Система Управления Рисками АСК НДС и дерево связей

  • Автор темы BOOX
  • Дата начала

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.799
Репутация
11.595
Реакции
61.711
RUB
50
Для проверки налогоплательщиков и контроля за операциями в 2015 году запустили программу АСК НДС. С тех пор она обрастает все новыми модулями и функциями.


Расскажем про модуль СУР или систему управления рисками.

В «СУР АСК НДС-2» программа автоматически разделяет юрлиц, представивших декларации по НДС, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.
Делается это также на основании уже имеющихся сведений о деятельности налогоплательщиков.

Высоким риском помечаются компании, которые платят налоги по минимуму или вообще не платят, организации, у кого нет ресурсов и активов для своей деятельности.
А также фирмы, подозреваемые в использовании схем ухода от налогообложения. Среди таких: формальный документооборот, использование однодневок и подконтрольных организаций.

Низкий риск – все наоборот. Компании вовремя платят все налоги, деятельность подтверждена, они располагают активами для ее ведения, их легко проверить.

Средний риска — это те, кто не попал ни в первую, ни во вторую категорию.

При получении декларации по НДС система СУР АСК НДС-2 сравнивает новые данные с информацией поставщиков и клиентов компании.

Система видит цепочку движения товаров и сопоставляет информацию. Так выявляются те самые разрывы.
Разрыв дает сигнал инспектору обратить внимание и предпринять действия по выяснению его причин.

Видя разрыв, первым делом налоговики начинают искать выгодоприобретателя – того, кто выиграл от неуплаты НДС в бюджет.

Одновременно начинают дергать на предмет возможного уклонения все фирмы в цепочке, особенно те, что покрупнее. Напомним, задача инспектора – доначислить и взыскать налоги в бюджет.

Для этого СУР АСК НДС выдает отчет, который называется «Дерево связей». В основном, он и используется для выявления рисков незаконных операций. В нем видны все сделки, заключенные между налогоплательщиками с разным уровнем риска.

Если риск высокий, начинаются проверки, автотребования, запросы и повышенное внимание к контрагентам в контрольно-аналитических отделах. А, возможно, и предпроверочный анализ с дальнейшим назначением ВНП.

Но ни одна программа не совершенна и даже сами инспекторы до сих пор иногда не соглашаются с выводами СУР АСК НДС. Ясно одно – система регулярно становится умнее и анализирует все больше информации.

Чтобы иметь возможность заранее подготовиться к вопросам, мы крайне рекомендуем регулярно, хотя бы раз в квартал, заказывать отчет «Дерево связей» по своей компании.

По дереву можно узнать:
разрывы, их суммы, не было ли обнулений, аналитику СУР, как компанию видит налоговая: выгодоприобретатель, транзитер или разрывник. Узнать ООК (операции особого контроля) и прочую информацию.
Так вы сами сможете оценить ситуацию и качество вычетов! И не только своих, а любой интересующей фирмы.

Вообще, дерево связей – уникальный инструмент, при помощи которого можно хорошо поправить ситуацию в бизнесе. Профилактика дешевле лечения. Предусмотрительные предприниматели уже давно и постоянно используют в работе дерево связей.

Как читать дерево, мы писали тут - Дерево связей: что это и чем может быть полезно?
 
Обновление АСК НДС-2

Как мы и предупреждали, после выгрузки расхождений за 1 квартал 2022 года многие товарищи получили "приятный" сюрприз - со своими схемами оптимизации вывалились в списки компаний, использующих операции особого контроля, а следом и в автоцепочки, со всеми вытекающими.

Учитывая, что сейчас ФНС отдаётся приоритет усиленной отработке деклараций со схемными вычетами, поступившими в 2022 году, то кому-то явно придётся очень тяжело.

Это были грустные новости, а теперь к позитивным (для налогоплательщиков).

Ни для кого не секрет, что ФНС регулярно допиливает АИС и АСК НДС-2, чтобы налоговикам было проще и быстрее выявлять жуликов, уклоняющихся от уплаты НДС, оперативнее пресекать схемы и вообще запускать волновой эффект, чтобы все смотрели и боялись, чтобы у каждого появился сосед по офису/знакомый/партнёр/брат/сват, который получил хороший акт по камералке и рассказал об этом всем товарищам, дабы предостеречь их от этих ужасных ошибок и схематоза с НДС.

Но вместе с тем, ФНС отчётливо понимает, что если дать территориям возможность заниматься только контрольными мероприятиями, то жизнь будет слишком лёгкой и неприхотливой, поэтому параллельно с улучшением ПО, ведётся и подрывная работа в виде дополнительной нагрузки по ручным разборам автоцепочек, заливу комментариев, ручного поиска выгодоприобретателей по "сложным" расхождениям (да-да, до сих пор куча продавцов НДСа работает настолько безобразно, что продолжает порождать сложные разрывы).

И глядя на все это, никак не удаётся ухватить мысль, для чего выдуманы все эти издевательства? Что их породило? Кривое ПО и нежелание его доработать? Непонимание алгоритма отработки на земле? Или непонимание объёмов отработки? Или лень координаторов, ответственных за разработку нормативных положений, по которым нужно отрабатывать схемные операции?

Сложно представить, что могло заставить кураторов развития АСК НДС-2, автоцепочек напрочь забыть упомянуть в регламенте возможность переакцепта выгодоприобретателя? Или это намеренная демонстрация идеальной работы АСК НДС-2? Типа, налоговый автомат не может ошибаться, это презренные инспектора считают себя умнее машины, руками определяя выгодоприобретателей, а уж мы-то знаем...

- Обновив алгоритмы работы АСК НДС-2, ФНС существенно добавила территориям работы в плане отработки новых автоцепочек, по вновь заработавшим операциям особого контроля, однако порядок этой отработки так и не облегчился, то есть, как обычно, тупо хлопнули ещё пласт работы сверху.

А чем больше задач стоит при одной и той же работоспособности коллектива, тем ниже и поверхностнее качество их отработки, а это значит, что несмотря на увеличение количества автоцепочек и ООК, вряд ли налогоплательщиков ожидает новый усиленный натиск отработки бумажного НДС.

- При таких объёмах работы и постоянно и планомерно увеличивающейся нагрузке, все чаще и чаще рабочая встреча налоговиков с налогоплательщиком похожа на фарс, типа:

"Мы все видим, контрагенты плохие, доплатите НДС в бюджет".

Этот фарс - следствие запредельной нагрузки, когда тупо некогда нормально подготовиться к встрече с налогоплательщиком, проанализировать сделки и выявить слабые места налплата.

Вместо этого, инспектор должен сидеть и руками заполнять таблички, разбирать деревья в целях поиска правильного выгодоприобретателя и попутно с этим улучшать и отрабатывать в количественном выражении изживший себя аппендикс отчётности - 2-МЭ (отчёт о прямых расхождениях и операциях особого контроля).

Вот где примитивность и неинформативность в секторе работы АСК НДС-2 бьёт все рекорды, когда вместо того, чтобы сосредоточиться на отработке выгодоприобретателей, инспектор, в целях улучшения показателей своей деятельности должен бегать, искать номиналов, допрашивать и обнулять эти декларации с расхождениями и ООК, перекидывая работу коллеге из соседней инспекции или региона.

Обнуления тоже никуда не делись, поскольку аннулировать декларацию можно только пока не закончена камеральная проверка, а кто сможет так быстро всех допросить?

Ответ очевиден, градус абсурда продолжает повышаться
 
Сверху Снизу