В территориальные органы ФНС поступило письмо ЦА с комментариями Постановления Правительства от 28.05.2022 N 977 (про меры валютного контроля в условиях внешнего санкционного давления).
Кто читал, тот знает, что в этом Постановлении есть оговорка, что до 31.12.2022 приостановлено проведение проверок валютного контроля, за исключением назначенных до вступления Постановления в силу и в ходе которых выявлены нарушения, с истекающим до 31.12.2022 сроком давности привлечения к ответственности.
При этом ФНС датой назначения проверки предлагает считать дату поручения на проведение проверки (п. 23 и 27 регламента по валютным проверкам, приказ ФНС от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@).
И самое позитивное, во всех остальных случаях, анализ деятельности субъекта не запрещён, но проводится только на основании документов, имеющихся в налоговом органе, без истребования документов у потенциальных субъектов проверок.
Срок давности по таким нарушениям 2 года, соответственно, сейчас медленно, но верно уходят сроки привлечения к ответственности по периодам 2020 года.
А в 2021 уже вовсю штрафовали - (
Таким образом, если толковать разъяснения буквально, то при отсутствии в отношении компании до 28.05.2022 вынесенного поручения о проведении мероприятий валютного контроля, привлечение к ответственности вне зависимости от истекания срока давности уже не представляется возможным, а если ещё учесть, что большинство нал. органов вообще процедуру привлечения к ответственности начинали без всяких поручений, собрали требуемые документы и сразу вызвали на составление протокола об административном правонарушении, то в свете этих разъяснений ФНС такой подход уже не прокатит.
В обратную связь ещё приходило несколько вопросов о том, что делать если вынесли постановление перед самым мораторием, ну здесь уже кроме обжалования никаких других путей нет, мораторий и действует именно на инициирование контрольных мероприятий, их начало до моратория на порядок и сроки привлечения к ответственности не влияет.
Так же письмо содержит оговорку и разъяснения, что если проверка начата до моратория, но срок давности до 31.12.2022 не истекает, то такую процедуру нужно приостановить со ссылкой на вышеуказанное Постановление Правительства.
Не нужно радоваться, если мораторий в следующем году не продлят или внесут изменения в предельные сроки давности привлечения к ответственности, тогда ожидайте штраф, с этим ничего не поделать.
Случаев применения налоговиками этой нормы в настоящее время не обнаружены..
Ближайшее время в приоритете и без всяких мораториев будут проверки соблюдения ограничений нормативных актов, принятых после 28.02.2022 по специальным экономическим мерам в связи с недружественными действиями третьих стран.
Разъяснения, как сообщает ФНС, по таким проверкам уже вот-вот доведут и начнётся новая вакханалия.
Сегодня основные ограничения это обязательная продажа валютной выручки и сделки с лицами из стран, совершающих недружественные действия в отношении РФ.
Лично нам пока механизм выявления налоговиками таких фактов в принципе непонятен, на ум приходит лишь информация от кредитных учреждений, которую уже можно проверить и начать контрольные мероприятия и процедуру привлечения к ответственности.
В любом случае, нормативных документов ФНС пока нет, но они уже разрабатываются, как будут новости, обязательно поделимся.
Кто читал, тот знает, что в этом Постановлении есть оговорка, что до 31.12.2022 приостановлено проведение проверок валютного контроля, за исключением назначенных до вступления Постановления в силу и в ходе которых выявлены нарушения, с истекающим до 31.12.2022 сроком давности привлечения к ответственности.
При этом ФНС датой назначения проверки предлагает считать дату поручения на проведение проверки (п. 23 и 27 регламента по валютным проверкам, приказ ФНС от 26.08.2019 N ММВ-7-17/418@).
Так же указано, что приостановление проверок валютного законодательства не распространяется на дела, возбужденные прокуратурой и переданные на рассмотрение в территориальные органы ФНС.
И самое позитивное, во всех остальных случаях, анализ деятельности субъекта не запрещён, но проводится только на основании документов, имеющихся в налоговом органе, без истребования документов у потенциальных субъектов проверок.
Срок давности по таким нарушениям 2 года, соответственно, сейчас медленно, но верно уходят сроки привлечения к ответственности по периодам 2020 года.
А в 2021 уже вовсю штрафовали - (
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
), многие успели перестроиться.Таким образом, если толковать разъяснения буквально, то при отсутствии в отношении компании до 28.05.2022 вынесенного поручения о проведении мероприятий валютного контроля, привлечение к ответственности вне зависимости от истекания срока давности уже не представляется возможным, а если ещё учесть, что большинство нал. органов вообще процедуру привлечения к ответственности начинали без всяких поручений, собрали требуемые документы и сразу вызвали на составление протокола об административном правонарушении, то в свете этих разъяснений ФНС такой подход уже не прокатит.
Все эти рассуждения мы ведём к тому, что, по всей видимости, тотальное нагибание бизнеса штрафами за выплату зарплаты нерезиденту наличкой массовый характер в нынешних условиях так и не примут.
В обратную связь ещё приходило несколько вопросов о том, что делать если вынесли постановление перед самым мораторием, ну здесь уже кроме обжалования никаких других путей нет, мораторий и действует именно на инициирование контрольных мероприятий, их начало до моратория на порядок и сроки привлечения к ответственности не влияет.
Так же письмо содержит оговорку и разъяснения, что если проверка начата до моратория, но срок давности до 31.12.2022 не истекает, то такую процедуру нужно приостановить со ссылкой на вышеуказанное Постановление Правительства.
Не нужно радоваться, если мораторий в следующем году не продлят или внесут изменения в предельные сроки давности привлечения к ответственности, тогда ожидайте штраф, с этим ничего не поделать.
Ещё позитивный момент по этим валютным штрафам, последнее время все чаще и чаще натыкаюсь на судебные акты, где суды снижают штраф ниже низшего предела (если он был более 100 тысяч рублей) по ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП.
Случаев применения налоговиками этой нормы в настоящее время не обнаружены..
Ближайшее время в приоритете и без всяких мораториев будут проверки соблюдения ограничений нормативных актов, принятых после 28.02.2022 по специальным экономическим мерам в связи с недружественными действиями третьих стран.
Разъяснения, как сообщает ФНС, по таким проверкам уже вот-вот доведут и начнётся новая вакханалия.
Сегодня основные ограничения это обязательная продажа валютной выручки и сделки с лицами из стран, совершающих недружественные действия в отношении РФ.
Лично нам пока механизм выявления налоговиками таких фактов в принципе непонятен, на ум приходит лишь информация от кредитных учреждений, которую уже можно проверить и начать контрольные мероприятия и процедуру привлечения к ответственности.
В любом случае, нормативных документов ФНС пока нет, но они уже разрабатываются, как будут новости, обязательно поделимся.