Мир налогового администрирования меняется каждый день. Расскажем некоторые триггеры, за что цепляются.
1. Вычеты по рекламе «чужие», расходы не ваши.
Это происходит, когда есть некая группа взаимозависимых компаний, которая заявляет вычеты на рекламу по своим участникам.
Фискалы сразу видят в этом нарушения и признают лишь часть таких затрат и входного НДС, если они даже косвенно относятся к группе. Мол, вычеты нужно по-честному делить между всеми.
Например, заявить, что данная реклама необходима только для конкретной компании, а для группы бесполезна.
Аргументом будет дело АО «Делойт», которое потратило на рекламу 66 млн, заявило вычеты и получило отказ.
При этом инспекторы не поленились и расчетным путем вычислили долю выручки российской организации в группе и на эту цифру признали вычеты. Разница вылилась в 10 млн.
Компания пошла спорить и судьи ее поддержали. Аргументы такие:
Товарный знак использован в России по сублицензионному соглашению.
Сама сеть в РФ услуги не оказывает.
Все участники самостоятельны. Это не дочерние организации, не филиалы и не агенты.
Общество рекламировало только себя.
Как налоговиками считалась выручка, точно неизвестно (постановление от 12.08.2022 по делу № А40-177093/2021).
Совет дадим такой: доказывайте актуальность рекламы для компании и бесполезность для группы.
Например, что продукт компании эксклюзивный, нужен только в данном регионе и остальные участники несут собственные рекламные расходы.
2. Обеспечительный платеж — это аванс. Платите НДС.
Последнее время к этому цепляются часто. И на то есть основания. Тут все зависит от того, как составлен договор. Вот кейс.
Компания-арендодатель не включила в базу по НДС полученный от арендатора обеспечительный платеж для страховки от возможных убытков. В ходе проверки фискалы доначислили 3,5 млн рублей.
Аргументы, что этот платеж зачтут в счет оплаты аренды за последний месяц, только если не будет убытков, не подействовал.
Услуги по аренде облагаются НДС, поэтому с суммы спорного платежа, как только его получили, следует уплатить налог (постановление от 19.08.2022 по делу № А53-24920/2021).
Совет такой: если это реально обеспечительный платеж, не стоит прописывать его зачет в договоре. Иначе это будет предоплата. И никакой суд не поможет.
3. Нет документов на утилизацию, значит продали.
Часто компании не заморачиваются оформлением утилизации. И если случается проверка, на бумаге что-то может быть, а по факту – не существовать. Фискалы же сейчас за такое легко доначисляют НДС, как будто вы это продали. Вот такой кейс.
При проверке фирмы инспекторы не нашли ранее купленный товар и посчитали, что реализацию скрыли. В результате доначислили 3,5 млн рублей.
Интересно то, что товар — плодоовощная продукция — т.н. «скоропорт», который по понятным причинам в свои сроки утилизировали. Правда, с документами протупили.
А еще интереснее то, что суд поддержал налоговую при том, что акты на списание были подписаны директором и главбухом. Но судьи решили, что этого мало. Да и вообще, за спорный период фирма утилизировала 560 тонн товаров, в то время как у нее было всего 400 (постановление от 24.08.2022 по делу № А04-10029/2021).
Тут совет простой: оформляйте утилизацию по всем правилам. Формируйте комиссию для списания. Состав утвердите приказом, включите туда независимого аудитора.
Сделайте специализированное заключение о факте порчи ценностей, составьте акт о списании, который утвердите в учетной политике.
Сохраняйте все документы вплоть до переписки с производителями.
1. Вычеты по рекламе «чужие», расходы не ваши.
Это происходит, когда есть некая группа взаимозависимых компаний, которая заявляет вычеты на рекламу по своим участникам.
Фискалы сразу видят в этом нарушения и признают лишь часть таких затрат и входного НДС, если они даже косвенно относятся к группе. Мол, вычеты нужно по-честному делить между всеми.
Раньше спорить было проблематично. Суды, по традиции, до поры налоговую поддерживали. Но сегодня ситуация чуть другая, и побороться есть смысл.
Например, заявить, что данная реклама необходима только для конкретной компании, а для группы бесполезна.
Аргументом будет дело АО «Делойт», которое потратило на рекламу 66 млн, заявило вычеты и получило отказ.
При этом инспекторы не поленились и расчетным путем вычислили долю выручки российской организации в группе и на эту цифру признали вычеты. Разница вылилась в 10 млн.
Компания пошла спорить и судьи ее поддержали. Аргументы такие:
Товарный знак использован в России по сублицензионному соглашению.
Сама сеть в РФ услуги не оказывает.
Все участники самостоятельны. Это не дочерние организации, не филиалы и не агенты.
Общество рекламировало только себя.
Как налоговиками считалась выручка, точно неизвестно (постановление от 12.08.2022 по делу № А40-177093/2021).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Совет дадим такой: доказывайте актуальность рекламы для компании и бесполезность для группы.
Например, что продукт компании эксклюзивный, нужен только в данном регионе и остальные участники несут собственные рекламные расходы.
2. Обеспечительный платеж — это аванс. Платите НДС.
Последнее время к этому цепляются часто. И на то есть основания. Тут все зависит от того, как составлен договор. Вот кейс.
Компания-арендодатель не включила в базу по НДС полученный от арендатора обеспечительный платеж для страховки от возможных убытков. В ходе проверки фискалы доначислили 3,5 млн рублей.
Аргументы, что этот платеж зачтут в счет оплаты аренды за последний месяц, только если не будет убытков, не подействовал.
Раз зачтете, значит – аванс. Раз аванс – платите НДС. И суд налоговую закономерно поддержал.
Услуги по аренде облагаются НДС, поэтому с суммы спорного платежа, как только его получили, следует уплатить налог (постановление от 19.08.2022 по делу № А53-24920/2021).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Совет такой: если это реально обеспечительный платеж, не стоит прописывать его зачет в договоре. Иначе это будет предоплата. И никакой суд не поможет.
3. Нет документов на утилизацию, значит продали.
Часто компании не заморачиваются оформлением утилизации. И если случается проверка, на бумаге что-то может быть, а по факту – не существовать. Фискалы же сейчас за такое легко доначисляют НДС, как будто вы это продали. Вот такой кейс.
При проверке фирмы инспекторы не нашли ранее купленный товар и посчитали, что реализацию скрыли. В результате доначислили 3,5 млн рублей.
Интересно то, что товар — плодоовощная продукция — т.н. «скоропорт», который по понятным причинам в свои сроки утилизировали. Правда, с документами протупили.
А еще интереснее то, что суд поддержал налоговую при том, что акты на списание были подписаны директором и главбухом. Но судьи решили, что этого мало. Да и вообще, за спорный период фирма утилизировала 560 тонн товаров, в то время как у нее было всего 400 (постановление от 24.08.2022 по делу № А04-10029/2021).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Тут совет простой: оформляйте утилизацию по всем правилам. Формируйте комиссию для списания. Состав утвердите приказом, включите туда независимого аудитора.
Сделайте специализированное заключение о факте порчи ценностей, составьте акт о списании, который утвердите в учетной политике.
Сохраняйте все документы вплоть до переписки с производителями.