В деловой практике принято отдавать долги своим контрагентам. Но встречаются и исключения из общего правила. Организация должна отслеживать такие сомнительные долги и своевременно списывать их с учета, если взыскать их уже невозможно. Расскажем, как списывать безнадежные долги в бухгалтерском и налоговом учете. А также вы сможете скачать образцы документов для списания дебиторки.
Списание дебиторской задолженности: пошаговая инструкция
В учете безнадежную дебиторку списывают по следующему алгоритму.- Сначала собирают документы, которые позволят признать долг безнадежным – это «первичка», договоры, переписка с контрагентом, выписки из ЕГРЮЛ, решения суда, приставов и другие бумаги.
- Затем проводят инвентаризацию дебиторской задолженности и определяют долги контрагентов, невозможные к взысканию. То есть выявляют долги с прошедшим сроком исковой давности и не взыскиваемые на других основаниях;
- Далее подготавливают бухгалтерскую справку с обоснованием необходимости списания задолженности;
- В самом конце оформляют приказ о списании невозможной к взысканию задолженности, который утверждают приказом руководителя.
Списание дебиторской задолженности с истекшим сроком давности
В бухгалтерском учете списывают сомнительную дебиторскую задолженность с прошедшим сроком исковой давности, который составляет три календарных года и может прерываться при совершении должником действий по признанию долга.Должник вправе признать свой долг и после того, как истечет срок исковой давности. В таком случае с момента признания долга срок исковой давности начнет течь заново. Такой порядок установлен п. 2 ст. 206 ГК.После такого события срок потребуется начать считать заново. Такие правила предусмотрены в ст. 196 и 203 ГК.
Срок списания дебиторской задолженности
В бухучете дебиторскую задолженность списывают после истечения срока исковой давности или же при наступлении определенных событий, после которых долг переходит в разряд нереального к взысканию, например, при ликвидации организации. Такие правила предусмотрены пунктом 77 положения по ведению бухучета и отчетности.Списание дебиторской задолженности в налоговом учете
В налоговом учете невозможную к взысканию задолженность вправе списывать на расходы только те компании, которые считают налог на прибыль методом начисления.Организации, применяющие кассовый метод, и упрощенцы списанные долги в расходах не учитывают.
Порядок списания долгов в налоговом учете
Сначала необходимо выявить сомнительную задолженность, которая стала безнадежной к взысканию. Основания для признания долгов безнадежными следующие:- истек срок исковой давности. При этом не имеет значения, принимала ли организация меры по взысканию задолженности;
- исполнить обязательство невозможно по причине наступления форс-мажорных обстоятельств – стихийного бедствия, теракта и других подобных событий;
- обязательство прекращено на основании акта органа государственной власти или местного самоуправления;
- организация-должник прекратила деятельность и ликвидировалась — в частности, в ходе процедуры банкротства;
- пристав не смог взыскать долг по решению суда по причине того, что не нашел должника, а также его имущество, денежные средства и другие ценности.
Важно учесть, что на практике могут встречаться случаи, когда возникает сразу несколько оснований для признания долга безнадежным. В таких случаях долги списывают в периоде, когда наступило первое по времени основание.Полный перечень оснований указан в статье 266 НК. Данный перечень является закрытым, поэтому на других основаниях дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, для расчета налога на прибыль безнадежной не признается.
Затем потребуется собрать соответствующие документы, которые подтвердят, что подлежащая списанию задолженность является фактически безнадежной.
В законодательстве не сказано, какие документы для этого потребуются, но на практике используют договоры, «первичку» и другие аналогичные бумаги.
Далее сумму безнадежной дебиторской задолженности с учетом НДС списывают одним из двух способов.
- За счет созданного резерва по сомнительным долгам.
- Сразу отражают в составе расходов по налогу на прибыль.
При этом если организация уже создала резерв под подозрительные долги, то списывать в состав внереализационных расходов можно будет только ту сумму долга, которая не была покрыта за счет резерва. Такой порядок предусмотрен в ст. 265 и 266 НК.
Проводки по списанию дебиторской задолженности
В бухгалтерском учете компании формируют резерв под списание сомнительной дебиторской задолженности.Этот резерв является оценочным. Проводка по созданию резерва следующая:
Дебет 91.2 Кредит 63 – создан или увеличен резерв по сомнительным долгам.
В случае если контрагент погасит свою задолженность полностью или частично, то часть резерва, к которой относится эта задолженность, потребуется восстановить:
Дебет 63 Кредит 91.1 – восстановлен резерв в части погашенного долга.
Если же контрагент свою задолженность перед компанией не погасил и долг перешел в разряд безнадежных к взысканию, то его списывают за счет списания резерва:
Дебет 63 Кредит 62 (58, 71, 73, 76) – отражено списание сомнительного долга за счет резерва.
Если по какой-либо причине в течение года сумма расходов на списание задолженности превысила размер созданного резерва, то разницу отражают в учете следующей проводкой:
Дебет 91-2 Кредит 62 (583, 71, 73, 76) – отражено списание долга, не покрытого резервом.
Одновременно списанную дебиторскую задолженность необходимо отразить за балансом. Это нужно для того, чтобы отслеживать долг в течение пяти последующих лет после списания:
Дебет 007 – отражен списанный долг за балансом.
Как оформить списание дебиторской задолженности
В бухгалтерском учете факт возникновения дебиторской задолженности и отнесения ее к категории безнадежной необходимо подтвердить документами. Подробный перечень этих документов в законодательстве отсутствует.Списывают безнадежную дебиторскую задолженность на основании акта инвентаризации, бухгалтерской справки и приказа руководителя о ее списании.На практике такими документами считаются договоры, товарные накладные, акты выполненных работ, акты приема-передачи, счета на оплату, а также выписки из ЕГРЮЛ с информацией о ликвидации организации, постановления судебных приставов.
Такой порядок следует из части 1 ст. 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и п. 77 положения по ведению бухучета и составлению отчетности.Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
Для просмотра ссылки необходимо нажать Вход или Регистрация.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация