Здравствуйте, я Евгений Вильдяев, бывший автор Mobile-Review. Хочу поделиться важной проблемой.
Знаете, я сам искренне не люблю Авито, но по большей части из-за большого количества мошенников. Если вы покупатель, то вам обязательно попытаются впарить товар со скрытыми дефектами, если продавец — то начнут торговаться даже если указано, что торг не уместен, либо попробуют заплатить фальшивыми купюрами.
А уж если вы продаете или покупаете что-нибудь из техники Apple, то вам будет вдвойне тяжело, особенно в случае покупки. Но плохие люди ещё не делают сам сервис плохим.
Может быть в случае обмана вам всегда на помощь придёт служба поддержки? Нет, вы не дождётесь даже утешительного похлопывания по плечу. Но не буду голословным и приведу несколько живых историй.
История №1. Беззащитный продавец
У меня есть знакомый, условно назовём его Иван, который давно пользуется Авито, много покупает и продает на сервисе. Знает про все различные схемы обмана при личной встрече перед покупкой/продажей.
Человек очень внимательный и дотошный, чтобы его обмануть вам придется очень постараться. К чему такое предисловие? Чтобы вы понимали, что история, рассказанная далее, произошла с опытным продавцом, а не с тем, кто вообще первый день на Авито.
У знакомого очередная продажа, покупатель просит отправить товар Авито.Доставкой. Иван упаковывает товар, делает фотографию посылки и уходит с Почты России. Покупатель принимает товар и по каким-то причинам отказывается от него, Иван ждёт обратную доставку, а затем снова идёт на почту.
Посылка и коробка с конфетами
При получении посылки он снимает процесс распаковки и получения на видео и вместо условного смартфона он видит там упаковку от телефона и запиханные в неё конфеты.
Иван не теряется, просит на почте оформить акт приёма с описанием всего, что пришло. Вместе с этим актом, видео упаковки и видео распаковки он отправляется в Авито.Поддержку, где его раз за разом просят подождать.
Акт приёма
Спустя несколько месяцев он получает отказ в компенсации, так как нет видео, где видно, что это покупатель подменил заказ. То есть даже если вы заморочитесь, соберете все доказательства и хорошенько подготовитесь, вы всё равно рискуете оказаться жертвой мошенников.
Почему так происходит?
При оформлении Авито.Доставки, покупатель оплачивает покупку сразу, но сервис держит деньги у себя, до тех пор пока покупатель не подтвердит, что товар пришёл и с ним всё в порядке. Однако товар доставляется Почтой России или Боксберри, где сотрудникам всё равно, что покупатель делает с посылкой в период проверки.
Как это можно было бы решить?
Либо договориться с Почтой России и Боксберри о том, что их сотрудники специально следят за покупателями во время проверки и включить эту работу в комиссию сервиса при доставке, либо же организовать собственные пункты самовывоза, где уже сотрудники самого Авито будут проверять, чтобы не было никаких подмен.
Третий вариант — передавать деньги покупателю только после того, как продавец подтвердит, что с посылкой всё в порядке (хотя этот вариант может спровоцировать новые виды мошенничества).
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
История №2. Беззащитный покупатель
После истории Ивана мне начало казаться, что хотя бы покупатель отлично защищен на Авито.Доставке и его интересы представлены куда лучше. Но не тут-то было.
На Пикабу наткнулся на «замечательный» случай, как покупателя чуть не обманули на 100 000 рублей. Итак, автор поста увидел выгодное предложение пяти видеокарт NVIDIA по очень хорошей цене.
Долго общался с продавцом и в итоге они договорились о продаже и отправке. Покупатель перевёл деньги и спустя несколько дней пришёл на почту.
За день до прихода продавец, на всякий случай, попросил его дать свой номер телефона (это важно).
Обратите внимание, как ловко мошенник выудил номер телефона у покупателя
Интуиция подсказала ему попросить сотрудников почты вскрыть посылку перед тем, как он подпишет документы о приёме. Весь процесс его жена сняла на видео. И что вы думаете? Вместо видеокарт в коробке были картриджи и видеокассеты.
Но в чём суть такого развода? Ведь покупатель может в любой момент отказаться от товара, у него даже полчаса на проверку есть. После ухода с почты автор обратил внимание, что не может зайти в свой аккаунт Авито, он был взломан.
Покупатель использовал для авторизации свой аккаунт ВКонтакте и почта была привязана та же, что и на ВК. Мошенники позвонили в службу поддержки, представились автором поста, назвали его номер телефона и получили доступ к аккаунту.
Если бы автор взял бы посылку хотя бы на проверку, в приложении появилась бы кнопка «подтвердить получение», злоумышленники бы её нажали и автор лишился бы ста тысяч рублей.
В комментариях читатели писали, что у них при восстановлении доступа также просили назвать последние цифры карты и звонить именно с привязанного к аккаунту номера телефона. Подозреваю, что из-за авторизации через ВК, процедура восстановления была упрощённой.
Почему так происходит?
У Авито слишком простая защита от взлома, ну разве это нормально, когда по звонку с любого номера вы можете получить доступ к чужому аккаунту?
Как это можно было бы решить?
Самый простой способ: двухфакторная авторизация, как при входе, так и при подтверждении принятия посылки. Допустим вы нажимаете «подтвердить получение», а потом вам приходит смска с коротким кодом, который надо ввести в приложение.
Сейчас подумал и понял, что даже эту смску обманным путём пытались бы выманить и наивных покупателей.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
История №3. Ответственный пользователь
Ещё один популярный пример развода: выставить вещь по привлекательной цене, а на все вопросы давать ссылку на сомнительный сайт, где у вас попросят данные карты и украдут деньги. Но рассказать я хотел не про него.
Недавно прочёл историю, как ответственный покупатель, увидев такие ссылки начал массово на них жаловаться.
В итоге он обнаружил, что объявления не блокируются и сервис к его жалобам остался равнодушен. В комментариях к истории читатели также сетовали на то, что Авито игнорировал их жалобы на мошенников.
Почему так происходит?
Мошенники платят на Авито комиссию за размещение объявления, поэтому сервису выгоднее подержать их подольше перед блокировкой.
Как это можно было бы решить?
Выдать нескольким самым активным «жалобщикам» опцию приоритетной отправки жалоб, чтобы они не терялись среди общего потока, а сразу бы рассматривались службой поддержки.
Закрывать объявления мошенников сразу без возврата денег.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
История №4. «Вашу посылку уже забрали»
Эта история произошла с читателем vc.ru, он договорился о покупке фотоаппарата Nikon через Авито.Доставку. Посылку отправляли через DPD, на этом настоял продавец.
В итоге каким-то образом после прихода посылки в офис DPD её получили сообщники мошенника, а когда за посылкой приехал автор, то сотрудники разводили руками. Посылку выдали по трек-коду, хотя должны были спросить специальный ПИН-код.
Почему так произошло?
Тут вина скорее сервиса доставки, чем Авито, хотя в той истории служба поддержки очень долго реагировала на вопросы автора и давала малосодержательные ответы.
Как это можно было бы решить?
Тщательнее выбирать подрядчиков для доставки. Кстати, Авито.Доставка перестала сотрудничать с DPD.
История №5. Безотходное мошенничество
Ещё одна история vc.ru. Александр продавал свою камеру GoPro Hero 8, отправил её Авито.Доставкой, это было ещё в те времена, когда на проверку у покупателя было два дня, через пару дней товар возвращают.
Автор сразу заподозрил неладное, ведь вес посылки изменился, и оказался прав. Вместо камеры к нему приехал мешок с сахаром.
Александр оформил заявление на компенсацию и решил попробовать раскрутить историю дальше. Он начал мониторить объявления о продаже GoPro Hero 8 в Брянске. Увидел свою камеру, уточнил у продавца IMEI-номер и бинго!
Это та самая камера. Он написал в поддержку, но там как обычно «ваша заявка в отделе претензий» и никакой помощи.
Почему так произошло?
Долгие ответы службы поддержки позволяют мошенникам не только обманом получать товар у покупателя, но и тут же перепродать его и всё это произойдёт быстрее, чем вам ответят на претензию.
Как это можно было бы решить?
Конкретно в этой истории я вижу сотрудничество Авито с полицией, заказ через подставного покупателя и поимка мошенника на почте при попытке отправить посылку.
Бонус: история №6. Со счастливым концом
Мне показалось справедливым отметить, что на Авито, помимо мошенничества, ежедневно проходит и множество легальных и успешных сделок, когда продавец и покупатель получают то, что хотели.
Я уже заканчивал этот текст, как мне написал приятель и рассказал, что продал через Авито.Доставку свой недавно купленный айфон. Я в ужасе спросил его, не боится ли он подмены, на что он ответил, что уже продал так множество вещей, проверял профили продавцов и особо не переживает.
При этом он морально был готов к тому, что вместо посылки могут вернуться конфетки. Это здорово, что можно продать свою вещь на Авито, но даже 5% риск обмана уже заставит задуматься о том, стоит ли это делать.
Заключение
Для статьи я взял частные истории отдельных людей, но каждая из этих историй не уникальна, каждым из этих способов людей на Авито регулярно обманывают. Обычно приход крупных корпораций в ту или иную нишу делает её более удобной и предсказуемой по качеству предоставляемых услуг.
Достаточно вспомнить тот же заказ такси или доставку еды. После того, как появились Яндекс.Такси, Убер, Яндекс.Еда и Деливери.Клаб заказывать еду и вызывать машину стало гораздо проще. Плюс ко всему (что важно для меня), в случае чего вам не нужно будет ничего выяснять с водителем или курьером, вы просто потом пишете в службу поддержки и она разбирается со всеми проблемами за вас.
И пользователь привыкает к этому. Он ожидает, что и в других отраслях будет также. И вот он попадает на Авито, где видит полное равнодушие поддержки как к продавцам, так и к покупателям, а единственное, что вас поражает, это количество мошеннических схем, которыми вас могут обмануть.
Я надеюсь, что Авито всё-таки поработает над ошибками или что у него появится большой достойный конкурент, у которого их изначально не будет. При этом уже есть хорошие международные примеры в виде e.b.a.y и AliExpress, у которых процесс оспаривания сделан на высшем уровне, поэтому нельзя сказать, что в принципе невозможно ничего поправить.
В комментариях я предлагаю вам рассказать о своём опыте взаимодействия с Авито, Авито.Доставкой и их службой поддержки, чтобы мы вместе смогли оценить масштабы проблемы.