Налоговые нововведения для бизнеса - 2023

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.835
Репутация
11.595
Реакции
61.736
RUB
50

1. Единый налоговый счет - какие подводные камни он содержит? Есть ли возможность от него отказаться (и если есть, что это даст)? Оправдан ли риск проблем с возвратом НДС в переходный период?


С начала 2023 года бизнес уже успел ощутить все «прелести» ЕНС на «своей шкуре». Претензии есть абсолютно ко всему: функционалу, качеству, удобству для налогоплательщиков. Первые цветочки появились при уплате НДФЛ. Так, исполнив обязательства и выровняв карточку расчетов с бюджетом на конец года, многие обнаружили непонятные недоимки. Это хорошо, что налоговики пока не приступили к их взысканию.

Конечно, УФНС довело до региональных отделений информацию о том, что все переплаты при конвертации должны быть переведены на ЕНС. И при возникновении недоимки эти средства должны быть пущены на нее.

А если этого не произошло, то нам, как налогоплательщикам, ничего больше не остается, как писать жалобные письма на интернет-портал ФНС.

Но это еще не все! Время идет неумолимо, сроки сдачи декларации по НДС приближаются. За 4 квартал 2022 года нужно отчитаться до 25 января. А заплатить первую треть налога за 4 квартал в связи с выходными нужно до 30 января. И здесь неважно, видите ли вы остатки на ЕНС, или нет.

Также не забудьте, что до 25 января надо отправить фискалам уведомление об исчисленных налогах. Если вы этого не сделаете, ждите штрафа в размере 200 руб. и начисления пеней. Пока нет ясности на счет того, как они будут рассчитываться, но уклоняться от сдачи деклараций и уплаты налогов не советуем. В конце концов, вам выйдет дороже.

Что касается возврата НДС в переходный период, то здесь фискалы разъясняю следующее: налогоплательщик сможет возместить налог и даже вернуть деньги на расчетный счет, если на ЕНС будет положительное сальдо. А у них на руках декларация и соответствующее заявление. Но если последнее вы подали еще в 2022 году и решение по нему так и не принято, то рассматриваться в текущем году заявление не будет.

Но самое интересное, что ради «заботы» о налогоплательщиках ЕНП с 2023 года стал обязательным для всех. То есть, отказаться от него вы не можете. Теперь только с его помощью платится большинство налогов и взносов. А то, что многие просто не видят свои остатки на ЕНС либо они отображаются некорректно, так это трудности бизнеса. Единственное, что можно здесь посоветовать: «бейте во все колокола», пишите на сайт ФНС, в телеграм-канал. Кричите о своих проблемах.

Единый налоговый счет


2. Как вообще изменится процедура возврата - какие ошибки могут быть допущены, как их избежать?

Сама по себе процедура возврата НДС с приходом 2023 года не изменилась. Единственное условие – положительное сальдо на ЕНС. Также нужно следить за решениями налоговиков и соблюдать сроки. Но это не новость.

А так, все остается по-старому: если с декларацией и документами у вас все нормально, фискалы примут решение на протяжении недели. И в течение еще 12 дней после камералки вам перечислят деньги на расчетный счет. Если фискалы найдут недочеты, то по каналам ТКС оповестят вас о частичном возмещении либо о полном отказе в нем.

Сделать это они обязаны на протяжении 5 рабочих дней с момента вынесения соответствующего решения.

Ну, это в идеале. А что делать, если вы не смогли схлопнуть свою реализацию вычетами? Или вообще входной НДС отсутствует, а наценка не позволяет без урезания других затрат заплатить налог? А может вам вообще, контрагенты наслали в конце года авансов? Проблемы с уплатой налога могут возникнуть и из-за кассового разрыва, вызванного отсрочкой платежей ваших покупателей. Как быть в этих случаях?

Совет тут может быть только один. Нужно искать схемы законной оптимизации налоговых затрат.

3. Есть ли возможность сдвинуть единый день уплаты налогов для тех, чья деятельность имеет сезонный/цикличный характер, не привязанный к календарному месяцу?

А теперь о хорошем. С введением ЕНП получить отсрочку либо рассрочку по налогам стало намного проще. Причем сделать это может не только сезонный/цикличный бизнес. Вам достаточно просто направить в ФНС через личный кабинет либо по каналам ТКС соответствующее заявление.

И если налоговики примут положительное решение по вашему заявлению, то на протяжении 30 дней вы должны предоставить им поручительство, залоговое имущество либо банковскую гарантию на сумму отсрочки/рассрочки. Теперь передавать фискалам копии договоров с контрагентами не нужно. Также налоговики отменили требование о наличии чистых активов у компаний в размере, который превышает запрашиваемую сумму рассрочки.

4. Эксперты отмечают, что ФНС обращает очень пристальное внимание на компании, которые заключают договоры с самозанятыми.


Что нужно знать предпринимателю, чтобы избежать немотивированных претензий? Усложнилась ли работа после того, как самозанятые получили право на комплекс соцвыплат?
Налоговики и до введения ЕНП проявляли немалый интерес к предпринимателям, сотрудничающим с самозанятыми. И после наступления 2023 года в этом вопросе ничего не поменялось. Для контроля сотрудничества с самозанятыми налоговики используют ресурс МАРМ НПД.

Он анализирует информацию в чеках самозанятых, а именно лиц, в адрес которых выбиты чеки, их количество и суммы пробития, продолжительность сотрудничества плательщика НПД с одним заказчиком, общее количество заказчиков. Также система подтягивает численность сотрудников и средний заработок у заказчика.

И если в ходе анализа фискалы обнаружат, что самозанятый сотрудничает с одним ИП, получает от него гонорар 2 раза в месяц, сопоставимый с заработком штатника, то неприятностей и обвинений в подмене трудовых отношений, а равно, как и в экономии на НДФЛ и страховых взносах, не избежать.

И если вы на протяжении трех и более кварталов сотрудничаете с одним и тем же плательщиком НПД, то приготовьтесь к неприятным последствиям со всеми вытекающими – от вас потребуют все документы по сотрудничеству с самозанятыми, вызовут на комиссию и предложат доплатить НДФЛ и страховые взносы.

Что касается соцвыплат, которые в 2023 году могут получить самозанятые, то они не никак не повлияют на сотрудничество. Выполнение условий соцконтракта — это забота плательщика НПД, а не его заказчика. Последнему нужно только оплачивать услуги самозанятого в соответствии с актами выполненных работ и чеками.

5. Какие сложности может повлечь за собой перевод соцвыплат (пенсия, медицина) в Единый соцфонд?

Помимо того, что теперь нужно разбираться с новой формой, а это затраты времени, из-за объединения фондов придется править документы компании. Особенно это касается правил внутреннего трудового распорядка. В них нужно поменять название фонда, порядок выдачи справок о трудовой деятельности, обновить информацию о регистрации персонала в системе персонифицированного учета.

Дополнительным бременем на бизнес ляжет уплата страховых взносов на сотрудников, оформленных по договору ГПХ. С 2023 года все они могут получать больничные, пособие по беременности и родам, по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом сумма взносов не изменится, платить их придется по единому тарифу 30%.

Сложности в данном случае заключаются в том, что договоры ГПХ придется заключать чаще. Ведь если исполнитель заболеет, его придется кем-то заменять.

6. В связи с тем, что президент обещал создать льготный налоговый режим для ИТ-компаний, внимание налоговых органов к данной отрасли закономерно выросло.

первую очередь, на предмет того, чтобы предприятия не дробились (выделяя ИТ-подразделение в отдельное юрлицо), не маскировались и т.д.
Налоговые послабления могут распространяться на работу всей компании либо на ее определенные сделки с программой.

Чтобы налоговики не мешали работать, просто нужно соблюдать 2 условия:

➡️ Надо получить аккредитацию IT-компании. Если у вас в ЕГРЮЛ указан один из кодов ОКВЭД: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1, то ваша компания вправе проходить государственную аккредитацию. Для ее прохождения достаточно зайти в личный кабинет на портале Госуслуги и подать соответствующий запрос. На протяжении дня будет вынесено решение.

➡️ Для получения льгот неважно, какой именно деятельность в сфере IT занимается ваша компания (естественно, в соответствии с ОКВЭД), или у вас имеется собственно разработанная программа. В любом случае вы можете рассчитывать на налоговые послабления. Также таким компаниям разрешено принимать на работу иностранцев в упрощенном порядке и освобождать от армии специалистов с высшим образованием, которые заняты в разработке ПО.
Ваша компания получит льготы, если у вас в штате числится не менее 7 сотрудников. Они должны работать полный день. Варианты с ГПХ и частичной занятостью не прокатят.

При этом работать у вас могут не только программисты. Требования установлены к общей численности.

Кроме того, для получения льгот 90% ваших доходов должно быть связано с разработкой и использованием программного обеспечения. Сюда входят продажи собственного продукта, услуги по разработке ПО, его модификация, интеграция, тестирование, сопровождение либо продажа лицензий на него. Если ваша компания просто дистрибьютор, который продает чужое ПО, то на получение льгот можете не рассчитывать.

➡️ Важным условием применения налоговых льгот является регистрация разработанного и продаваемого продукта в Реестре российского ПО. При этом ваша программа не должна иметь отношения к интернет-рекламе и торговле.

➡️ Причем льготой могут пользоваться все участники сделки: вендор – дистрибьютор – интегратор. По этой причине важно, чтобы каждый из них соблюдал единую структуру продажи ПО. Правообладатель должен ознакомить контрагентов с регламентом реализации продукта и предупредить о налоговых рисках. Во всех документах должны присутствовать абсолютно одинаковые названия ПО, которые зарегистрированы в Реестре. Так вы минимизируете возможность доначислений.

 
Сверху Снизу