Мои планы на будущее — обед. Как отвечать на типовые вопросы на собеседованиях

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
30.189
Репутация
11.800
Реакции
62.486
RUB
50
Собеседование — не просто разговор, а стратегический процесс. У бизнеса есть задача, которую нужно решить, и предположение, какой кандидат сможет это сделать.

Цель собеседования — понять, подходите ли вы на эту роль и будет ли вам комфортно работать в компании. Поэтому вам могут задавать вопросы, которые напрямую не связаны с задачами. И оценят, если вы сами будете спрашивать о процессах.

Мои планы на будущее — обед. Как отвечать на типовые вопросы на собеседованиях

Категории вопросов

Типичные вопросы на собеседовании можно разделить на три категории:
  • Вопросы про опыт и прошлое
Работодателю нужно проверить, совпадают ли ваши навыки с задачами компании. Например, через вопрос о достижениях мы в HR хотим оценить, какие проблемы вы уже решали и насколько эти решения релевантны для открытой позиции.
Стоит подготовить рассказ об опыте, в котором будут кейсы с реальными результатами и цифрами. Если вы подписали NDA и говорить о цифрах напрямую не можете, используйте относительные величины.

Алгоритм описания достижения: Что вы сделали, что изменилось, за счет чего это произошло. Например: «Я руководил разработкой продукта, и мы с командой увеличили продажи с 5 до 15% за полгода за счет изменения дизайна приложения».

✅Если вы проходите несколько этапов собеседований, старайтесь использовать разные примеры в ответах на один вопрос. Чем больше кейсов вы опишите, тем больше у вас возможностей показать, как вы решаете сложные задачи и достигаете результатов. Но если вы меняете сферу или ваш опыт не велик, используйте самый сильный кейс.
  • Вопросы про будущее
Когда HR задает вам тот самый страшный вопрос — «Кем вы видите себя через 5 лет» — на самом деле он пытается понять, насколько ваши амбиции соответствуют долгосрочным планам компании.
Нам важно знать, хотите ли вы стать руководителем отдела или углубиться в текущую роль и быть экспертом в узкой области. А может вы захотите стать ментором и подключиться к корпоративному образовательному проекту. HR-специалист проанализирует возможности компании и сможет подсказать, готова ли компания поддержать ваш карьерный рост.

✅ В вопросах о будущем не существует правильных и неправильных ответов. Главное — быть честным с собой и с работодателем.

Не стоит пытаться угадать ожидания компании. На примере Виктора разберем, почему так.
Допустим, Виктор видит себя руководителем команды, но на собеседовании говорит, что ему просто интересна работа в бухгалтерии. Компания, которая ищет сотрудника на ведение отчетности, с удовольствием примет его в команду. Но в будущем, если Виктор захочет подниматься по карьерной лестнице, она не сможет обеспечить его развитие.

То есть умалчивание планов и попытки подстроиться под текущую вакансию в долгосрочной перспективе не выгодны как кандидату, так и фирме. Для Виктора это зарплатный потолок и скучные задачи, а для компании — риски ухода важного сотрудника или дополнительные расходы.
  • Вопросы о ценностях для оценки мягких навыков
HR-менеджеры обращают внимание на то, как кандидат рассказывает о своей прошлой работе. Хотя прямых вопросов о софт скиллах практически не бывает, на протяжении всего интервью HR смотрит на две вещи: подачу и содержание. Хорошо, когда кандидат:

Мои планы на будущее — обед. Как отвечать на типовые вопросы на собеседованиях


❗ Правила для оценки софт скиллов не универсальны! Есть компании, где принято жестко общаться друг с другом, и рекрутеры будут искать кандидата, которому так будет комфортно. А если компания придерживается , рекрутеры будут оценивать ваш эмоциональный интеллект.

Чтобы больше узнать о том, как вы работаете в коллективе и справляетесь со сложными ситуациями, вас могут спросить о конкретной ситуации. Например: «Расскажите о конфликте на работе и как вы с ним справились». В таком случае важно показать свои навыки общения и умение находить компромиссы.

✅ Нужно продемонстрировать, что ваши ценности совпадают с тем, что важно компании. Рекомендую посмотреть, какие ценности указаны на сайте работодателя, и использовать похожие формулировки при описании своего подхода к работе. Но только если это правда.

Что еще можно сделать заранее?

Ходите на профильные выставки и конференции

Это не просто возможность узнать о трендах в индустрии, но и шанс встретить потенциального работодателя. У многих компаний будут стенды. Если вы подойдете и проявите интерес, велика вероятность, что вам позвонят для обсуждения условий. Не стоит упускать возможность попасть в «теплую базу» кандидатов.

https://ite.group/ru/calendar

Узнайте, есть ли в компании реферальная программа

Пообщайтесь с коллегами в профессиональных сообществах. Узнайте, что предлагает их работодатель. Если понравятся условия и есть открытые вакансии, попросите вас порекомендовать. Реферальных кандидатов рассматривают в первую очередь. Плюс, коллега может получить финансовый бонус за рекомендацию.

Перед собеседованием изучите сайт и соц.сети компании

Банально, но работает. Скажите, что вы видели недавние проекты, и поясните, что вам в них понравилось. Если компания специализируется на технологиях, с которыми вам доводилось работать, расскажите об этом. Во-первых, это может стать точкой для конструктивного разговора. Во-вторых, отсылки показывают, что вы подготовились и заинтересованы в работе в конкретной компании.

Подготовьте 3–5 вопросов для рекрутера

Собеседование — двусторонний процесс. Не только работодатель оценивает вас, но и вы его. Поэтому заготовьте несколько вопросов, которые помогут понять, насколько вам подойдет эта работа. Спросите о процессах в компании, инструментах, уровне свободы в принятии решений и возможностях карьерного роста.

Рекомендации по поведению

Из своего опыта я вывела 3 принципа, как оставить хорошее первое впечатление о себе:
  1. Постарайтесь не приходить на собеседование уставшими. Вы должны быть сосредоточены и заинтересованы, потому что ваше состояние влияет на то, как вас воспримут. Постарайтесь найти время для собеседования, когда вы будете чувствовать себя свежо и уверенно.
  2. Заранее предупреждайте о задержках. Если вы понимаете, что опаздываете, обязательно предупредите рекрутера.
  3. Выкладывайтесь по полной, даже если это «запасное» собеседование. Даже если вы приходите «на всякий случай» и рассматриваете его как «план Б», подходите к нему ответственно. Рынок труда тесен, особенно в узких сферах. Если сегодня эта вакансия неинтересна, через год ситуация может измениться. А рекрутеры могут вас запомнить.

Как удачно и неудачно отвечают на частые вопросы

Этот раздел я особенно люблю. Здесь делюсь тем, как стоит и точно не стоит отвечать на типовые вопросы, на основе реальных кейсов.
  • Расскажите о себе и своем опыте
❌ — «В резюме все написано». Да, написано, но мы бы хотели услышать от кандидата о релевантных навыках, кейсах и интересных задачах.
❌ — «Я работал в компании А, потом в компании Б, затем в компании С». Сухое перечисление мест работы лучше расширить списком обязанностей и достижений.
❌ — «Когда я училась в школе, я подрабатывала…». Если вам не 16 лет, стоит рассказать о последних годах в профессии. Не рекомендую начинать издалека и говорить то, что не имеет отношения к вакансии.
❌ — «Я этого не умею, я очень мало знаю, не уверен». Если вы идете на позицию, на которой раньше не работали, лучше рассказать, почему вы считаете, что справитесь с новой ролью. Принижать себя намеренно не стоит.

✅ Лучший вариант, когда рассказ о себе занимает 3–7 минут. Вы говорите про то, что относится к позиции и коррелирует с требованиями компании. Если в вашем ответе звучат фразы из вакансии, это заметят, и это плюс. Советую добавить «крючки интереса». Фразы «могу подробнее рассказать об этом проекте» и «если интересно, можем погрузиться сюда» точно зацепят работодателя.
  • Что сейчас для себя рассматриваете, что ищете?
❌ — «Не знаю, мне просто нужна работа». Если у кандидата нет ответа, это не понравится. Это оставляет рекрутера в неопределенности. Они не понимают ни риски, связанные с вашим наймом, ни ваши предпочтения.
❌ — «А что вы мне предложите?» Уход от ответа — плохая тактика в данном случае. В первую очередь, вам самим нужно понять, что вы ждете от новой работы. Во вторую — поделиться этим с HR-менеджером, чтобы попробовать найти тот самый «мэтч».

👌🏻 «У меня горизонт планирования полгода. Я хочу найти работу, показать результат, а дальше будем смотреть по ситуации», — это нормальный, осознанный ответ в текущих реалиях.

Важно: все зависит от контекста. Например, если вы претендуете на роль офис-менеджера, где требуется умение быстро адаптироваться, недостаток конкретных ожиданий не станет препятствием. Но даже в этом случае ценится честность.

✅ Идеально, если вы отвечаете честно, и учитываете особенности компании, позицию и ваши карьерные цели. Если вы ищете позицию на год или два, и у вас нет долгосрочного плана, лучше так и сказать. Круто, если вы не планируете менять профессию и видите свое будущее в этой сфере. Скажите об этом прямо, это оценят.
  • Проективные вопросы
Например о том, почему люди конфликтуют и врут. Это вопросы с секретом, потому что человек всегда неосознанно отвечает про себя.
❌ — «Да потому что они $#*@%!!!». Не стоит выходить на эмоции и проявлять агрессию или неуважение по отношению к другим.
❌ — «Мне приходится все время выяснять/ уточнять/ доделывать». Пассивный залог указывает на то, что кандидат вынужден через силу справляться с трудностями, не умеет находить выходы из сложных ситуаций.
❌ — «Они во всем виноваты, они мне не давали». Обвинения и отказ от ответственности — плохая практика. Возможно, вы действительно работали в токсичной среде. Но если в резюме указано, что вы пробыли там пять лет, это очень насторожит работодателя.

✅ Хорошо, если в ответ на проективный вопрос вы скажете «Я не знаю, почему другие люди конфликтуют или врут, я могу ответить про себя». Это продемонстрирует вашу зрелость. HR одобрит, если вы используете баланс в местоимениях «я/они» и активный залог. Во второй половине ответа можете поинтересоваться, как обстоят дела по этой теме у работодателя. Помните, что собеседование — это не допрос.

Совет: о предыдущих работодателях либо хорошо, либо никак.

Советы по невербальной коммуникации и подготовке

Язык тела, жесты и уверенность в голосе могут повлиять на мнение о вас. Конечно, открытые позы и прямой взгляд создают впечатление уверенности и доброжелательности. Но не воспринимайте физиогномику слишком серьезно. Возможно, рекрутер заметит, если вы скрестили руки или отвели взгляд, но не стоит зацикливаться на таких мелочах.

Если ваше собеседование проходит онлайн, проверьте камеру, микрофон и интернет заранее. Оборудование должно работать, чтобы задержки не отвлекали вас от главного. Убедитесь, что видна портретная зона — голова, плечи и частично руки. Старайтесь смотреть в камеру, а не на экран или в бок.

Если волнуетесь, проведите мок-интервью. Это лайфхак, который сокращает путь к заветному офферу. Mock-interview — предварительное «собеседование» с другом или карьерным консультантом. В процессе кандидат учится рассказывать о себе и получает развернутую обратную связь, определяя слабые места и улучшая презентацию.

✅Цель мок-интервью — не обмануть будущего работодателя, а уменьшить уровень стресса на реальном собеседовании. Синдром самозванца и желание понравиться могут сбить даже опытного специалиста с крутым портфолио. А практика и подготовка помогают чувствовать себя увереннее.

Заключение

Собеседование — это диалог, где вы не только представляете себя, но и оцениваете компанию. Представьте, что вы ищите спутника жизни. Так же, как на первом свидании, вы принимаете решение, стоит ли продолжать общение.

Кроме того, как и в личных отношениях, здесь важен «мэтч» — насколько вы подходите друг другу. Это вы поймете, задавая вопросы. И лучше понять это на собеседовании, чем после того, как «брак» в виде трудового договора уже заключен.


 
  • Теги
    как вести себя на собеседовании как отвечать на собеседовании
  • Назад
    Сверху Снизу