Разрывы по НДС - достаточно частое явление. Однако последствия таких неожиданностей связаны не только с общением с сотрудниками Федеральной налоговой службы. В большинстве случаев подобные ситуации влекут за собой доначисление налогов.
[H2]
Разрыв - это несовпадение в цепочке НДС. Покупатель отражает информацию о сделке в книге покупок, продавец соответственно вносит эти данные в книгу продаж. В идеале суммы, размер НДС, даты и номера счет-фактур должны совпадать. Однако если эти сведения будут отличаться друг от друга (или вовсе отсутствовать), представитель налоговой службы обратиться к контрагентам с требованием прояснить сложившуюся ситуацию.
В данном случае единственной целью налоговиков является сбор НДС. Соответственно налоговый вычет покупателя может оказаться под угрозой.
[H2]
Разумеется, вручную несостыковки в сведениях проверить достаточно сложно. Именно поэтому сотрудники налоговых служб проверяют документы с помощью автоматизированной системы АИС "Налог-3".
Данная система анализирует непрерывность цепочек НДС по имеющимся налоговым декларациям. Во время анализа осуществляется сверка данных по налоговым вычетам и операциям купли-продажи, совершенных между контрагентами. При несовпадении система автоматически определяет сумму разрыва и выдает контактные данные компании, в отношении которой необходимо провести проверку.
Это не все преимущества АИС "Налог-3".
Система имеет функцию подгрузки банковских выписок, с помощью которой можно проверить:
[H2]
Прямой разрыв - самый популярный вид несоответствия. Подобные ситуации возникают, когда счет-фактура, занесенная в книгу покупок заказчика (покупателя) не совпадает с информацией поставщика (продавца).
Продавец и покупатель - стандартные участники налоговых проверок. Однако система проверяет не только данный тандем. В анализе участвует вся цепочка поставщиков, суммы НДС, вычеты и фактическая уплата налогов. Такие разрывы называют сложными. В большинстве случаев они возникают в ситуациях, когда один из участников сделки "забыл" сдать декларацию или уплатить налог.
Также существуют технические разрывы. Классическим примером таких расхождений является неверно прописанные реквизиты счета-фактуры или забывчивость бухгалтера, который не отобразил счет-фактуру в книге продаж.
[H2]
Уменьшить количество разрывов НДС можно.
Для этого налогоплательщику или его бухгалтеру необходимо придерживаться следующих требований:
Должная осмотрительность - это проверка партнера по сделке. Если во время такой проверки будут обнаружены признаки недобросовестности, то сотрудничество с таким партнером лучше прекратить.
К признакам недобросовестности контрагента можно отнести:
[H2]
Что такое разрывы НДС
[/H2]Разрыв - это несовпадение в цепочке НДС. Покупатель отражает информацию о сделке в книге покупок, продавец соответственно вносит эти данные в книгу продаж. В идеале суммы, размер НДС, даты и номера счет-фактур должны совпадать. Однако если эти сведения будут отличаться друг от друга (или вовсе отсутствовать), представитель налоговой службы обратиться к контрагентам с требованием прояснить сложившуюся ситуацию.
В данном случае единственной целью налоговиков является сбор НДС. Соответственно налоговый вычет покупателя может оказаться под угрозой.
[H2]
Как сотрудники ФНС находят разрывы
[/H2]Разумеется, вручную несостыковки в сведениях проверить достаточно сложно. Именно поэтому сотрудники налоговых служб проверяют документы с помощью автоматизированной системы АИС "Налог-3".
Данная система анализирует непрерывность цепочек НДС по имеющимся налоговым декларациям. Во время анализа осуществляется сверка данных по налоговым вычетам и операциям купли-продажи, совершенных между контрагентами. При несовпадении система автоматически определяет сумму разрыва и выдает контактные данные компании, в отношении которой необходимо провести проверку.
Это не все преимущества АИС "Налог-3".
Система имеет функцию подгрузки банковских выписок, с помощью которой можно проверить:
- платеж, совершенные участниками сделки;
- факт оплаты по операции;
- уплату НДС и выручку по платежным поручениям;
- назначение платежа от покупателя к продавцу по всей цепочки.
[H2]
Виды разрывов по НДС
[/H2]Прямой разрыв - самый популярный вид несоответствия. Подобные ситуации возникают, когда счет-фактура, занесенная в книгу покупок заказчика (покупателя) не совпадает с информацией поставщика (продавца).
Продавец и покупатель - стандартные участники налоговых проверок. Однако система проверяет не только данный тандем. В анализе участвует вся цепочка поставщиков, суммы НДС, вычеты и фактическая уплата налогов. Такие разрывы называют сложными. В большинстве случаев они возникают в ситуациях, когда один из участников сделки "забыл" сдать декларацию или уплатить налог.
Также существуют технические разрывы. Классическим примером таких расхождений является неверно прописанные реквизиты счета-фактуры или забывчивость бухгалтера, который не отобразил счет-фактуру в книге продаж.
[H2]
Как избежать разрывов и доначислений
[/H2]Уменьшить количество разрывов НДС можно.
Для этого налогоплательщику или его бухгалтеру необходимо придерживаться следующих требований:
- Операция, по которой применяется вычет, должна быть реальной. Подтвердить реальность сделки можно документально. Налогоплательщику также нужно быть готовым к тому, что инспектор в любой момент может проверить склад на наличие приобретенного товара.
- Перед подписанием договора, покупатель должен проверять своего контрагента. Иными словами, ему необходимо проявлять должную осмотрительность.
Должная осмотрительность - это проверка партнера по сделке. Если во время такой проверки будут обнаружены признаки недобросовестности, то сотрудничество с таким партнером лучше прекратить.
К признакам недобросовестности контрагента можно отнести:
- регистрацию компании по адресу массовой регистрации;
- отсутствие сотрудников, производства, склада и основных средств;
- отсутствие платежей по коммунальным услугам, аренде;
- компания-партнер не находится по адресу регистрации;
- документы заверены подписями неустановленных лиц.