С 1966 по 1974 года обычная вроде гоночная серия, канадский Can-Am, до того интересный лишь местным гонщикам, неожиданно стал безумно престижным и популярным во всём мире. Это было связано с тем, что организаторы серии решились на невероятный шаг. Они сняли все лимиты. В этих гонках просто не было правил, кроме, разве что, ширины болида.
Этот шаг привёл к революции. В Can-Am тут же пришли ведущие мировые бренды, а дизайнеры начали сражаться за то, чтобы как-то ещё нарушить законы физики и сделать машину быстрее, быстрее, быстрее. Особенно чудовищен был сезон 1970 года. В нём выступал болид Hoare с 4-мя (!) двигателями, мощный гоночный пылесос Chaparral 2J, притягивающийся к полотну, и, конечно, Shadow Mk 1.
Фото
Компания Shadow была основана в 1968 году как Advanced Vehicle Systems (AVS) бывшим офицером армии США Доном Николсом. Чуть позже к нему присоединился дизайнер Тревор Харрис, и эти двое решили спроектировать невозможный автомобиль для Can-Am. На выходе получилось что-то невозможное. Например. передние колёса Mk 1 имели диаметр 25 см, задние — 35 см, при том, что в ширину они достигали 40 см и могли выдерживать скорости до 300 км/ч.
Фото
Харрис стремился сделать самый низкий гоночный автомобиль из возможных. Пилот в нём лежал в алюминиевом монококе, а в заднюю часть с трудом помещалась мощная V-образная «восьмёрка» Chevrolet объёмом 8,1 л. Удивительного вида болид попал на обложку августовского Road & Track. Некоторые части композитного кузова были укреплены на шарнирах, будучи... аэродинамическими тормозами, как на самолётных крыльях. Разрабатывая их схему, Харрис построил аж четыре экземпляра Mk 1 с разными конфигурациями.
Фото
Первые версии, включая прототип, были чёрным, но с приближением сезона 1970-го стало понятно, что без спонсоров справиться не получится, и цвет был изменен на красный в надежде на предпочитающие этот оттенок табачные бренды.
Фото
В гонках сезона 1970 года машина серьёзного успеха не снискала. На ней выступали пилоты Джордж Фоллмер (в Моспорт-Парке он прекрасно квалифицировался 6-м, но сошёл; также сошёл в Сен-Джовайте) и Вик Элфорд (7-е место в квалификации с ход в Мид-Огайо). Скорости вроде как хватало, но надёжность стала серьёзной проблемой — машина просто перегревалась. В итоге уже к следующему сезону была сделана другая машина Mk 2, призванная исправить ошибки первого болида. Получилось неплохо: пилот Джеки Оливер даже финишировал на подиуме, 3-м, на гонке в Эдмонтоне. Но это было потом.
Фото
Один из четырёх построенных экземпляров Mk 1 несколько лет назад продавался по договорной цене. Этот экземпляр до 2006 года принадлежал самому Николсу, затем был продан калифорнийскому коллекционеру, а в 2009-м «уехал» в Германию и ныне принадлежит Харму Лагаю, ведущему дизайнеру компании Porsche, автору Cayenne и Boxter.
Этот шаг привёл к революции. В Can-Am тут же пришли ведущие мировые бренды, а дизайнеры начали сражаться за то, чтобы как-то ещё нарушить законы физики и сделать машину быстрее, быстрее, быстрее. Особенно чудовищен был сезон 1970 года. В нём выступал болид Hoare с 4-мя (!) двигателями, мощный гоночный пылесос Chaparral 2J, притягивающийся к полотну, и, конечно, Shadow Mk 1.
Фото
Компания Shadow была основана в 1968 году как Advanced Vehicle Systems (AVS) бывшим офицером армии США Доном Николсом. Чуть позже к нему присоединился дизайнер Тревор Харрис, и эти двое решили спроектировать невозможный автомобиль для Can-Am. На выходе получилось что-то невозможное. Например. передние колёса Mk 1 имели диаметр 25 см, задние — 35 см, при том, что в ширину они достигали 40 см и могли выдерживать скорости до 300 км/ч.
Фото
Харрис стремился сделать самый низкий гоночный автомобиль из возможных. Пилот в нём лежал в алюминиевом монококе, а в заднюю часть с трудом помещалась мощная V-образная «восьмёрка» Chevrolet объёмом 8,1 л. Удивительного вида болид попал на обложку августовского Road & Track. Некоторые части композитного кузова были укреплены на шарнирах, будучи... аэродинамическими тормозами, как на самолётных крыльях. Разрабатывая их схему, Харрис построил аж четыре экземпляра Mk 1 с разными конфигурациями.
Фото
Первые версии, включая прототип, были чёрным, но с приближением сезона 1970-го стало понятно, что без спонсоров справиться не получится, и цвет был изменен на красный в надежде на предпочитающие этот оттенок табачные бренды.
Фото
В гонках сезона 1970 года машина серьёзного успеха не снискала. На ней выступали пилоты Джордж Фоллмер (в Моспорт-Парке он прекрасно квалифицировался 6-м, но сошёл; также сошёл в Сен-Джовайте) и Вик Элфорд (7-е место в квалификации с ход в Мид-Огайо). Скорости вроде как хватало, но надёжность стала серьёзной проблемой — машина просто перегревалась. В итоге уже к следующему сезону была сделана другая машина Mk 2, призванная исправить ошибки первого болида. Получилось неплохо: пилот Джеки Оливер даже финишировал на подиуме, 3-м, на гонке в Эдмонтоне. Но это было потом.
Фото
Один из четырёх построенных экземпляров Mk 1 несколько лет назад продавался по договорной цене. Этот экземпляр до 2006 года принадлежал самому Николсу, затем был продан калифорнийскому коллекционеру, а в 2009-м «уехал» в Германию и ныне принадлежит Харму Лагаю, ведущему дизайнеру компании Porsche, автору Cayenne и Boxter.