В стране продолжается постепенный переход бизнеса на электронный документооборот. Все больше участников рынка обязывают применять ЭДО. Разберемся, должны или самозанятые переходить на новый порядок обмена информацией со своими заказчиками и какие преимущества имеет ЭДО.
Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Электронная подпись (ЭП): аналог собственноручной подписи в электронной форме. Простыми словами ЭП – это закодированная информация, которая позволяет подтвердить авторство подписавшего ею документ лица. Кроме этого, электронная подпись подтверждает достоверность и неизменность документа после его подписания.
Электронным документом считается тот документ, который составили в электронной форме и подписали ЭП. Он имеет юридическую силу, так же как и его бумажный аналог.
Самозанятых среди них нет. Они не обязаны переходить на ЭДО и обмениваться со своими партнерами и госструктурами электронными документами. Но могут его применять по своему желанию.
Регистрация самозанятого происходит без применения ЭП: в приложении «Мой налог» или через специальные сервисы-партнеры налоговой службы. В электронной форме они обязаны формировать лишь один документ – чек. Но его составление производится в приложении «Мой налог». Направляется чек также в электронной форме через это приложение.
От сдачи отчетности в государственные органы самозанятые освобождены полностью. Единственным исключением являются ИП, которые применяют НПД. Они периодически сдают отчетность в органы статистики. Обычные физические лица-самозанятые освобождены от такой обязанности.
Документы, которыми оформляется сотрудничество с заказчиками и клиентами, самозанятые могут не заключать, но это чревато возможными проблемами в будущем.
За отказ от составления договора и акта выполненных работ ответственности для самозанятого нет. Но могут возникнуть проблемы при сотрудничестве с заказчиками.
Оформление документов, которые подтверждают взаимоотношения заказчика и самозанятого, обезопасит обе стороны от возможных проблем и спорных ситуаций. А именно:
Для самозанятых оформление такой подписи производится бесплатно и удаленно. Не нужно платить за токен и программное обеспечение для работы с подписью.
Исполнителю достаточно зарегистрироваться на платформе для самозанятых и подключиться к ЭДО. После этого он сможет обмениваться со своими заказчиками документами в электронной форме без лишних временных и материальных затрат. Ему также не потребуется формировать чек на полученное вознаграждение и проверять свой лимит по доходам. Система все сделает автоматически.
Если заказчик заинтересован в ЭДО, то в этом случае самозанятому придется самостоятельно оформить квалифицированную ЭП. Сделать это можно в специальных удостоверяющих центрах ФНС (налоговых инспекциях) и у ее доверенных лиц. Сам выпуск подписи бесплатный, но придется заплатить за материальный носитель подписи – токен, и за программное обеспечение для работы с подписью.
Поэтому самым оптимальным и беспроблемным вариантом сотрудничества для самозанятых с заказчиками становится работа через специальные платформы.
ЭДО и ЭП: что это?
Электронный документооборот (ЭДО) – форма обмена юридическими и финансовыми документами между сторонами, производимая в электронной форме. ЭДО не равен пересылке копий документов по электронной почте.Электронная подпись (ЭП): аналог собственноручной подписи в электронной форме. Простыми словами ЭП – это закодированная информация, которая позволяет подтвердить авторство подписавшего ею документ лица. Кроме этого, электронная подпись подтверждает достоверность и неизменность документа после его подписания.
Электронным документом считается тот документ, который составили в электронной форме и подписали ЭП. Он имеет юридическую силу, так же как и его бумажный аналог.
Обязан ли самозанятый переходить на ЭДО в 2023 году
Обязанность электронного документооборота пока введена для некоторых бизнесменов, к которым относятся участники рынка госзакупок, производители и продавцы маркированных товаров и алкоголя и т. д.Самозанятых среди них нет. Они не обязаны переходить на ЭДО и обмениваться со своими партнерами и госструктурами электронными документами. Но могут его применять по своему желанию.
Регистрация самозанятого происходит без применения ЭП: в приложении «Мой налог» или через специальные сервисы-партнеры налоговой службы. В электронной форме они обязаны формировать лишь один документ – чек. Но его составление производится в приложении «Мой налог». Направляется чек также в электронной форме через это приложение.
От сдачи отчетности в государственные органы самозанятые освобождены полностью. Единственным исключением являются ИП, которые применяют НПД. Они периодически сдают отчетность в органы статистики. Обычные физические лица-самозанятые освобождены от такой обязанности.
Документы, которыми оформляется сотрудничество с заказчиками и клиентами, самозанятые могут не заключать, но это чревато возможными проблемами в будущем.
Чем ЭДО может быть полезен самозанятому и заказчику
Как уже было сказано выше, чек – это единственный обязательный документ, который самозанятый обязан сформировать для заказчика. Его невыдача грозит проблемами в первую очередь для самого самозанятого. А именно штрафом в размере 20% от суммы расчета за первый невыданный (выданный с опозданием) чек и в полной сумме расчета – за повторное нарушение (ст. 129.13 НК).За отказ от составления договора и акта выполненных работ ответственности для самозанятого нет. Но могут возникнуть проблемы при сотрудничестве с заказчиками.
Оформление документов, которые подтверждают взаимоотношения заказчика и самозанятого, обезопасит обе стороны от возможных проблем и спорных ситуаций. А именно:
- Договор подтверждает факт сотрудничества самозанятого и заказчика, определяет права и обязанности сторон и ответственность за нарушение условий договора. Им фиксируются основные условия сотрудничества сторон: порядок и условия оказания услуги, ее стоимость, сроки выполнения, порядок приемки услуги и ее оплаты.
- Акт выполненных работ (оказанных услуг) также нужен обеим сторонам. Для самозанятого акт – подтверждение отсутствия претензий со стороны заказчика к оказанной услуге (работе) и факт ее принятия. Для заказчика – документ, подтверждающий понесенные расходы на выплату самозанятому вознаграждения, а также обоснование для ИФНС того, что заказчику важен конечный результат, а не сам процесс выполнения услуги.
- Экономию времени.
- Экономию средств.
- Конфиденциальность передаваемых данных.
- Привлекательность сотрудничества для обеих сторон.
Как самозанятому перейти на ЭДО
Переход на электронный документооборот зависит от того, где и как самозанятый сотрудничает со своими заказчиками.- Специальные платформы для самозанятых.
Для самозанятых оформление такой подписи производится бесплатно и удаленно. Не нужно платить за токен и программное обеспечение для работы с подписью.
Исполнителю достаточно зарегистрироваться на платформе для самозанятых и подключиться к ЭДО. После этого он сможет обмениваться со своими заказчиками документами в электронной форме без лишних временных и материальных затрат. Ему также не потребуется формировать чек на полученное вознаграждение и проверять свой лимит по доходам. Система все сделает автоматически.
- Работа напрямую с заказчиками.
Если заказчик заинтересован в ЭДО, то в этом случае самозанятому придется самостоятельно оформить квалифицированную ЭП. Сделать это можно в специальных удостоверяющих центрах ФНС (налоговых инспекциях) и у ее доверенных лиц. Сам выпуск подписи бесплатный, но придется заплатить за материальный носитель подписи – токен, и за программное обеспечение для работы с подписью.
Поэтому самым оптимальным и беспроблемным вариантом сотрудничества для самозанятых с заказчиками становится работа через специальные платформы.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация