Недавно ФНС выпустила «обзорное» письмо от 10 октября 2022 г. N БВ-4-7/13450@ «по вопросам установления действительных налоговых обязательств налогоплательщика».
Данный обзор, как и прочие последние обзоры практики от заместителя руководителя ФНС РФ В.В. Бациева исключительно позитивно. Приводятся судебные акты, которые ориентируют налоговые органы на всестороннее соблюдение прав налогоплательщиков и на проведение налоговой реконструкции в случае налоговой переквалификации операций.
Предполагается, что польза от обзоров судебной практики ФНС исключительная – налоговые инспекции не тратят времени на прочтение всего объема судебной практики по ст. 54.1. НК РФ, но читают подобные обзоры и неукоснительно их соблюдают, впитывая не только букву, внесенных в обзор судебных решений, но и их дух.
Вместе с тем, на практике все, к сожалению, выглядит немного (или совсем) иначе. ФНС РФ не требует от нижестоящих инспекций соблюдения тех правовых позиций, которые были донесены таким образом до них. А инспекции, в свою очередь, смело игнорируют не только правовые позиции судов, включенные в обзоры, но и непосредственные указания ФНС, содержащиеся в письмах.
А в нескольких случаях районные налоговые инспекции, нарушая содержащиеся в письмах ФНС РФ инспекции указания, прямо заявляли, что письма ФНС РФ для них не обязательны (речь шла о
Учитывая изложенное, такие обзоры ФНС РФ не только не имеют практического смысла, но даже и вредны – они создают у налогоплательщиков ложную иллюзию того, что налоговая служба (со всеми своими инспекциями) придерживается принципов права и справедливости.
Но в большинстве случаев это не так. Возможно, в структуре налоговых органов «премия» за доначисление налогов существенно выше, чем возможные риски от порицания за несоблюдения указаний и разъяснений ФНС РФ.
Данный обзор, как и прочие последние обзоры практики от заместителя руководителя ФНС РФ В.В. Бациева исключительно позитивно. Приводятся судебные акты, которые ориентируют налоговые органы на всестороннее соблюдение прав налогоплательщиков и на проведение налоговой реконструкции в случае налоговой переквалификации операций.
Предполагается, что польза от обзоров судебной практики ФНС исключительная – налоговые инспекции не тратят времени на прочтение всего объема судебной практики по ст. 54.1. НК РФ, но читают подобные обзоры и неукоснительно их соблюдают, впитывая не только букву, внесенных в обзор судебных решений, но и их дух.
Вместе с тем, на практике все, к сожалению, выглядит немного (или совсем) иначе. ФНС РФ не требует от нижестоящих инспекций соблюдения тех правовых позиций, которые были донесены таким образом до них. А инспекции, в свою очередь, смело игнорируют не только правовые позиции судов, включенные в обзоры, но и непосредственные указания ФНС, содержащиеся в письмах.
Так, во всех проектах досудебных и судебных споров, которые ведет в настоящее время автор настоящих строк, ни одного раза не были в полной мере учтены разъяснения ФНС и указания ВС РФ по вопросам применения нормДля просмотра ссылки необходимо нажать Вход или РегистрацияНК РФ.
А в нескольких случаях районные налоговые инспекции, нарушая содержащиеся в письмах ФНС РФ инспекции указания, прямо заявляли, что письма ФНС РФ для них не обязательны (речь шла о
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Учитывая изложенное, такие обзоры ФНС РФ не только не имеют практического смысла, но даже и вредны – они создают у налогоплательщиков ложную иллюзию того, что налоговая служба (со всеми своими инспекциями) придерживается принципов права и справедливости.
Но в большинстве случаев это не так. Возможно, в структуре налоговых органов «премия» за доначисление налогов существенно выше, чем возможные риски от порицания за несоблюдения указаний и разъяснений ФНС РФ.