Обнуление деклараций это такая противоречивая составляющая работы по отработке расхождений, это сюрреализм, который навряд ли возможен где-то ещё, кроме этой страны.
В рассмотренной ситуации налоговикам можно посочувствовать в том, что они реально бахнули живую компанию или очень упертого флагмана зашивальщиков, а потом просто мотали головой "это не мы и поправить ничего не можем".
Что самое интересное, до 01.07.21 реально не было инструмента борьбы с разрывными "техничками", даже если директор отказался от деятельности.
С 2015 или 2016 года, точно уже не вспомнить, ФНС запустила по форме 2-МЭ, где фиксировались прямые разрывы и которые надо было постоянно отрабатывать, поскольку % разрывов от общей суммы вычетов шибко влиял на материальное стимулирование.
И если с живыми компаниями с разрывами было все понятно, нужно было их побуждать уточняться и доплачивать НДС в бюджет, проводить по ним проверки, то разорвавшиеся "технички" устранить иначе, как обнулением деклараций при помощи левых ООО с липовыми доверенностями было невозможно.
Перед срезом на отчётную дату декларации нулились сотнями и тысячами, чтобы показать хороший процент и динамику, после чего все откатывалось обратно, а все радовались отличным цифрам по низкому проценту разрывов, которые потом озвучивались в самых высоких кабинетах и даже на международных встречах по обмену международным опытом по налоговому администрированию.
И тот факт, что исполнение показателя требовали при отсутствии законных инструментов для его выполнения, говорит о фиктивных цифрах, которые делались для вида и красоты.
На самом же деле этот показатель не имеет отношения ни к чистоте среды, ни к честности налогоплательщиков, поскольку в 2-МЭ падают и технические ошибки, опечатки в книгах покупок и продаж, несостыковки с данными таможни и куча других ошибок, которые к занижению налога не приводят, но на показатель налогового разрыва влияют напрямую.
И ситуация, в которой оказались самарские налоговики, одна из миллионов, просто попался очень принципиальный налогоплательщик.
Таких судов могли быть тысячи, просто большинству налогоплательщиков, как живых, так и "техничкам" проще было кинуть ещё одну уточненку и ждать следующего обнуления.
И все это могло тянуться кварталами, до бесконечности. А ЦА ФНС в это время находился в полном молчании и, по сути, своими требованиями как раз толкал инспекции на договорняки либо с операторами обнуления, либо с держателями площадок по зашиву, чтобы те смилостивились и убрали разрывы.
Из устных рекомендаций лишь звучало, что идите к оператору вместе с директором, пусть сам подаёт уточненку, но это была просто утопия, с учётом того, что ещё 3-4 года назад директорами "техничек" зачастую были и бомжи и алкоголики и инвалиды и просто умалишенные, которых отвезти к какому-то оператору не было не только возможности, но и желания.
И вся эта ситуация была просто насмешкой над потугами территориальных органов нарисовать хоть какие-то нормальные показатели.
Ситуация начала потихоньку меняться и упорядочиваться только к концу 2021 года, когда на территориях осознали прелесть аннулирования, а с обнулениями ФНС начала что-то подозревать, грозя страшными карами.
А до этого времени молчаливое согласие с обнулениями, видимо, и было продиктовано пониманием отсутствия реального механизма устранения разрывов по "техничкам".
Сегодня анахронизм в виде отчёта 2-МЭ сохраняет свою силу, как и инструмент борьбы, который сегодня используется так же не совсем обоснованно, а значит теперь ждём суды по незаконному аннулированию деклараций.
В рассмотренной ситуации налоговикам можно посочувствовать в том, что они реально бахнули живую компанию или очень упертого флагмана зашивальщиков, а потом просто мотали головой "это не мы и поправить ничего не можем".
Что самое интересное, до 01.07.21 реально не было инструмента борьбы с разрывными "техничками", даже если директор отказался от деятельности.
С 2015 или 2016 года, точно уже не вспомнить, ФНС запустила по форме 2-МЭ, где фиксировались прямые разрывы и которые надо было постоянно отрабатывать, поскольку % разрывов от общей суммы вычетов шибко влиял на материальное стимулирование.
И если с живыми компаниями с разрывами было все понятно, нужно было их побуждать уточняться и доплачивать НДС в бюджет, проводить по ним проверки, то разорвавшиеся "технички" устранить иначе, как обнулением деклараций при помощи левых ООО с липовыми доверенностями было невозможно.
Чем жёстче с территорий спрашивали за процент разрывов, тем больше беспредела было с этими обнулениями.
Перед срезом на отчётную дату декларации нулились сотнями и тысячами, чтобы показать хороший процент и динамику, после чего все откатывалось обратно, а все радовались отличным цифрам по низкому проценту разрывов, которые потом озвучивались в самых высоких кабинетах и даже на международных встречах по обмену международным опытом по налоговому администрированию.
На самом деле, процент разрыва по НДС это самая дутая и фиктивная цифра среди абсолютно всех показателей в системе.
И тот факт, что исполнение показателя требовали при отсутствии законных инструментов для его выполнения, говорит о фиктивных цифрах, которые делались для вида и красоты.
На самом же деле этот показатель не имеет отношения ни к чистоте среды, ни к честности налогоплательщиков, поскольку в 2-МЭ падают и технические ошибки, опечатки в книгах покупок и продаж, несостыковки с данными таможни и куча других ошибок, которые к занижению налога не приводят, но на показатель налогового разрыва влияют напрямую.
И ситуация, в которой оказались самарские налоговики, одна из миллионов, просто попался очень принципиальный налогоплательщик.
Таких судов могли быть тысячи, просто большинству налогоплательщиков, как живых, так и "техничкам" проще было кинуть ещё одну уточненку и ждать следующего обнуления.
И все это могло тянуться кварталами, до бесконечности. А ЦА ФНС в это время находился в полном молчании и, по сути, своими требованиями как раз толкал инспекции на договорняки либо с операторами обнуления, либо с держателями площадок по зашиву, чтобы те смилостивились и убрали разрывы.
То есть можно было допросить всех номинальных директоров, но без обнуления деклараций все это никакого результата не давало.
Из устных рекомендаций лишь звучало, что идите к оператору вместе с директором, пусть сам подаёт уточненку, но это была просто утопия, с учётом того, что ещё 3-4 года назад директорами "техничек" зачастую были и бомжи и алкоголики и инвалиды и просто умалишенные, которых отвезти к какому-то оператору не было не только возможности, но и желания.
И вся эта ситуация была просто насмешкой над потугами территориальных органов нарисовать хоть какие-то нормальные показатели.
Ситуация начала потихоньку меняться и упорядочиваться только к концу 2021 года, когда на территориях осознали прелесть аннулирования, а с обнулениями ФНС начала что-то подозревать, грозя страшными карами.
А до этого времени молчаливое согласие с обнулениями, видимо, и было продиктовано пониманием отсутствия реального механизма устранения разрывов по "техничкам".
Сегодня анахронизм в виде отчёта 2-МЭ сохраняет свою силу, как и инструмент борьбы, который сегодня используется так же не совсем обоснованно, а значит теперь ждём суды по незаконному аннулированию деклараций.