Основная проблема в вопросе регулирования криптовалюты - это выполнение норм антиотмывочного законодательства.
Тот самый 115-ФЗ предписывает идентифицировать участников транзакций и выявлять подозрительные действия при расчётах денежными средствами или сделах с иным имуществом.
Всем известные криптовалюты создавались, чтобы обходить контрольные барьеры национальных регуляторов. Именно поэтому современная наркомафия полностью ушла в расчеты криптой (биткоин, эфир и пр).
Что ЦБ?
Тамошние аналитики прикинули весь расклад и выкатили доклад, что крипту в России надо полностью запретить и не использовать в расчетах банковскую инфраструктуру. Оно и понятно, ЦБ не может это контролировать.
Перед выпуском своего доклада, в ЦБ еще осенью 2021 года
, где описал критерии нелегальных криптообмеников. Критерии были незамысловатые и сводились к выявлению физ лиц, которые часто и много переводят деньги друг другу.
В итоге, банки начали бомбить запросами граждан, которые попадают под описанные критерии. Результат плачевный. Ведь одно дело, выявить людей по заданным признакам, другое дело весь этот массив проанализировать и выявить тех, кого надо.
Итог: Сделать это невозможно, плюс, методичка от ЦБ является рекомендацией и де-юре не обязательна для исполнения.
Что МинФин?
Бравые ребята из министерства и примкнувшие к ним товарищи из правительства после щелчка президента решили, что все расчеты должны проходить через банки, а ЦБ должен все контролировать.
Да-да, тот самый ЦБ, который в своем докладе обозначил, что контролировать это не может.
Что сейчас предлагается?
Собственно ничего нового не придумали, как взять ЦБшную методичку и сделать ее обязательной. Иными словами, частые переводы между физикам будут означать, что такое лицо автоматом подозревается в организации нелегального обменника.
Последствия от такого решения не очень радужные, и ЦБ об этом предупреждал. Теневой сектор не победить, ведь незря он успешно плавает в крипте.
Потуги регулирования отрасли сделают нелегальные услуги чуть дороже и все, до победы еще очень и очень далеко.
Посмотрите на обналичку или бумажный НДС. Регулировать и следить за этим гораздо проще и ресурсов у гос машины намного больше. Победили? Нет.
С другой стороны, регулирование и четкие правила игры, позволят зайти крупным игрокам, которые поделят рынок. Дальше через лобистов и административный ресурс товарищи выведут с игры мелких игроков, и лишним не будет места на поприще майнинга и обмена.
Тот самый 115-ФЗ предписывает идентифицировать участников транзакций и выявлять подозрительные действия при расчётах денежными средствами или сделах с иным имуществом.
Всем известные криптовалюты создавались, чтобы обходить контрольные барьеры национальных регуляторов. Именно поэтому современная наркомафия полностью ушла в расчеты криптой (биткоин, эфир и пр).
Что ЦБ?
Тамошние аналитики прикинули весь расклад и выкатили доклад, что крипту в России надо полностью запретить и не использовать в расчетах банковскую инфраструктуру. Оно и понятно, ЦБ не может это контролировать.
Перед выпуском своего доклада, в ЦБ еще осенью 2021 года
Новая методичка от ЦБ.
На этот раз регулятор взялся за контроль над онлайн переводами между физическими лицами (с карты на карту, с кошелька на кошелек и т.п. в разных вариациях).
Что не нравится ЦБ.
Банк России подозревает, что за онлайн переводами могут прятаться платежи на нелегальные казино или крипто-обменники, а карты оформляются на номиналов (дропов), которые даже не в курсе, что через их счета проводятся операции. Вспоминаем предыдущий пост про идею создать реестр дропов, совпадение?
Что предлагает ЦБ.
1⃣ Банкам следует снабдить свои онлайн сервисы средствами защиты от автоматического заполнения платежей (например, capcha, где надо вводить циферки с картинки).
2⃣ Банки должны анализировать операции физиков и оперативно выявлять сомнительные транзакции. Если хотя бы два из нижеперечисленных признаков нашлись, то клиента можно считать подозрительным (внимательно читаем и сравниваем со своими операциями):
необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с котрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) идивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами–физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств
Как итог, если банк найдет среди своих клиентов таких людей, то должен блокировать им счета, отказывать в операциях и расторгать договор банковского счета по основаниям того самого 115-ФЗ. Естественно, после таких отказов гражданин автоматом попадает в межбанковский черный список отказников и все банки узнают о нем не с самой лучшей стороны.
На этот раз регулятор взялся за контроль над онлайн переводами между физическими лицами (с карты на карту, с кошелька на кошелек и т.п. в разных вариациях).
Что не нравится ЦБ.
Банк России подозревает, что за онлайн переводами могут прятаться платежи на нелегальные казино или крипто-обменники, а карты оформляются на номиналов (дропов), которые даже не в курсе, что через их счета проводятся операции. Вспоминаем предыдущий пост про идею создать реестр дропов, совпадение?
Что предлагает ЦБ.
1⃣ Банкам следует снабдить свои онлайн сервисы средствами защиты от автоматического заполнения платежей (например, capcha, где надо вводить циферки с картинки).
2⃣ Банки должны анализировать операции физиков и оперативно выявлять сомнительные транзакции. Если хотя бы два из нижеперечисленных признаков нашлись, то клиента можно считать подозрительным (внимательно читаем и сравниваем со своими операциями):
необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с котрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) идивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами–физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств
Как итог, если банк найдет среди своих клиентов таких людей, то должен блокировать им счета, отказывать в операциях и расторгать договор банковского счета по основаниям того самого 115-ФЗ. Естественно, после таких отказов гражданин автоматом попадает в межбанковский черный список отказников и все банки узнают о нем не с самой лучшей стороны.
В итоге, банки начали бомбить запросами граждан, которые попадают под описанные критерии. Результат плачевный. Ведь одно дело, выявить людей по заданным признакам, другое дело весь этот массив проанализировать и выявить тех, кого надо.
Итог: Сделать это невозможно, плюс, методичка от ЦБ является рекомендацией и де-юре не обязательна для исполнения.
Что МинФин?
Бравые ребята из министерства и примкнувшие к ним товарищи из правительства после щелчка президента решили, что все расчеты должны проходить через банки, а ЦБ должен все контролировать.
Да-да, тот самый ЦБ, который в своем докладе обозначил, что контролировать это не может.
Что сейчас предлагается?
Собственно ничего нового не придумали, как взять ЦБшную методичку и сделать ее обязательной. Иными словами, частые переводы между физикам будут означать, что такое лицо автоматом подозревается в организации нелегального обменника.
Последствия от такого решения не очень радужные, и ЦБ об этом предупреждал. Теневой сектор не победить, ведь незря он успешно плавает в крипте.
Потуги регулирования отрасли сделают нелегальные услуги чуть дороже и все, до победы еще очень и очень далеко.
Посмотрите на обналичку или бумажный НДС. Регулировать и следить за этим гораздо проще и ресурсов у гос машины намного больше. Победили? Нет.
С другой стороны, регулирование и четкие правила игры, позволят зайти крупным игрокам, которые поделят рынок. Дальше через лобистов и административный ресурс товарищи выведут с игры мелких игроков, и лишним не будет места на поприще майнинга и обмена.