положений, думаем, далее, в отдельных постах разберём каждый из них с прицелом на сегодняшние реальные приоритеты работы, которые закреплены службой в виде ряда показателей, рейтингов и оценок.

Пока же рассеивать когнитивный диссонанс территорий призвано высшее руководство службы, которое личным участием в регионах попробует донести до низшего звена важность мыслей, изложенных в этом самом манифесте.

Вообще термин "манифест" имеет несколько значений, но, наверное, стоит придерживаться мнения, что в данном случае это выражение определённого мнения группы лиц по предварительному сговору, объединённых общим признаком - государственных гражданских служащих ФНС с определённой программой и сроком её предельного выполнения (манифест надо докрутить до 2030 года).

Итак, первое, что провозгласил манифест, это взаимное и 100 % доверие налоговиков и налплатов друг к другу, 0 % издержек.

Ну тут все понятно, намёк ясен, скоро все налоги за бизнес будет считать ФНС, автоматическая УСН первый робкий к тому шажок.

- К концу 2024 надеются запилить полностью электронную систему документооборота B2B, и в ФНС в режиме онлайн будут доступны не только чеки ККТ, но и все УПД, ТТН, а заодно и деловая переписка всего бизнеса ( ).

Останется прикрутить ежедневную выгрузку в ФНС данных операций по банковским счетам и вот тебе, можно и налоги считать и доверие 100 %.

Правда, если налоговая нагрузка не снизится, то и УПД с бумажным НДС будет лететь точно так же, как и сейчас, только в режиме онлайн, поэтому вопрос доверия останется открытым.

Вообще, сегодня для бизнеса странно звучит сама мысль доверять органу, задача которого обобрать этот самый бизнес до нитки, потому что надо ведь выполнять показатели по поступлениям в бюджет, по контрольно-аналитической работе, этот орган суёт свой нос в уровень заработной платы, хотя это вообще не его вопрос, да не просто суёт, а засыпает бизнес требованиями, уведомлениями, потому что надо отрабатывать риски в АСК ДФЛ.

Как можно довериться органу, для которого бизнес это уже сборище жуликов, если у них слишком много вычетов по НДС или средняя зарплата ниже среднеотраслевой?

А критерии отнесения бизнесменов к той или иной группе рисковых жуликов и производится на основании алгоритмов, которые разработаны людьми, рассуждающими о 100 %-ном доверии между ФНС и налогоплательщиками.

И именно эти алгоритмы лежат в основе всей нервотрепки, которую чинят налогоплательщикам сотрудники на земле.

Это даже не их инициатива, они просто исполняют то, что им спускают сверху, на земле нет времени размышлять, нынешний алгоритм работы носит характер "вы не должны думать, вы должны быть в мыле и чётко исполнять новые автоматизированные идеи и 100500 регламентов, за вас уже все придумали".
 
Завершаем разбор Манифеста

В принципе, уже стало понятно, что Манифест этот не вызвал положительных эмоций ни у сотрудников службы, ни у бизнеса.

Сотрудники полагают, что их задача контролировать полноту уплаты налогов, а не пресмыкаться перед налогоплательщиками, изображая участливое сочувствие и наигранное желание помочь.

Бизнес полагает, что в нынешних условиях никакие манифесты не спасут и не помогут, пока в системе такая плачевная зарплата, низкий уровень квалификации кадров и жёсткая установка сверху обеспечивать положительную динамику поступлений каждый год, вне зависимости от любых условий, будь то коронавирус или специальная военная операция.

Бизнес должен платить больше, вне зависимости от того, что происходит в стране.

Платить больше он обязан во всех случаях - мало НДФЛ и страховых взносов-поднимайте зарплату, мало НДС - у вас плохие поставщики, платят один УСН и ПСН - вы выводите деньги и вообще вас надо проверить на дробление, стали самозанятым - вы злоупотребляете правом, на самом деле вы чей-то сотрудник, платите НДФЛ и страховые.

Последние 2 постулата манифеста - открытость к диалогу и развитие налоговой службы в самую передовую, вообще нисколько не противоречат реальному положению дел.

Диалог всегда открыт - прежде чем вам доначислят налог по акту КНП или ВНП, вас 100500 раз вызовут на комиссию рабочую встречу, поднимут давление и угрозами и небесными карами вас будут "побуждать" к добровольной доплате налогов.

✔️ И в ходе этого диалога вам реально посочувствуют, покачают головой и в конце добавят - но ведь если добровольно заплатите, не получите штраф, а возможно и уголовное дело, поэтому подумайте.

И с каждым годом все больше и больше налогоплательщиков уточняется добровольно, и тут как раз подоспевает суждение, что ФНС России стремится стать передовой службой и реально, в вопросе выжимания бизнеса досуха эта служба преуспевает с каждым годом.

Служба регулярно рапортует, что при сохранении налоговых ставок растёт собираемость, что обусловлено инновационностью программных продуктов и профессионализмом команды ФНС.

И это логично, это задача службы, но, вместе с тем, повышение собираемости налогов при сокращении бизнес-активности даёт нехилый тормоз экономике, поскольку исторически в этой стране сложилось, что эффективность управления капиталом государством на порядок ниже, чем эффективность управления капиталом бизнесом.

Такой подход полностью лишает смысла капиталовложений в новые производственные мощности, так как завтра тебя пригласят в ФНС и за дружеской беседой сообщат, что уровень твоей зарплаты ниже средней по отрасли, а твои вычеты по НДС не внушили доверия безошибочному программному продукту АСК НДС-2, поэтому ты или доплати налоги в бюджет или жди ВНП, по итогам которой все твоё оборудование или завод пойдёт с молотка, а сам ты радуйся, если так легко отделался, всего-то потерей всех денег, бизнеса и коллектива, зато ты познал радость взаимного доверия с налоговиками, ощутил на себе гарантии безопасности, поучаствовал в открытом диалоге и узнал каково это, пережить проверку передовой службы.

И таких ситуаций по стране тысячи, и никакой манифест не способен изменить мировоззрение налоговиков и бизнеса.

Вот и выходит, что сочинение манифестов без изменения подхода к налоговому администрированию имеет вид профанации, имитирует заботу о бизнесе, попутно обирая его до нитки и называя это ограждением от "несправедливых" претензий.

❗ Добивает всю затею с открытостью и диалогами полное отсутствие законодательного регулирования в НК РФ каких-либо переговорных процессов и соглашений, там даже рабочие встречи по закошмариванию легализации не предусмотрены, каждая такая встреча с угрозами и составлением ничем не предусмотренного документа (протокола встречи) это креативная отсебятина ФНС.

Во многих странах в мире фискальные службы запросто на законных основаниях заключают с уклонистами соглашения о добровольном погашении части налоговых претензий и все довольны.

У нас о таком вне судебных процедур никто и не задумался, поэтому и идеи манифеста, скорее всего, потерпят сокрушительное фиаско.
 
Очередное ноу хау ФНС - манифестация в части конкретного сектора работы.


Стартовал сбор предложений для дорожной карты по реализации манифеста в части повышения эффективности налогообложения имущества.

Из интересного:

- упрощение формализованных налоговых документов в концепции "юзабилити",
- восполнение пробелов в коллизионных вопросах,
- стремление к креативному взгляду на выявленные проблемы,
- и самое достойное, качественная реализация потребностей в совершенствовании базовой автоматизированной информационной системы налоговых органов.

Это часть тезисов, предложенных ЦА ФНС, теперь ждут предложения от территорий.

Судя по стилю изложения, к документу явно приложил руку лично Алексей Васильевич Лащенов, поэтому, думаю, существенно что-то добавить вряд ли удастся.

Управление налогообложения имущества сориентировалось самое первое, теперь ждём концепцию "юзабилити" в части выездных налоговых проверок и отработки выгодоприобретателей, а то вот там то как раз доверия налогоплательщиков 0, в отличие от налогообложения имущества, где физики и юрики (по земле и транспорту) совершенно расслабились и почти не ждут подвохов от ФНС, так как базы по объектам прав собственности в АИС Налог-3 качественно допиливают с каждым годом.

☑️ А вот в части работы автоцепочек и акцептов/переакцептов выгодоприобретателей "юзабилити" отсутствует чуть больше, чем полностью, равно как и механизм разрешения коллизионных вопросов в части того, что переакцепты происходят по неизвестно какой логике.

Акцептуются в качестве выгодоприобретателей "технички", и теми же "техничками" признаются вполне себе живые компании, но не имеющие имущества, поскольку проверять их и доначислять им никому не охото.

Не хватает и креативного взгляда на отработку ФРПВ, поскольку он катастрофически замылился в таком объёме работы.

Хотя, судя по динамике развития экономической ситуации, в скором времени количество выгодоприобретателей пойдёт на спад, так как торговать в принципе скоро будет не с кем и некому, а значит и НДС покупать нужды не возникнет, да и некому будет его продавать.

❗ Уже сейчас все чаще и чаще в отработке налоговики сталкиваются с тем, что разыскиваемые ими личности по доброй воле находятся на территории соседнего государства, а теперь их количество продолжит кратно расти ввиду их нахождения там по зову отчизны.

❗❗❗ Интересные времена настают для аннулирования деклараций в случаях, когда руководители небольших, динамично развивающихся компаний будут находиться в списках мобилизованных лиц и при этом не будут забывать представлять отчётность по НДС с хорошими оборотами.

Вроде и всем очевидно, что вряд ли он мог из окопа сдать декларацию по НДС, но без допроса указанного лица аннулировать ничего нельзя, поэтому без дорожной карты реализации манифеста по отработке мобилизованных номиналов работа не будет иметь достойной динамики и качества.

Вот вам и коллизионный вопрос, решение которого нужно реализовать в духе 100-процентного доверия налогоплательщиков к налоговым органам.

И где-то подзадерживается манифест по истребованию, ранее мы писали только о его проекте, его принятие или отказ от него пока широкой аудитории не анонсирован, а значит подспудно его нужно ожидать на подходе.

В общем, от манифестационной темы, судя по всему, откреститься нам не удастся, посему ждём новых дорожных карт, манифестов, уставных грамот, соборных уложений или вообще Русскую Налоговую Правду, возврата к судебным поединкам за бумажный НДС, дабы уже отказаться от пределов субъективных усмотрений в налоговом праве, да и вообще в публичных правоотношениях.
 
Сверху Снизу