Пока у всех голова забита другим, бизнес расслабился ввиду отсутствия вала проверок и штрафов, ФНС не дремлет.
Ранее мы уже писали, что проверки по валютным нарушениям (в основном, это выдача зарплаты наличкой нерезидентам) с истекающими до конца года сроками давности имеют право на жизнь, с каким-никаким, но обоснованием из Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 N 977.
В итоге ФНС начинает потихоньку активизироваться и вспоминать о валютных штрафах, которые хоть и уменьшили до чуть более адекватных размеров (в настоящее время штраф за это нарушение составляет от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции, против ранее действовавшего штрафа от 75 до 100 процентов).
Согласно регламенту ФНС (утвержден приказом от 26.08.2019 № ММВ 7-17/418@) по отработке выявленных правонарушений в области валютного законодательства, началом проверки (решение о ее проведении) соблюдения валютного законодательства является поручение о проведении проверки, которое подписывается начальником или зам. начальника территориального налогового органа (п. 23 регламента), при этом ознакомление налогоплательщика с этим поручением вышеуказанным регламентом не предусмотрено.
При этом в АИС Налог-3 поручение обязательно должно быть зарегистрировано (п. 26 регламента).
Вместе с тем, если инициируется производство по делу об административном правонарушении, указанное поручение должно быть в материалах проверки, так как это первоначальный документ, подтверждающий в принципе легитимность контрольных мероприятий по валютному законодательству.
С материалами дела об административном правонарушении можно знакомиться без каких-либо препятствий (по крайней мере, по закону, который далеко не всегда в налоговых органах работает и соблюдается), в любом случае, есть такое право на основании статьи 25.1 КоАП РФ.
Отказ в ознакомлении с материалами дела на основании мотивированного ходатайства до вынесения постановления по делу может стать краеугольным камнем незаконности такого постановления, хотя это и субъективный момент.
В случае же, если в материалах дела отсутствует поручение - возникает робкий шанс поставить под сомнение в принципе инициирование дела об административном правонарушении, так как без проведения проверки дело об административном правонарушении не возбуждается, оно возбуждается только если по окончании проверки выявлены признаки совершения административного правонарушения (п. 66 регламента).
Если оно вынесено после 01.06.2022 - оно, по сути, противоречит вышеуказанному Постановлению Правительства РФ, результаты такой проверки, равно как и выводы по её итогам о наличии правонарушения так же могут быть признаны незаконными (хотя и не обязательно, но шанс опять же есть).
А если оно датировано до 01.06.2022, скорее всего оно внесено в АИС задним числом.
Конечно, может произойти эксцесс исполнителя и поручение выписано будет реально в нужный срок и безвозвратно утеряно, но в любом случае, при наличии такого факта имеет смысл говорить о потенциальной фальсификации, а возможно, и служебном подлоге, что может быть уже сферой внимания правоохранительных органов.
Поэтому если ближайшее время вас начнут подтягивать по административке за валютные правонарушения, совершенные в 2020 году, нужно очень внимательно отнестись ко всем процессуальным этапам производства по делу об административном правонарушении, в свете вышеизложенных обстоятельств, при правильном подходе к сопровождению процесса привлечения к административной ответственности, имеется шанс на признание постановления по делу незаконным.
В любом случае, до 31.12.2022, пока действует вышеназванное Постановление Правительства, нужно держать ухо востро, дабы не налететь на штраф за валютные нарушения по налоговому беспределу.
Ранее мы уже писали, что проверки по валютным нарушениям (в основном, это выдача зарплаты наличкой нерезидентам) с истекающими до конца года сроками давности имеют право на жизнь, с каким-никаким, но обоснованием из Постановления Правительства РФ от 28.05.2022 N 977.
В итоге ФНС начинает потихоньку активизироваться и вспоминать о валютных штрафах, которые хоть и уменьшили до чуть более адекватных размеров (в настоящее время штраф за это нарушение составляет от 20 до 40 процентов от суммы незаконной валютной операции, против ранее действовавшего штрафа от 75 до 100 процентов).
Однако, если дословно обратиться к вышеуказанному постановлению, то исключение составят проверки, начатые и выявившие правонарушения, до начала действия указанного постановления (то есть до 01.06.2022).
Согласно регламенту ФНС (утвержден приказом от 26.08.2019 № ММВ 7-17/418@) по отработке выявленных правонарушений в области валютного законодательства, началом проверки (решение о ее проведении) соблюдения валютного законодательства является поручение о проведении проверки, которое подписывается начальником или зам. начальника территориального налогового органа (п. 23 регламента), при этом ознакомление налогоплательщика с этим поручением вышеуказанным регламентом не предусмотрено.
При этом в АИС Налог-3 поручение обязательно должно быть зарегистрировано (п. 26 регламента).
Вместе с тем, если инициируется производство по делу об административном правонарушении, указанное поручение должно быть в материалах проверки, так как это первоначальный документ, подтверждающий в принципе легитимность контрольных мероприятий по валютному законодательству.
С материалами дела об административном правонарушении можно знакомиться без каких-либо препятствий (по крайней мере, по закону, который далеко не всегда в налоговых органах работает и соблюдается), в любом случае, есть такое право на основании статьи 25.1 КоАП РФ.
Отказ в ознакомлении с материалами дела на основании мотивированного ходатайства до вынесения постановления по делу может стать краеугольным камнем незаконности такого постановления, хотя это и субъективный момент.
В случае же, если в материалах дела отсутствует поручение - возникает робкий шанс поставить под сомнение в принципе инициирование дела об административном правонарушении, так как без проведения проверки дело об административном правонарушении не возбуждается, оно возбуждается только если по окончании проверки выявлены признаки совершения административного правонарушения (п. 66 регламента).
Если же в материалах дела будет поручение о проведении проверки, то ключевым моментом здесь становится его дата.
Если оно вынесено после 01.06.2022 - оно, по сути, противоречит вышеуказанному Постановлению Правительства РФ, результаты такой проверки, равно как и выводы по её итогам о наличии правонарушения так же могут быть признаны незаконными (хотя и не обязательно, но шанс опять же есть).
А если оно датировано до 01.06.2022, скорее всего оно внесено в АИС задним числом.
Конечно, может произойти эксцесс исполнителя и поручение выписано будет реально в нужный срок и безвозвратно утеряно, но в любом случае, при наличии такого факта имеет смысл говорить о потенциальной фальсификации, а возможно, и служебном подлоге, что может быть уже сферой внимания правоохранительных органов.
Поэтому если ближайшее время вас начнут подтягивать по административке за валютные правонарушения, совершенные в 2020 году, нужно очень внимательно отнестись ко всем процессуальным этапам производства по делу об административном правонарушении, в свете вышеизложенных обстоятельств, при правильном подходе к сопровождению процесса привлечения к административной ответственности, имеется шанс на признание постановления по делу незаконным.
В любом случае, до 31.12.2022, пока действует вышеназванное Постановление Правительства, нужно держать ухо востро, дабы не налететь на штраф за валютные нарушения по налоговому беспределу.