Налоговая проверка: к чему готовиться

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.819
Репутация
11.595
Реакции
61.725
RUB
50
Любой кто хоть когда то вёл дела в России, хотя бы раз слышал, как под конец года руководитель ФНС отчитывается перед В.В. о том, что планы по сбору налогов перевыполнены на столько-то процентов.


Часть 1

Даже в дичайше пандемийном 2021 году было перевыполнение, притом – аж на 37%, что как бы треть, а не кот чихнул.

Как так вышло, почему? Непонятно. Особенно если ещё раз подчеркнуть: 2021-й, пандемийный год. Да ещё санкции. Да ещё другие странные и неприятные события. Трудно объяснить, но мы попробуем.

Говорить будем о проверках:

С чего вообще начинается налоговая проверка? С определения и других формальностей из Приказа ФНС России от 30.05.2007 года № ММ – 3- 06/333@ (в актуальной редакции) «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок».

⚫ О том, как соответствовать, не ударить лицом, не нарушать и вообще не возникать ни самому, ни по части убытков много чего написано. Другое дело, что критерии эти имеют до ВНП и КНП отношение весьма отдалённое. Иначе говоря, хоть ты десятками комплаенсов обложись, а мытари всё равно могут явиться, хоть ты самые крутые показатели выкатывай, нагрузку из года в год повышай или зарплату плати такую, что простые уборщицы будут презрительно отмахиваться от постов в совете директоров корпорации средней руки.

Всё дело в несоответствии фактическому и написанному.

⚫ Одно из таких несоответствий – расхождение между тем, что написано в Кодексе и тем, что мы имеем по факту. Речь о предпроверочном анализе. В НК такой меры контроля нет, но на практике миллионы предпринимателей уже имели дело с «мероприятиями» в рамках этого самого анализа.

Мытари в этом случае раскидывают перед собой, как мины типа «Лепесток», Требования о предоставлении документов и информации в рамках ст. 93.1 НК РФ.

Статья 93.1 НК РФ называется: Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках. Как следует из названия статьи, содержание статьи касается истребования документов и иной информации о конкретных сделках, хозяйственных операциях.

Чаще всего, однако, мытари не парятся с конкретикой и посылают максимально широкий запрос, чтоб, в случае чего, было за что зацепиться. Ещё одна распространённая практика – запросить инфу разом за несколько налоговых периодов.

⚫ Это не особо-то честно, но отвечать на такую лабуду придётся. А после того, как вы ответите, анализ превратится из кареты в тыкву и за предпроверкой нагрянет самая настоящая проверка. Именно поэтому хочется остановиться на том, какие реальные критерии используют территориальные ИФНС, принимая решение о проведении ВНП.

Прежде всего, скажем вот что. Самая частая причина, по которой назначают мероприятия в рамках этого самого анализа – разрывы НДС, выявленные при помощи АСК НДС-3. То есть, критерии – критериями, но где-то в цепочке попадётся слабое звено, и всё. Амба. Появляется разрыв.

К разрывам относят такие косяки, как:

➡️ непредставление налоговой декларации участником хозяйственной жизни (термин косячный, выглядит как соски на бронежилете, но закон есть закон);

➡️ расхождения между документами взаимодействующих контрагентов, выявляемые алгоритмами АСК НДС-3.

Это лишь простейшие схемы, которые система отрабатывает самостоятельно, а к предпринимателю потом приходит праздник. А бывают схемы сложные, когда между «у нас товар, у вас купец» услуги, работы и всё такое проходят через десятки контор. И вот тут настаёт время героя невидимого фронта – инспектора, который при помощи нехитрых программ. разбирается в наших схемах в ручном порядке.

О том, как всё обстоит на деле – далее.
 
Часть 2


Ведя разговор про доначисления, важно разобраться в том, как всё это относится к добросовестным налогоплательщикам (в гражданском обществе и правовом государстве все такие, пока суд не доказал обратное).


НК в п. 1 статьи 2 части I определяет: все властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, должны регулироваться Законодательством о налогах и сборах.

Указанное законодательство – это не только Кодекс, но и любые другие федеральные (п. 1 ст. 1 НК), региональные (п. 4 ст. 1 НК) и муниципальные (п. 5. ст. 1 НК) нормативные акты о налогах, сборах и прочей лабуде.

Но и это, как говорится, ещё не всё: Правительство, ФОИВ, которым положено осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, если иное не предусмотрено статьей 4 НК РФ.

Что касается установления Федеральных налогов, к коим относятся НДС и налог на прибыль (ст. 13 части I НК РФ), то они устанавливаются и вводятся в действие соответствующей главой НК РФ.

А теперь – задача для умов изощрённых, острых и готовых к тяжким испытаниям. Попробуйте взять Кодекс (ежу понятно, что Налоговый – он для нас главный) и отыскать в 21 главе, посвящённой НДС, и 25-й главе (она отведена налогу на прибыль) хоть что-то про ИС АСК НДС-3, как основание для доначисления НДС и налога на прибыль?

Что? Не нашли? Поищите ещё. А, нашли? Ну, спешим вас обрадовать..)

☑️ Ни в 21, ни в 25 главах, ни даже в статье 11, посвящённой терминам и понятиям Кодекса, нет ни одного упоминания или отсылки к этому информационному ресурсу, который в последние пять лет стал настоящей дубиной в руках налоговиков.

☑️ Разрывов не водится и в Постановлении Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (с дополнениями и изменениями).

Всё до боли напоминает непристойный анекдот про нюанс, Василия Иваныча и Петьку, потому что АСы вовсю практикуют и успели привить предпринимателям и другим плательщикам мыта привычку платить всё доначисленное аж до Страшного суда.

Иногда возникает ощущение, что в России три главные книги: Конституция, Налоговый кодекс и план по сбору налогов, причём последний приоритетен.

Хотя в статье 8 русским по белому написано, что налог – это всегда индивидуально, безвозмездно, обязательно и так далее. А на практике 8 из 10 доначислений – это по факту плата налога за контрагентов десятого порядка, которые про***ли сроки, не подали декларацию, либо подали нулёвку. Ну, или несвоевременно отразили счета-фактуры в книге продаж.

Для человека добросовестного это беда немалая, но не крайняя: нередко бывает, что ему, как предмету проверки, вменяют некую сумму НДС, не вдаваясь в детали.
А в качестве обоснования достают из широких штанин понятно что и заявляют: это, дескать, минимальный уровень платежей по НДС для контрагентов •••• знает какого звена.
 
Часть 3


Нужно понимать, что всё это базируется на определённом наборе типовых действий и приёмов, знание которых поможет выйти с НП с минимальными косяками и издержками.

О чём вообще речь? Как выглядит стандартный набор аргументов мытарей, которые те юзают в Акте о ВНП?

☑️ Прежде всего, речь об огромных объёмах инфы по контрагентам. Это и простор для будущих доначислений, и просто понту ради: мол, смотрите, сколько мы наработали, и это мы ещё не старались. Между тем, собранный материал может использоваться для анализа деятельности контрагентов и выкатывания на бочку новых претензий.

Именно поэтому мытари максимально полно собирают инфу: она поможет обвинить честного купца и его партнёров во всех смертных грехах, от аффилированности до взаимозависимости. Тут в ход может пойти всё, что перечислено в статье 105.1 НК РФ и статье 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I. Но не только – сойдут и неформальные признаки, ведь суд выступает за максимальные свободы по этой части.

Итак, какие же инструменты используют мытари?

☑️ Прежде всего, это налоговый допрос. Альфа и омега любой проверки. Общеизвестно, что мытари могут вызывать для дачи показаний любого физика, которому могут быть известны важные для проведения налогового контроля обстоятельства (пп. 12 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 90 НК РФ). Допрос может быть дополнительной мерой НК при рассмотрении материалов проверок. Это и если надо получить дополнительные доказательства, и подтвердить факт нарушения законодательства о налогов и сборов - и даже отсутствия таковых (п. 6. ст. 101).

✔️ Порядок допроса и оформления протокола – это статьи 90 и 99 НК. Тут обозначены права и обязанности мытарей. И по форме и содержанию вопросов, так-то, нет. А вот в реальности вопросов – вагон и маленькая тележка.

А ещё фискалы в своей практике вооружились ментовской практикой и во время допросов стремятся поставить человека боком, запутать и выдавить, а то и выбить угрозами либо шантажом правильные с их точки зрения ответы на вопросы. При этом – точно так же, как и у ментов – в протокол нередко попадают вовсе не те ответы, что дал допрашиваемый, а результаты вольной обработки инспектором. А что? Человек на стрессе, подмахнёт не глядя.

А как вам перекрёстный допрос в налоговой?

Строго говоря, всё это можно рассматривать как случай злоупотребления своими полномочиями. Если у вас адвокат или другой полпред, вы готовы к труду и обороне – мытарей можно как минимум лишить такого действенного инструмента. И это как минимум.
 
Часть 4

Следующая базовая для выездных налоговых тема – инфа из АСК НДС-3.


Чаще всего, её представляют в виде дерева связей, снабжённого цветовой индикацией уровня налогового риска – от зелёного (для предпринимателей с реальной деятельностью и своевременной оплатой платежей в казну) до красного (тут тебе технички, однодневки и прочие косячники; по мнению мытарей, активов у таких компаний не достаточно для нормальной деятельности, мыто они не платят, либо делают это через пень колоду).

Кстати говоря. Расхождения НДС в 7 случаях из 10 имеют банальную природу и связаны с техническими ошибками при заполнении книг покупок и продаж.

А ещё предприниматель может перенести вычет на следующий период, пользуясь п. 1.1. статьи 172 Кодекса. Во всех таких кейсах нужно разбираться и пояснять, кабы чего не вышло.

☑️ То же самое касается разрывов, возникающих на разных звеньях и не бьющихся с суммой, в вычете которой в итоге откажут объекту проверки: даже сейчас мытарям приходится давать обоснование, почему разрывы – это не случайный косячок, а свидетельство недобросовестности предпринимателя.

Формально всё это регламентируется статьёй 54.1 НК и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", но на практике мытарям по барабану, что там они выявляют по итогам проверки. У них есть основание: аффилированность, взаимозависимость или подконтрольность сторон сделок означает их фиктивность (притворность), или, если коротко, взаимозависимость = фиктивность.

Что самое паршивое, суды встают на стороны мытарей – притом, что НК в главе 14.1. части 1 (статья 105.1) определяя признаки взаимозависимости сторон в хозяйственных отношениях, не признает такие сделки ни притворными, ни фиктивными. Нет таких формулировок и в статье 54.1 НК РФ. Но мытарям довольно признаков взаимозависимости. Дескать, зависим? Значит, оборот фиктивен, как и сама сделка.

☑️ И последняя жЫрная основа гильотины выездных проверок – банковские данные о движении денежных средств. Причём источник – не только банки, но и проверяемое лицо, и неопределённый круг третьих лиц, список которых не ограничивается деревом связей.

Наш опыт показывает, что львиная доля плательщиков мыта, отбивая нападки инспекторов на допросе, забивают на эту инфу. Инфы много, связь не очевидна. Но такая точка зрения ведёт прямиком к доначислению и попаданию в разные там чёрные списки. А дотошный анализ, напротив, поможет отстоять свои интересы.

Ещё одна тема: выписки и справки.

На первый взгляд – вещь безобидная, но их изучение позволяет узнать мнооого интересного. Можно, например, установит, что «контрагент-техничка», который, по словам мытарей, не проводит платежи, не выплачивает зарплату и аренду и существует якобы только для вашей наживы, на деле всё это делает.

Поэтому игнорировать Акт по результатам ВНП нельзя. Нельзя забивать и на приложения к нему.

Очень важно ознакомиться со всеми доками и сведениями, учесть все слабые места позиции инспекторов: это поможет если не при беседе в ИФНС, то впоследствии при просуживании кейса.

Подводим итоги. Под чертой:

1️⃣ Отбиться не только можно, но и нужно: мытари как вампиры, повадятся пить кровь, не отвадишь;

2️⃣ Важно вовремя подключать к проблеме спецов и не жадничать. В идеале – это нужно делать ещё на стадии предпроверочного анализа, а то потом поздно будет;

3️⃣ Нужно налаживать процедуры внутреннего контроля и аудита. Должная осмотрительность и документооборот не должны быть пустыми словами.
 
Сверху Снизу