как перекупщики при помощи ботов лишают людей новых PS5
и других востребованных товаров
и других востребованных товаров
В ноябре 2020 года официально стартовало новое поколение консолей — в продаже появились PlayStation 5 и Xbox Series X. Правда, «появились в продаже» — это сильно сказано: первые партии разобрали в онлайне практически моментально ещё на стадии предзаказов. До офлайн-магазинов дошли лишь редкие Xbox, когда как Sony вообще отказалась от продаж в ритейле.
На то, что далеко не все получили желанные консоли, повлияли не только ограниченные партии и Covid-19. В дело вступили перекупщики, которые оказывались быстрее людей за счёт специального софта. «Скальперы» (так их называют в СМИ и соцсетях) с помощью ботов отслеживают появление PS5 и Xbox в продаже, быстро скупают их, а затем продают с наценкой на e.b.a.y. Зачастую у обычных покупателей просто нет шансов с ними потягаться.
Раньше это уже проходили с билетами и кроссовками. Но из-за пандемии и перехода покупок в онлайн произошёл новый взлёт спекулянтов — и ситуация вышла из-под контроля.
Величайший билетный спекулянт
Перекупщики, наживающиеся на дефиците, были всегда. Но на принципиальной иной уровень их вывел американец Кен Лоусон, бывший страховой агент, а заодно — главный билетный спекулянт в современной истории. Он одним из первых стал использовать автоматизированных ботов, что, по данным ФБР, позволило ему с 1999 по 2010 год выкупить более 2,5 миллионов билетов онлайн и перепродать их с прибылью в 25 миллионов долларов.
Билетные боты, которых использовала компания Лоусона Wiseguy, отслеживали появление билетов на самые желанные концерты и заполняли форму для их покупки в течение нескольких миллисекунд. Даже опытным спекулянтам-людям на это требовалось около 10 секунд, а об обычных зрителях и говорить нечего. Помимо этого, боты использовали для бронирования тысячи разных IP-адресов, что давало ещё одно преимущество над людьми.
Главной целью спекулянта стал крупнейший билетный сайт Ticketmaster. В конце 1990-х Лоусон нанял десять человек, который обзванивали агентства и заказывали билеты сами. Но потом он нашёл 17-летнего программиста, который помог автоматизировать процесс. Оставалось обмануть капчу: перекупщики выяснили, что CAPTCHA у Ticketmaster использует не генератор антибот-картинок, а базу из 30 тысяч «проверок». По словам Лоусона, его команда «вытащила» их и научила бота обходить систему.
Со временем масштабы Wiseguy росли: они нанимали новых программистов, создавали более сложные программы и размещали сервера по всей стране, чтобы выиграть время у конкурентов. Боты Лоусона выкупали лучшие места на концерты и спортивные события, а затем перепродавали их с наценкой.
В 2010 году ФБР предъявило Кену и его коллегам обвинения во взломе и мошенничестве. Лоусон же подчёркивал, что не нарушал закон и взламывал Ticketmaster напрямую — он просто нашёл способ ускорить процесс покупки билетов. В итоге создатель Wiseguy избежал тюремного заключения, но его дело живёт: каждый год Ticketmaster сталкивается с миллиардами попыток бронирования билетов от ботов, которые постоянно адаптируют к новым системам защиты.
В 2016 году Барак Обама подписал закон Better Online Ticket Sales Act (BOTS), делающий билетных ботов нелегальными. Запрещены они и в Великобритании. Но оба закона не распространяются на другие сферы, где можно применять скупку ботами.
Лоусон считает, что автоматизацию покупки билетов сделали «козлом отпущения», скрывая по-настоящему незаконные схемы. По его словам, бизнес с ботами помог убедиться, что билеты на лучшие места обычно просто не поступают в открытую продажу, хоть публично об этом никто и не говорит. Теперь он называет себя борцом со спекулянтами, но спекулянтами внутри билетного бизнеса.
Программы для скупки кроссовок дороже самих кроссовок
Вторая большая волна шоппинг-ботов случилась вместе с бумом по поиску и перепродаже кроссовок. Тут специфика немного отличается: производители обуви вроде Nike или Adidas создают для некоторых моделей и расцветок искусственный дефицит, выпуская их ограниченными партиями («дропами»). Продают кроссовки по более-менее стандартной цене, а вот на вторичном рынке стоимость этих пар вырастает в разы.
За «дропами» охотятся сникерхеды: кто-то для себя, кто-то — для дальнейшей перепродажи. И для того, чтобы заполучить редкую пару и обойти конкурентов, они тоже прибегают к шоппинг-ботам. Принцип их работы практически не отличается от билетных аналогов, но в США они не запрещены законом. И эти программы всё ещё имеют подавляющее преимущество над обычными покупателями.
За несколько лет сникер-боты сильно развились и вокруг них сформировался свой рынок. По словам авторов Highsnobiety, один из самых популярных и успешных ботов изначально стоит 500 долларов. Но его крайне трудно получить: скорее всего, его покупка у реселлера обойдётся примерно в 10 раз дороже — за те же деньги можно приобрести очень редкую пару обуви.
Да, программу может быть трудно заполучить. Авторы ботов выпускают лимитированное количество ключей к своим сервисам, чтобы их «не могли купить все подряд». Партии нового качественного шоппинг-софта расходятся за минуты. Можно воспользоваться и простым ботом, но он будет проигрывать более сложным аналогам.
Цены у реселлеров на нескольких популярных шоппинг-ботов — данные BotBroker.io.
Wrath, первую версию которого выпустили в 2018 году, считается самым продвинутым и дорогим из них
В августе 2020 года американский магазин Union выпускал лимитированную расцветку кроссовок Air Jordan IV. И, помимо систем защиты, в форму для покупки обуви добавили не анонсированный пункт — вопрос «Какого цвета апельсин?». Простота вопроса, с одной стороны, не отнимала время у покупателей-людей, но ставила в тупик ботов, которые не были запрограммированы на решение задач.
По словам представителей магазина, этот запуск они провели без участия ботов, но победе сильно не радуются: «В этом деле нельзя стоять на месте. Да, сейчас это сработало. Но будьте уверены, сейчас производители ботов уже выясняют, как решить этот вопрос».
Как скальперы переключились на консоли
Ещё один верный способ обойти ботов — пойти в офлайн-магазин и купить товар там.. Но в 2020 году на ритейл сильно повлияла пандемия, из-за которой большая часть покупок перешла в онлайн. А там уже преимущество давно находится на стороне шоппинг-ботов. Их силу в последние месяцы особенно сильно почувствовали любители видеоигр.
Весной 2020 года в США возник дефицит Nintendo Switch — консоли, о покупке которой задумались многие американцы, оказавшиеся на самоизоляции. И СМИ связывают это с программой Bird Bot, созданной 16-летним сникерхэдом Нейтом. Он сделал бота, отслеживающего появление консоли в магазине, чтобы купить её для себя и друзей на карантине. Но после публикации исходного кода на GitHub бота стали использовать для массовых спекуляций на нехватке Switch.
Но пика ситуация достигла осенью, когда открылись предзаказы на новые консоли и видеокарты. Многие игроки в США и Европе, бросившиеся покупать PS5, Xbox Series X или Nvidia RTX 3080, поняли, что не могут ничего приобрести — всё моментально раскупили. Параллельно с этим устройства появились e.b.a.y с огромной наценкой. Ситуация не разрешилась до сих пор — с каждой новой партией большая часть PS5 достаётся перекупщикам.
На фоне этого, согласно Google Trends, в США достиг исторической популярности термин «скальперы» (scalpers) — так спекулянтов прозвали из-за сравнений с понятием «скальпинг» на фондовых биржах. В соцсетях и на реддите обсуждают, что на этот раз скальперы окончательно вышли из-под контроля, испортив важное событие для тысяч обычных геймеров. Россию проблема тоже коснулась, но данных об использовании ботов нет.
В некоторых случаях это не отдельные спекулянты, а скальпер-сообщества, которые координируют свои действия через Discord. Об одной из таких групп под названием CrepChiefNotify рассказало издание Business Insider. По данным журналистов, скальперы приобрели на старте 2,5 тысячи PS5 в дополнении к тысяче предзаказанных — это больше, чем на складах многих магазинов.
CrepChiefNotify — это британское сообщество со своим сайтом, менеджерами и платной подпиской на услуги. Судя по всему, раньше они перепродавали кроссовки и люксовые вещи, но, увидев спрос на консоли, переключились на них. В период пандемии они занялись скупкой и других востребованных в онлайне товаров, например, джакузи на открытом воздухе.
После резонанса в СМИ представители CrepChiefNotify подчеркнули, что скупкой консолей занимались не боты, а настоящие люди. По их словам, через софт они только отслеживали появление PS5 на сайтах магазинов и на складах ритейлеров. «Мы ни о чём не сожалеем», — добавили они. В ответ перекупщики получили огромное количество критики за скальпинг.
CrepChiefNotify — только одно сообщество из многих. По сути, в некоторых странах конкурируют не настоящие покупатели и перекупщики, а скальперы со скальперами. В ноябре соцсети заполонили фото от спекулянтов с десятками консолей нового поколения. В то время как игрокам оставалось либо ждать следующих партий, либо покупать гораздо дороже на e.b.a.y.
Без Рождества и Чёрной пятницы
Бывший директор по онлайн-торговле магазина Gamestop Боб Бёрк признаётся: «Временами 60% нашего трафика — а это миллионы посетителей в день — составляли боты и скальперы. Особенно в преддверии крупных запусков. И это создаёт дилемму. С одной стороны, вы просто продаёте продукт, так что какая разница, попадёт он к человеку или боту? С другой стороны, если клиенты не получат продукт, то они уйдут к конкурентам [с защитой от ботов]».
В 2020 году многие тренды списывают на влияние пандемии. Расцвет скальпинга — не исключение. По словам главы компании по разработке шоппинг-ботов AIO Bot, потерявшие работу люди ворвались в новую сферу для заработков: «Коронавирус привёл к экспоненциальному росту онлайн-перекупщиков».
На запуске новых игровых устройств по поводу проблемы с ботами открыто выступила NVIDIA. Комментируя нехватку GeForce RTX 3080, компания заявила о «засилье ботов и реселлеров» и сообщила о дополнительных мерах защиты. По словам представителей NVIDIA, они вручную отменили сотни заказов от пользователей, использующих софт для скальпинга.
27 ноября 2020 года — дата проведения «Чёрной пятницы», традиционного периода крупных скидок. В этот раз она тоже проходит преимущественно онлайн из-за Covid-19. Это на руку скальперам: собеседники Би-би-си опасаются, что с помощью ботов они будут отслеживать выгодные предложения и перехватывать их у настоящих покупателей.
«Консоли — лишь верхушка айсберга», — говорит Томас Платт, менеджер фирмы по производству и продаже шоппинг-ботов Netacea. По его словам, любой товар может попасть под прицел скальперов в случае его востребованности — от игрушек до коллекционных предметов.
Ожидается, что Sony и Microsoft смогут удовлетворить спрос на новые консоли только в 2021 году. До этого устройства будут появляться лимитированными партиями. А это значит, что под удар попадают главные праздники, на которые традиционно дарят подарки — Рождество и Новый год. И тут перед людьми встаёт вопрос: готовы ли они пойти на сделку со скальперами (которых прозвали «Гринч-ботами») и переплатить за подарок другу, ребёнку или партнёру?
«Если люди продолжат приобретать товары у скальперов, то и они продолжат трясти деньги у обычных людей. Не покупайте консоли у этих подонков», — приводит IGN одну из рецензий на e.b.a.y.
Я правда надеюсь, что люди не поощряют такое дерьмовое поведение. Дождитесь [консолей] в наличии.
Скальперы не заслуживают ни цента
[Игровой инсайдер Даниэль Ахмад] Могу подтвердить, что это был крупнейший запуск в истории скальперов.
Это шутка, не ссылайтесь на меня
Есть и другая позиция: скальперы действуют в рамках рынка, не нарушают закон, и пока есть спрос — будет и предложение.
Автор IGN обнаружил на сайте-аукционе скальпера, продающего дисковые версии PS5 за 1,7 тысячи долларов (почти в три раза дороже розничной цены). На e.b.a.y указано, что он продал уже 33 консоли, а в профиле красным выделено уведомление: «Почти закончились».
Последнее редактирование модератором: