Минфин предлагает расширить перечень критериев, на основании которых бизнесу можно отказать в предоставлении налоговых вычетов и снижении налогооблагаемой базы.
Соответствующие поправки предлагается внести в «антиуклонительную», как ее называет Федеральная налоговая служба (ФНС),
Среди них правила, что основной целью сделки не должна являться экономия на налогах, что обязательство по сделке исполнено лицом, указанным в документах, что нельзя допускать искажение фактов деятельности компании и информации об объектах налогообложения.
«Это существенно увеличит уровень неопределенности в правоприменении, которое и без того достаточно волюнтаристично в нашей стране», — считает Артюх.
[H2] Глобальные лекала[/H2]
Однако такое расширение «теста деловой цели» происходит по образцу статьи 7 Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, участницей которой Россия стала в прошлом году, напоминает Артюх.
Статья 7 этого документа предусматривает, что льгота по налоговому соглашению не предоставляется, если есть основания полагать, что ее получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений Налогового соглашения.
[H2] Налоговый занавес[/H2]
Кроме того, по словам одного из собеседников «Интерфакса», Минфин предлагает внести в НК положение, которое позволяет не применять нормы международных договоров РФ о льготах, если налогоплательщик обошел внутрироссийские правила налоговой оптимизации. Сейчас бизнес может сэкономить на налоговых ставках или избежать двойного налогообложения в ситуациях, оговоренных межправительственными соглашениями.
По мнению Артюха, поправки по сути предлагают запретить приоритет национальной антиуклонительной нормы перед положениями международного права.
Соответствующие поправки предлагается внести в «антиуклонительную», как ее называет Федеральная налоговая служба (ФНС),
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
, которая вступила в силу в августе 2017 года. В ней закреплены критерии добросовестного поведения бизнеса, соблюдение которых дает право на легальную налоговую оптимизацию: вычеты и уменьшение налогооблагаемой базы.Среди них правила, что основной целью сделки не должна являться экономия на налогах, что обязательство по сделке исполнено лицом, указанным в документах, что нельзя допускать искажение фактов деятельности компании и информации об объектах налогообложения.
По его мнению, это способствует чрезвычайному размытию самого теста деловой цели и даст формальные основания для оспаривания любой сделки, у которой была более налоговозвратная альтернатива: в таком случае налогоплательщик не сможет защищаться аргументами об экономических причинах своего поведения, поскольку налоговикам достаточно будет доказать, что налогоплательщик понимал «сопутствующий» налоговый эффект, а это автоматически сделает налоговую экономию «одной из целей».«Сейчас в России предполагается, что „тест деловой цели" провален, если уклонение являлось основной целью налогоплательщика. Предлагается же установить, что если минимизация налогов была лишь одной из целей наряду с другими, „нормальными" бизнес-мотивами, то это тоже наказуемо», — говорит партнер Taxology Алексей Артюх.
«Это существенно увеличит уровень неопределенности в правоприменении, которое и без того достаточно волюнтаристично в нашей стране», — считает Артюх.
[H2] Глобальные лекала[/H2]
Однако такое расширение «теста деловой цели» происходит по образцу статьи 7 Многосторонней конвенции по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения, участницей которой Россия стала в прошлом году, напоминает Артюх.
Статья 7 этого документа предусматривает, что льгота по налоговому соглашению не предоставляется, если есть основания полагать, что ее получение было одной из основных целей какой-либо структуры или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений Налогового соглашения.
[H2] Налоговый занавес[/H2]
Кроме того, по словам одного из собеседников «Интерфакса», Минфин предлагает внести в НК положение, которое позволяет не применять нормы международных договоров РФ о льготах, если налогоплательщик обошел внутрироссийские правила налоговой оптимизации. Сейчас бизнес может сэкономить на налоговых ставках или избежать двойного налогообложения в ситуациях, оговоренных межправительственными соглашениями.
По мнению Артюха, поправки по сути предлагают запретить приоритет национальной антиуклонительной нормы перед положениями международного права.
Налоговые органы и суды на практике уже отказываются применять международные налоговые соглашения, если они используются налогоплательщиком с целью злоупотреблений, напоминает Артюх.«Строго говоря, это не соответствует букве статьи 14 Конституции РФ, которая устанавливает обратный приоритет. Однако с 2015 года в России активно развивается теория о том, что международное право не может ограничивать внутренний суверенитет государства и потому национальные нормы могут в отдельных случаях иметь приоритет», — говорит он.
«Верховный суд еще в 2017 году сформулировал подход, согласно которому налоговые соглашения должны применяться, в частности в целях поощрения иностранных инвестиций и реального предпринимательства, а не просто так. Однако практически этот подход сейчас нормативно обосновывается более изящно: через цели самих соглашений и антизлоупотребительные нормы в соглашениях или в той же многосторонней конвенции. То есть, по сути, через нормы международного права и их толкование. На мой взгляд, это правильный подход, а предлагаемая поправка со ссылкой на национальные антизлоупотребительные правила и излишня, и противоречит ключевым принципам правового регулирования», — говорит Артюх.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация