Перспективы развития АСК НДС-2

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.791
Репутация
11.595
Реакции
61.705
RUB
50
21-22 октября в г. Рязань прошла коллегия налоговых органов ЦФО с участием Межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам, где одним из основных вопросов являлось обсуждение направлений и перспектив развития АСК НДС-2.


Участвовали представители ЦА ФНС, которые высказали консолидированное на их уровне мнение - самое перспективное направление развития это "Автоцепочки".

Звучали мнения, что мониторинг простых и сложных расхождений ООК пока сохраняет свою актуальность, но в будущем, при допиливании функционала и механизма автоцепочек, при запуске в промышленную эксплуатацию федерального реестра выгодоприобретателей особая необходимость в иных направлениях будет отпадать.

✅ Озвучены планы легализовать в НК РФ комиссии по побуждению налогоплательщиков к добровольной уплате, а также совершенствовать механизм проведения камеральных проверок, так как вектор работы будет планомерно сдвигаться в сторону начислений по камеральным проверкам, а не выездным.

✅ Озвучена версия о том, что со временем АСК НДС-2 со всеми составляющими (комментарии, автоцепочки, разрывы, ООК) будет поглощена небезысвестной системой ИАС КБ, на базе которой будет развиваться функционал федерального реестра выгодоприобретателей и непосредственная отработка его участников.

ЦА ФНС выражал обеспокоенность (!) многократно возросшей нагрузкой на инспекторов контрольно-аналитических отделов и групп, что приводит к снижению качества администрирования.

✅ Озвучены первостепенные предложения по снижению нагрузки на рядовой инспекторский состав путем допиливания аналитических инструментов АСК НДС-2, что должно привести к уменьшению количества отчётов, формируемых вручную и направляемых в ФНС через управления, улучшение качества подсветки рисковых зон и снижение количества ручных операций (если что-то придумают с заполнением таблиц по комментариям или вообще отменят их заполнение, тогда держитесь, налогоплательщики ?).

Кроме всего прочего, на указанном совещании брал слово главный правовой куратор всея ФНС господин Бациев, который озвучивал готовность придерживаться позиции из мартовского письма ФНС 3060@ в части оценки реальных условий сделки как для исчисления НДС, так и налога на прибыль при искусственном встраивании "техничек" в цепочки сделок.

✅ Вместе с тем, им же озвучена позиция о невозможности корректировки начислений по прибыли при наличии схемных операций и отсутствии информации о реальном поставщике.

✅ Кроме того, было озвучено о возможности определения действительных налоговых обязательств до проведения мероприятий налогового контроля, на стадии проведения контрольно-аналитических мероприятий и выработки совместных подходов на уровне комиссий по легализации.

По сути такая позиция это некое признание готовности идти на "договорняк" при наличии каких-то документальных доказательств, которые позволят налоргу определить некие действительные налоговые обязательства, а по сути это возможность налогоплательщика уточнить какую-то часть налоговых обязательств, без дальнейших претензий к нему со стороны налоговиков, и без претензий к самим налоговикам из вышестоящих контролирующих инстанций.

❗ По итогу всех этих мнений можно сформулировать вывод, что ФНС готовится в скором времени переходить на пик доначислений по КНП и качество и количество нижних цепочек по бумажному НДС значения никакого иметь не будут, весь упор делается на совершенствование механизма автоцепочек, чтобы прилетало сразу и на правильного выгодника. А если ещё внести изменения в статью 88 в части более конкретной возможности истребования документов в ходе КНП при бумажном НДС, то пул охвата камеральным контролем потенциальных пользователей схем с бумажным НДС может несоразмеримо вырасти.

В общем, в 2022 ничего нового, продолжается курс на потенциальное удушение потребителей "бумаги".
 
Не успела остыть новость о перспективах развития АСК НДС-2, как тут же спешит ей на смену новая, по нашим любимым комментариям, которые кто-то силится понять и расшифровать, кто-то махнул рукой, а кто-то просто посматривает, где он потенциально мог стрельнуть.

С 25 октября внесены изменения в регламент работы по комментариям, к которым ФНС прикрутила автоцепочки. Если раньше нужно было ручками заходить в каждого разрывника или ООКера и ручками строить деревья, анализировать звенья по цепочке, просчитывать прослеживаемый НДС, то теперь вроде как всё это должно заработать в алгоритме автоцепочек.

В этот раз даже вроде предусмотрены нехарактерные для ФНС вещи, такие как переакцепт автоматически определённого выгодоприобретателя.

❗ Но как всегда, ФНС не может без ложки дёгтя, вроде неплохие радужные перспективы о самонавешивающихся комментариях и переходу к полной и качественной отработке выгодоприобретателей, основная нагрузка по определению корректности работы этих автоцепочек, переакцепты и вообще весь разбор этого автобедлама в свете новых изменений возложен полностью на ТНО.

Если в рамках старого регламента эту работу вели и ВНО, хоть немного разгружая инспекторов на земле, то теперь весь функционал снова свален в ТНО, контрольно-аналитические отделы которых уже давно задыхаются от бесчисленных ресурсов черпания всяких цепочек и отработки огромного количества каловых масс потенциальных уклонистов от уплаты НДС.

Внесённые в регламент изменения начали действовать с 25 октября, то есть по факту уже декларации 3 квартала должны показать все плюсы и минусы этой автоматизации.

Пока рано рассуждать о возможности/невозможности отработать все так, как планирует ЦА ФНС, но тот факт, что ФНС упорно склоняет территории к сокращению времени отработки выгодоприобретателей (а самый короткий срок это доначисление по итогам КНП), указывает на формирование девиза ФНС как "нет ничего невозможного" в ходе КНП.

- Думаю все, и практикующие налоговые споры юристы, и сотрудники ФНС, как бывшие, так и действующие, согласятся, что с сегодняшним уровнем численности и профессионализма сотрудников ФНС на земле, охватить камеральным контролем (и не иначе как эффективным), в условиях идиотских требований к содержанию актов по 54.1 с обязательным поиском реального поставщика представляется маловероятной задачей.

При такой стремительной трансформации налогового контроля как вариантом может стать сокращение численности выездных отделов с увеличением камеральных, либо контрольно-аналитических, но отказ, либо снижение количества ВНП тоже может привести к непредсказуемым последствиям вроде "главное в КНП выстоять, а ВНП уже и проводить некому".

Ну или как вариант (тоже кстати очень правдоподобный), в виде отказа от комплексных проверок и переход на тематические, которые сейчас ЦА ФНС по сути требует проводить в срок как камеральные, не дольше 90 дней (те же 3 месяца КНП).

В таком случае, если не дремать в ходе КНП, начинать активную стадию проведения мероприятий, кто-то получит акт КНП, а кто-то следом тематическую ВНП за квартал (максимум 2), с уже наработанной доказательной базой.

- Так вот, к чему я это всё. Снимая розовые очки и возвращаясь к серым будням рядового инспектора ФНС, нужно с сожалением (а для кого-то с радостью) признать, что с нынешним уровнем нагрузки на инспекторов камерального блока, когда каждая хваленая операция "налогового автомата" требует ручной проверки, а зачастую и корректировки (которая может быть доступна хрен знает кому и проводится после двух десятков писем в УФНС и заявок на СТП), никакие мегановационные свистелки и перделки АИС Налог-3, АСК НДС-2, ИАС КБ, не помогут реализовать хотелки ФНС.

✅ Пока инспектора не начнут заниматься только камеральными проверками (без всяких мониторингов, поручений и ответов на порой идиотские запросы ВНО, только потому что УФНС не умеет работать в АИС и в нем напрочь отсутствует внятная аналитика, а значит по старинке нужно требовать с ТНО), все громкие заявления ФНС о сокращении налоговых разрывов и всевидящем и карающем Оке так и останутся розовыми фантазиями.
 
Новости про функционирование АСК НДС-2, его новшества и автоматизацию уже стали для автора притчей во языцех.


Силится непреодолимое желание крикнуть разработчикам и генераторам новых регламентов по отработке выгодоприобретателей - "остановитесь, люди, сначала доделайте как положено старый функционал, перед тем как внедрять новые инновационные инструменты". Но невозможность территорий достучаться со своими проблемами на самый верх является извечной проблемой этой страны. Как говорится "Крикну... А в ответ тишина!"

- Как я уже ранее писали, с 25 октября начал функционировать новый регламент отработки комментариев, который вобрал в себя ссылку на функциональность автоцепочек при определении вопроса, кто же выгодоприобретатель.

При этом упоминал я добрым словом возможность переакцепта выгодоприобретателя, не упомянув что на это ТНО отводится 15 (!) дней.

А как оказалось, не зря данный инструмент, в отличие от ряда других нормативных документов, упоминает сей. ЦА ФНС видимо что-то подозревал изначально.

Если разобраться, за это время ни одна встречка не успеет прийти (5 дней выставить требование по поручению, 6 дней на получение, 10 дней на исполнение), поэтому ТНО должен "на глазок" прикинуть кто есть кто, догадаться что за сделка была между потенциальным выгодником и "техничкой", могла или не могла она быть исполнена, и сформулировать обоснованное и мотивированное мнение о том, кто же реально по цепочке выгодоприобретатель.

При этом ТНО должен не просто доказать, что его выгодник таковым не является, а должен найти его по цепочке и с обоснованием указать, что выгодник именно он.

✅ Самый простой путь это конечно доказывание того, что предыдущее звено обладает признаками сущностной компании, но даже для такого телодвижения тоже необходимо приложить немало усилий.

И вершиной айсберга стало то, что первые ласточки за 3 квартал этого чудовищного нововведения показали его полную неработоспособность.

Вывалилось несколько тысяч цепочек, беглый анализ которых показал, что к сожалению ни один ‼️ выгодоприобретатель правильно не определён.

Да-да, по задумке авторов регламента, теперь эти тысячи цепочек необходимо отработать путем проведения мероприятий налогового контроля, найдя выгодоприобретателя по каждой цепочке и изложив, не иначе как чётко и грамотно, кто выгодоприобретатель и почему.

❗ Исходя из условий нового регламента, отсутствие письменного заключения в течение 15 дней с момента выгрузки выгодоприобретателей в автоцепочки равнозначно согласию с корректностью определения выгодоприобретателя.

То есть теперь перед всеми ТНО (думаю, такая ситуация имеется у всех) стоит непосильная задача описать вывалившиеся цепочки, провести по ним по всем мероприятия, определить выгодоприобретателей и написать мотивированное мнение и сделать это надо не дольше, чем через 15 дней после выгрузки этих цепочек.

Абсолютно очевидным является тот факт, что даже если весь контрольный блок сядет заниматься только этой работой (что конечно нереально), забив на все остальное, вряд ли удастся достичь какого-то существенного охвата (по крайней мере, в крупных инспекциях с высокой экономической активностью).

И на выходе мы получаем что? Правильно, что вся автоматизация АИС Налог-3, все новомодные штучки, абсолютно все уперлось в необходимость ручного перелопачивания цепочек.

- Причём если раньше по "техничкам" с разрывами искали выгодников руками и заливали комментарии, то теперь добавилась необходимость мотивированно доказывать, что ты (твой налогоплательщик, определённый по цепочке) не верблюд выгодоприобретатель.

Для инспекторов, кто разобрался в тонкостях нового регламента, думаю такой старт нового этапа автоматизации, кроме нервно дергающегося глаза, ничего не привнесёт.

✅ Зато очевидный плюс для налогоплательщиков - вместо реальной отработки выгодоприобретателей инспектора будут сидеть, заниматься одними переакцептами, так как получить в отработку выгодника с живым контрагентом первого звена вообще никак не улыбается.

В общем, автоматизация АИС Налог-3 в её полной красе, то ли ещё будет?
 
Первые результаты автоцепочек конечно не утешают.

Не рассказать вам о самых изощренных издевательствах в ФНС мы не можем.

Прошли сроки на акцепт и переакцепт выгодоприобретателей, составлено 100500 таблиц по "техничкам"-звеньям разрывных цепей, причём самое весёлое, согласно новомодному регламенту по автоцепочкам, каждая инспекция, где её выгодоприобретатель купил НДС наравне с другими, самостоятельно описывала все разрывные звенья и всех контрагентов.

То есть по всей стране, тысячи налоговых инспекторов заполняли одну и ту же таблицу, потому что цепочки Авто, но отрабатывать их, перепроверять, переакцептовывать и вообще каждый чих делать надо в ручном режиме.

Страшно представить в масштабах страны, сколько человеко-часов было затрачено на сбор одной и той же информации налоговиками по всей стране.

❗ Приставка "Авто" это нечто вроде издевательского напоминания, что автоматизация здесь только в названии, все остальное это ручное разгребание кривой работы АСК НДС-2.

Объем ручных операций по перелопачиванию этих ни разу не авто цепочек, он несопоставим ни с чем, ни с комментариями, ни даже с бешеными письмами по выгодоприобретателям, которые писались в отсутствие централизованного учёта, в период 2016-2019 годов. Даже тогда, несмотря на очевидную несуразность и разобщенность этой работы, такого бардака не было.

✔️ Итак, что мы получаем на выходе - составив 100500 таблиц по "техничкам", отправив их типа на переакцептами (а все что не отправили на переакцепт - считается, что признали его выгодоприобретателем), получаем новую радостную весть из регламента - по всем подтвержденным выгодоприобретателям (в том числе и техничкам, до переакцепта которых не дошли руки) теперь надо составить акт и не иначе как по 54.1. Отсутствие акта КНП это уже нарушение нового регламента по автоцепочкам.

И во всей этой безрадужной ситуации есть ещё прекрасное действие - при обнулении и аннулировании деклараций внизу цепочек подсыпает на уже акцептованных выгодоприобретателей все новые и новые цепочки.

То есть даже составив акт КНП, нельзя быть уверенным, что не вывалятся новые цепочки, после завершения КНП и составления акта проверки.

И весь цимус в том, что опять мы пришли к тому, от чего старались уйти - нужно руками лопатить всю книгу покупок на предмет потенциальных "техничек", которые могут обозначиться и через месяц, и через два и через три после начала КНП.

‼️ Поэтому сегодня эти типа автоцепочки с нереальными для исполнения сроками в регламенте работу не только не облегчили, но многократно её добавили, не в 2 и даже не в 3 раза, а кратно больше.

Если ближайшее время ситуация не изменится (программно-аппаратно, кадрово, организационно) то для бизнеса, использующего бумажную оптимизацию НДС, главной задачей становится не попасть в эти самые автоцепочки, другие категории инспекторам отрабатывать уже тупо некогда.

Поэтому сейчас грамотное замыкание цепочки неуплаты НДС стало главным определяющим фактором в качестве оптимизаторской услуги.

Не количество звеньев и их разветвленность, а именно размытое, но чёткое замыкание цепочки добавленной стоимости. Ещё возможен вариант с отличным флагманом в первом звене, но тут как минимум нужна хотя бы частичная оплата по безналу, без денег, с мёртвым расчётным счётом вряд ли удастся перекинуть цепочку на такой флагман.

Во всех остальных случаях, добро пожаловать в автоцепочки, если окажетесь в топе - большая вероятность акта КНП со всеми вытекающими. Понятно, что что-то смогут доказать, что-то возможно нет, но нервотрепка гарантирована.

А если удалось миновать попадания в автоцепочки - можно смело и с высоко поднятой головой смотреть вперёд и грузить бумажный НДС дальше. Вот такие нынче у ФНС приоритеты.
 
Снова про ИАС КБ

Сей замечательный программный комплекс продолжает развитие нового функционала, о котором мы слышали ещё в далёком 2015 году, когда шли первые робкие шаги внедрения АИС Налог-3.

Тогда налоговикам, работавшим в колхозном (как нам объявили после внедрения АИС Налог-3) СЭОД рассказывали сказки, что когда-то, когда полноценно заработает АИС Налог-3, акты выездных налоговых проверок будут формироваться нажатием одной кнопки, а инспектору останется лишь вручить его налогоплательщику и проконтролировать поступление денег в бюджет.

И мы верили, хотя и были определённые сомнения. Проходили все стадии принятия неизбежного:

1. Отрицание, когда все говорили, что за хрень этот АИС, он мне не нужен, верните мне ЭОД

2. Гнев, когда АИС работал по полдня по расписанию в регионах, а налогоплательщикам, которые визжали и требовали результат, запрещено было говорить о технических проблемах

3. Торг, когда рассуждали о том, что появилось много новых удобных функций, о которых в ЭОД нельзя было и мечтать, но стало сложней и дольше все делать, нажать кнопок требовалось в 2 раза больше

4. Сейчас, с большой долей вероятности, идёт стадия депрессии, так как весь великий функционал АИС Налог-3, как выяснилось, требует ручной перепроверки, корректировки, сверки и кучи других ручных операций, которыми нужно сопровождать "налоговый автомат".

Но для борьбы с этой депрессией, для скорейшего перехода к стадии принятие, продолжается допиливаться функционал АИС и не так давно в подсистеме ИАС КБ была презентована кнопка "Сформировать проект акта КНП" по нажатию которой можно получить формализованный текст, из которого можно проследить связь налогоплательщика с его контрагентами как между собой, так и по цепочке (IP-адреса, телефоны, адреса, подписанты, директора) , а так же текстовое описание всей цепочки, от которой идёт неуплата НДС.

Пока выходной документ по этой кнопке охватывает не очень широкий функционал, но попытка похвальная, да и часть времени на описание цепочек и взаимосвязей "техничек" с площадки поможет сэкономить.

Ещё бы прикрутить к этой кнопке анализ банковских счетов на предмет оплаты сделок по цепочке, сведения из ЕГРЮЛ о недостоверных адресах и директора, наличие ККТ, чеки, ей пробитые, отказные допросы директоров в цепочке, место получения директорами доходов, имеющиеся разрывы и операции особого контроля, и будет уже некий костыль-основа описательной части акта проверки.

А потом, когда-нибудь (например, в 2024 году), когда внедрят полный электронный B2B документооборот, когда копия каждого документа бизнеса будет падать в ЦОД ФНС, тогда прикрутить в ИАС КБ сразу анализ движения товаров, работ, услуг по цепочке, для возможности оперативного ввинчивания оптимизаторскому бизнесу начислений по НДС и уж тогда кнопка "Сформировать акт проверки" будет уже совсем не сказкой, а инструментом полного подавления любых поползновений в сторону неуплаты НДС.

- С учётом той динамики развития АСК НДС-2 и сопутствующих ей инструментов, такие возможности при реализации определённых технических решений являются совсем не фантастическими.

В сегодняшних реалиях, когда контрольные мероприятия ФНС в ходе камеральных проверок имеют очевидный приоритет над выездными налоговыми проверками, кнопка "Сформировать акт проверки" является неплохой заявкой на победу.

Будем мониторить дальнейшее развитие ситуации.
 
Сверху Снизу