Правила работы с электронными подписями изменились, и в связи с этим появились машиночитаемые доверенности.
Они пока не обязательны, но в будущем их должны будут применять все компании и ИП. В статье расскажем, что это за доверенности, кто обязан их использовать и как оформить такой документ для налоговой инспекции.
Такая схема
По
Чтобы право подписи было у сотрудника, ему нужны:
ФНС
Есть
Вы можете дать полные полномочия представителю или только определённые, например, подписывать налоговую декларацию и другую отчётность. Доверенность может действовать как в одной или нескольких выбранных вами ИФНС, так и во всех.
Можно указать срок, до которого будет действовать доверенность, или выбрать вариант «Без срока действия», и тогда доверенность будет действовать один год.
Когда внесёте все данные, сервис покажет текст доверенности. Если все данные верны, сохраните её в формате XML.
Если вы сформировали доверенность на сторонних ресурсах, можно загрузить её в сервис для проверки, чтобы узнать, примет ли её ФНС. Сервис сформирует протокол проверки и укажет на ошибки, если они есть.
В загруженной доверенности нет ошибок и налоговая инспекция её примет
Оформить доверенность можно в сервисе ЭДО и в своей учётной системе, если в них есть такой функционал. Например, в Контуре и 1С это уже реализовано.
Машиночитаемую доверенность в
Готовую доверенность нужно подписать УКЭП ИП или руководителя организации, который действует от её имени без доверенности. Учтите, что подпись должна быть откреплённая и иметь кодировку base64. Подписать можно через любое средство криптографической защиты информации: КриптоПРО, КриптоАРМ и др.
Храниться МЧД может в вашей учётной системе и в других информационных системах в зависимости от того, каким образом вы будете её использовать:
Для взаимодействия с ФНС от имени работодателя электронную доверенность нужно отправить в налоговую инспекцию в пакете с отчётностью или заранее. В дальнейшем можно не прикреплять каждый раз доверенность, а только указывать её номер. Система будет сверять реквизиты с данными доверенностей, которые хранятся в базах ФНС. Если доверенность выдана для всех или нескольких налоговых инспекций, отправить её достаточно в свою ИФНС.
Если сотрудник уволился, сменил должность или по другой причине у него больше нет полномочий, которые прописаны в доверенности, её можно отозвать. Для этого отправляют заявление в информационную систему, где хранится доверенность. Форму такого заявления операторы информационных систем разрабатывают сами. ФНС рекомендует направлять заявления по
Они пока не обязательны, но в будущем их должны будут применять все компании и ИП. В статье расскажем, что это за доверенности, кто обязан их использовать и как оформить такой документ для налоговой инспекции.
Кому нужны машиночитаемые доверенности и обязательно ли их использовать
Раньше организации или ИП могли оформлять электронные подписи на своих сотрудников, чтобы те подписывали документы от их имени. Вместе с этим оформляли бумажную доверенность на право подписи для таких сотрудников.Такая схема
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
и сейчас, но только до конца 2022 года с уже полученными подписями. В правительстве
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
продлить этот порядок до 31 августа 2023 года.По
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
электронной подписью организации сможет пользоваться только руководитель, имеющий право действовать без доверенности, а электронной подписью ИП — только сам ИП.Чтобы право подписи было у сотрудника, ему нужны:
- Электронная подпись физлица, оформленная на его имя в аккредитованном удостоверяющем центре. В ней нет упоминаний об организации или ИП, и такой подписью сотрудник может подписывать как документы работодателя, так и свои личные документы.
- Доверенность, подписанная УКЭП ИП или руководителя организации, который имеет право действовать от её имени без доверенности.
Благодаря МЧД не нужно отдельно оформлять доверенности для каждой налоговой и рассылать их. Подделать такую доверенность нельзя, потому что она действительна только с УКЭП руководителя организации или ИП.
ФНС
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, что бумажные доверенности и скан-образы пока ещё в ходу, но в будущем электронные будут предпочтительнее, поэтому рекомендуют переходить на них уже сейчас. В будущем на МЧД будут переходить и другие ведомства: ФСС, Росстат, Честный ЗНАК и др.Как оформить машиночитаемую доверенность
Доверенность должна отвечать единым требованиям Минцифры и содержать
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
. Для взаимодействия с налоговыми органами доверенность нужно оформлять по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Есть
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ФНС, где уже «зашита» вся необходимая информация. В нём пошагово можно внести нужные данные, а затем сформировать и сохранить доверенность в формате XML. Поля формы сопровождаются подсказками, а часть информации подтягивается автоматически из баз ФНС.Вы можете дать полные полномочия представителю или только определённые, например, подписывать налоговую декларацию и другую отчётность. Доверенность может действовать как в одной или нескольких выбранных вами ИФНС, так и во всех.
Можно указать срок, до которого будет действовать доверенность, или выбрать вариант «Без срока действия», и тогда доверенность будет действовать один год.
Когда внесёте все данные, сервис покажет текст доверенности. Если все данные верны, сохраните её в формате XML.
Если вы сформировали доверенность на сторонних ресурсах, можно загрузить её в сервис для проверки, чтобы узнать, примет ли её ФНС. Сервис сформирует протокол проверки и укажет на ошибки, если они есть.
В загруженной доверенности нет ошибок и налоговая инспекция её примет
Оформить доверенность можно в сервисе ЭДО и в своей учётной системе, если в них есть такой функционал. Например, в Контуре и 1С это уже реализовано.
На одного сотрудника или другого представителя компании или ИП можно оформить несколько доверенностей и хранить их в разных системах, которыми вы пользуетесь.
Машиночитаемую доверенность в
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
можно сформировать и для контрагентов, когда документы от имени организации или ИП для контрагентов подписывает сотрудник.Как использовать машиночитаемую доверенность
Есть утверждённые
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
к порядку хранения, использования и отмены электронных доверенностей.Готовую доверенность нужно подписать УКЭП ИП или руководителя организации, который действует от её имени без доверенности. Учтите, что подпись должна быть откреплённая и иметь кодировку base64. Подписать можно через любое средство криптографической защиты информации: КриптоПРО, КриптоАРМ и др.
Храниться МЧД может в вашей учётной системе и в других информационных системах в зависимости от того, каким образом вы будете её использовать:
- у операторов ЭДО;
- в ФНС и других госорганах;
- в удостоверяющих центрах.
Для взаимодействия с ФНС от имени работодателя электронную доверенность нужно отправить в налоговую инспекцию в пакете с отчётностью или заранее. В дальнейшем можно не прикреплять каждый раз доверенность, а только указывать её номер. Система будет сверять реквизиты с данными доверенностей, которые хранятся в базах ФНС. Если доверенность выдана для всех или нескольких налоговых инспекций, отправить её достаточно в свою ИФНС.
Если сотрудник уволился, сменил должность или по другой причине у него больше нет полномочий, которые прописаны в доверенности, её можно отозвать. Для этого отправляют заявление в информационную систему, где хранится доверенность. Форму такого заявления операторы информационных систем разрабатывают сами. ФНС рекомендует направлять заявления по
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
.Коротко
- Машиночитаемая доверенность — это аналог бумажной доверенности, но в электронном виде в формате XML. Её применяют вкупе с УКЭП физлица, если нужно дать ему право подписи отчётов или других документов от имени организации или ИП.
- Бумажные доверенности ещё действуют, а электронные можно применять по желанию, но в будущем они могут стать обязательными для налоговой инспекции и других госорганов.
- Оформить МЧД можно на сайте ФНС или в учётных системах, где реализован такой функционал.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация