Любой кто хоть когда то вёл дела в России, хотя бы раз слышал, как под конец года руководитель ФНС отчитывается перед В.В. о том, что планы по сбору налогов перевыполнены на столько-то процентов.
Даже в дичайше пандемийном 2021 году было перевыполнение, притом – аж на 37%, что как бы треть, а не кот чихнул.
Как так вышло, почему? Непонятно. Особенно если ещё раз подчеркнуть: 2021-й, пандемийный год. Да ещё санкции. Да ещё другие странные и неприятные события. Трудно объяснить, но мы попробуем.
Говорить будем о проверках:
С чего вообще начинается налоговая проверка? С определения и других формальностей из Приказа ФНС России от 30.05.2007 года № ММ – 3- 06/333@ (в актуальной редакции) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок».
️ О том, как соответствовать, не ударить лицом, не нарушать и вообще не возникать ни самому, ни по части убытков много чего написано. Другое дело, что критерии эти имеют до ВНП и КНП отношение весьма отдалённое. Иначе говоря, хоть ты десятками комплаенсов обложись, а мытари всё равно могут явиться, хоть ты самые крутые показатели выкатывай, нагрузку из года в год повышай или зарплату плати такую, что простые уборщицы будут презрительно отмахиваться от постов в совете директоров корпорации средней руки.
️ Одно из таких несоответствий – расхождение между тем, что написано в Кодексе и тем, что мы имеем по факту. Речь о предпроверочном анализе. В НК такой меры контроля нет, но на практике миллионы предпринимателей уже имели дело с «мероприятиями» в рамках этого самого анализа.
Мытари в этом случае раскидывают перед собой, как мины типа «Лепесток», Требования о предоставлении документов и информации в рамках ст. 93.1 НК РФ.
Статья 93.1 НК РФ называется: Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Как следует из названия статьи, содержание статьи касается истребования документов и иной информации о конкретных сделках, хозяйственных операциях.
Чаще всего, однако, мытари не парятся с конкретикой и посылают максимально широкий запрос, чтоб, в случае чего, было за что зацепиться. Ещё одна распространённая практика – запросить инфу разом за несколько налоговых периодов.
️ Это не особо-то честно, но отвечать на такую лабуду придётся. А после того, как вы ответите, анализ превратится из кареты в тыкву и за предпроверкой нагрянет самая настоящая проверка. Именно поэтому хочется остановиться на том, какие реальные критерии используют территориальные ИФНС, принимая решение о проведении ВНП.
Прежде всего, скажем вот что. Самая частая причина, по которой назначают мероприятия в рамках этого самого анализа – разрывы НДС, выявленные при помощи АСК НДС-3. То есть, критерии – критериями, но где-то в цепочке попадётся слабое звено, и всё. Амба. Появляется разрыв.
К разрывам относят такие косяки, как:
непредставление налоговой декларации участником хозяйственной жизни (термин косячный, выглядит как соски на бронежилете, но закон есть закон);
расхождения между документами взаимодействующих контрагентов, выявляемые алгоритмами АСК НДС-3.
Это лишь простейшие схемы, которые система отрабатывает самостоятельно, а к предпринимателю потом приходит праздник. А бывают схемы сложные, когда между «у нас товар, у вас купец» услуги, работы и всё такое проходят через десятки контор. И вот тут настаёт время героя невидимого фронта – инспектора, который при помощи нехитрых программ. разбирается в наших схемах в ручном порядке.
О том, как всё обстоит на деле – далее.
Часть 1
Даже в дичайше пандемийном 2021 году было перевыполнение, притом – аж на 37%, что как бы треть, а не кот чихнул.
Как так вышло, почему? Непонятно. Особенно если ещё раз подчеркнуть: 2021-й, пандемийный год. Да ещё санкции. Да ещё другие странные и неприятные события. Трудно объяснить, но мы попробуем.
Говорить будем о проверках:
С чего вообще начинается налоговая проверка? С определения и других формальностей из Приказа ФНС России от 30.05.2007 года № ММ – 3- 06/333@ (в актуальной редакции) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок».
️ О том, как соответствовать, не ударить лицом, не нарушать и вообще не возникать ни самому, ни по части убытков много чего написано. Другое дело, что критерии эти имеют до ВНП и КНП отношение весьма отдалённое. Иначе говоря, хоть ты десятками комплаенсов обложись, а мытари всё равно могут явиться, хоть ты самые крутые показатели выкатывай, нагрузку из года в год повышай или зарплату плати такую, что простые уборщицы будут презрительно отмахиваться от постов в совете директоров корпорации средней руки.
Всё дело в несоответствии фактическому и написанному.
️ Одно из таких несоответствий – расхождение между тем, что написано в Кодексе и тем, что мы имеем по факту. Речь о предпроверочном анализе. В НК такой меры контроля нет, но на практике миллионы предпринимателей уже имели дело с «мероприятиями» в рамках этого самого анализа.
Мытари в этом случае раскидывают перед собой, как мины типа «Лепесток», Требования о предоставлении документов и информации в рамках ст. 93.1 НК РФ.
Статья 93.1 НК РФ называется: Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Как следует из названия статьи, содержание статьи касается истребования документов и иной информации о конкретных сделках, хозяйственных операциях.
Чаще всего, однако, мытари не парятся с конкретикой и посылают максимально широкий запрос, чтоб, в случае чего, было за что зацепиться. Ещё одна распространённая практика – запросить инфу разом за несколько налоговых периодов.
️ Это не особо-то честно, но отвечать на такую лабуду придётся. А после того, как вы ответите, анализ превратится из кареты в тыкву и за предпроверкой нагрянет самая настоящая проверка. Именно поэтому хочется остановиться на том, какие реальные критерии используют территориальные ИФНС, принимая решение о проведении ВНП.
Прежде всего, скажем вот что. Самая частая причина, по которой назначают мероприятия в рамках этого самого анализа – разрывы НДС, выявленные при помощи АСК НДС-3. То есть, критерии – критериями, но где-то в цепочке попадётся слабое звено, и всё. Амба. Появляется разрыв.
К разрывам относят такие косяки, как:
непредставление налоговой декларации участником хозяйственной жизни (термин косячный, выглядит как соски на бронежилете, но закон есть закон);
расхождения между документами взаимодействующих контрагентов, выявляемые алгоритмами АСК НДС-3.
Это лишь простейшие схемы, которые система отрабатывает самостоятельно, а к предпринимателю потом приходит праздник. А бывают схемы сложные, когда между «у нас товар, у вас купец» услуги, работы и всё такое проходят через десятки контор. И вот тут настаёт время героя невидимого фронта – инспектора, который при помощи нехитрых программ. разбирается в наших схемах в ручном порядке.
О том, как всё обстоит на деле – далее.