Владельцы дорогих иномарок продают якобы угнанные автомобили в соседние страны и требуют возместить потери. Из-за подобных схем каско дорожает для всех автомобилистов
О необычном виде мошенничества водителей с собственными автомобилями рассказали Autonews.ru представители страховых компании. Оказалось, что ради получения выплат по каско автомобилисты инсценируют кражи своих дорогих иномарок и выставляют страховщикам счета. По словам участников отрасли, инсценировка кражи автомобиля для получения страховой выплаты и последующей перепродажей транспортного средства в республики бывшего СССР стала одной из наиболее популярных схем мошенничества с каско за последние несколько лет.
В компании «АльфаСтрахование» в Москве и Петербурге, начиная с 2018 года, раскрыли уже 40 подобных угонов на сумму свыше 133 млн рублей. Чаще всего мошенники прибегают к такой схеме в столичном и Северо-Западном регионах. Особой популярностью у мошенников пользуются новые автомобили премиум-класса стоимостью 6-7 млн руб. — преимущественно японские.
Инсценировка с двойником
Первый вариант схемы такой: злоумышленник приобретает автомобиль в официальном дилерском центре. Это позволяет избежать ряда процедур при страховании каско, которые необходимы в случае оформления полиса на подержанный автомобиль. Например, его осмотр экспертом. После постановки на учет в ГИБДД и получения государственного номера возможны два варианта развития событий, один из которых — угон с использованием автомобиля-двойника.
По этой схеме, после покупки «автомобиля-жертвы», мошенник приобретает аналогичную по году и комплектации машину, устанавливает на нее идентичные госномера. После чего застрахованный автомобиль с оригинальными документами перегоняется в страны ближнего зарубежья, как правило, он следует через Казахстан, Узбекистан в Таджикистан. Там автомобиль легализуют через серые схемы, и продают таким же мошенникам.
Оригинальные документы на автомобиль и ключи при этом покупателям не отдают — они после сделки возвращаются своему законному владельцу.
После продажи оригинала мошенники начинают активно использовать автомобиль-двойник с дубликатами номеров. Управляя им, они специально нарушают правила дорожного движения: превышают скорость, паркуются в неположенном месте, тем самым обеспечивая подтверждение нахождения автомобиля на территории России. Спустя некоторое время инсценируется кража застрахованного автомобиля, после чего собственник обращается с заявлением об угоне автомобиля в правоохранительные органы и страховую компанию.
История с отпуском
Второй вариант мошеннической схемы схож с первым. Единственное отличие — отсутствие автомобиля-двойника. Чтобы обеспечить себе алиби на период транспортировки машины и проведения с ней всех необходимых регистрационных действий, собственник отправляется в командировку или на отдых за границу. В это время автомобиль совершенно чист и не находится в розыске. Поэтому беспрепятственно проходит все границы, после чего недобросовестный собственник также регистрирует автомобиль в органах ГИБДД в одной из соседних стран. После возвращения из отпуска владелец подает заявление о краже машины во время его отсутствия в России.
В обоих случаях для перегона застрахованного автомобиля мошенники используют водителей, которые выставляют свои услуги в интернете, чтобы исключить связь со страхователем и другими участниками преступной цепочки.
В «Росгосстрахе» подтвердили, что знакомы с такой схемой имитации угона машины, когда на самом деле ее продают в ближнем зарубежье. Чаще, по данным страховой компании, уходят такие автомобили в Казахстан или Таджикистан.
«Схема эта давно известна как сотрудникам службы безопасности, так и правоохранительным органам. Компания накопила опыт успешного противодействия такому мошенничеству. У нас есть приемы и инструменты, позволяющие доказать, что заявленное страховое событие на самом деле криминальный случай, разоблачить заявителя-мошенника и привлечь его к уголовной ответственности», — сообщили в пресс-службе компании.
В «АльфаСтраховании» рассказали, что основная проблема в розыске угнанных по такой схеме автомобилей в перегонщиках — в страны ближнего зарубежья их доставляют водители без постоянного места жительства или не проживающие по месту регистрации. Тем не менее в компании заверили, что успешно разоблачают подобные схемы мошенничества. Материалы по таким историям они передают в полицию, чтобы привлечь виновников к уголовной ответственности.
Поможет анализ протокола событий
Эксперт компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов подтвердил, что такая схема страхового мошенничества широко распространена. По этой причине в страховых компаниях работают специальные отделы безопасности, которые не только проверяют и допускают к услуге страхования автовладельцев, но и занимаются расследованием после хищения. По словам эксперта, в особенности страдают лизинговые и прокатные компании.
«Часто машину берут напрокат под чужой или поддельный документ, угоняют в сопредельное государство, а затем требуют выплату страховки или разводят руками перед прокатчиками. Угон в данном случае уже не связан с техническим вмешательством, ведь у недобросовестного пользователя есть ключи зажигания и полный доступ к автомобилю, включая управление установленной охранной системой», — объяснил Курчанов.
По словам эксперта в области защиты от угона, единственный возможный способ отслеживать автомобиль — это наблюдение через спутниковую систему мониторинга.
«По истории в протоколе событий на мониторинговом сервере можно проанализировать все, что происходило с автомобилем», — рассказал Курчанов. Новым продвинутым способом для подобного контроля, по его словам, стало внедрении функции «антиджаммер» — она обеспечивает постоянный контроль канала связи с автомобилем и блокирует двигатель при попытке заглушить спутниковый или GSM-сигнал при помощи системы подавления.
А вот эксперты «Лаборатории умного вождения» признались, что такими схемами мошенничества с использованием двойников или же просто перегоном и продажей автомобилей в страны ближайшего зарубежья никогда не сталкивались, назвав их «избыточно сложными и дорогими».
«Если автомобиль оборудован блоком телеметрии, можно фиксировать его перемещения и алиби о том, что водитель где-то потом катался в Москве, уже не сработает. Даже если систему попытаются переставить на другой автомобиль, мы это увидим, так как блок считывает VIN-номер автомобиля», — рассказал директор по автострахованию «Лаборатории умного вождения» Александр Морозов.
Эксперт считает, что с технической точки зрения у страховщиков практически нет способов предотвратить такие случаев мошенничества, поскольку покупатель нового автомобиля сам выбирает, какие охранные системы устанавливать на свой автомобиль и, соответственно, обладает полной информацией о них.
В самих страховых компаниях также отмечают, что не имеют права отказать в оформлении каско и дальнейшей выплате по факту угона, даже если автомобилист страхует одну из самых угоняемых моделей и при этом осознанно не устанавливает на нее спутниковые противоугонные системы. Однако каско в таком случае будет стоить дороже. Например, в одной из компаний застраховать новую Toyota Camry ценой около 2 млн рублей без телематики и франшизы по каско в Москве предложили за 220 тыс. рублей. А с телематикой — за 163 тыс. рублей. Toyota Corolla — за 150 тыс. с телематикой, и за 110 тыс. рублей — без нее.
В компании «Цезарь Сателлит» отметили, что поскольку страховые компании не имеют широкого набора инструментов защиты от мошеннических схем, все риски им приходится закладывать в стоимость полисов каско. Соответственно, даже законопослушным водителям приходится заранее нести дополнительные расходы при страховании, что «заметно тормозит рынок». Там считают, что в ближайшем будущем страховщики начнут сразу включать услуги по обеспечению защит от угонов в стоимость полиса.
Подробнее на Autonews:
О необычном виде мошенничества водителей с собственными автомобилями рассказали Autonews.ru представители страховых компании. Оказалось, что ради получения выплат по каско автомобилисты инсценируют кражи своих дорогих иномарок и выставляют страховщикам счета. По словам участников отрасли, инсценировка кражи автомобиля для получения страховой выплаты и последующей перепродажей транспортного средства в республики бывшего СССР стала одной из наиболее популярных схем мошенничества с каско за последние несколько лет.
В компании «АльфаСтрахование» в Москве и Петербурге, начиная с 2018 года, раскрыли уже 40 подобных угонов на сумму свыше 133 млн рублей. Чаще всего мошенники прибегают к такой схеме в столичном и Северо-Западном регионах. Особой популярностью у мошенников пользуются новые автомобили премиум-класса стоимостью 6-7 млн руб. — преимущественно японские.
Инсценировка с двойником
Первый вариант схемы такой: злоумышленник приобретает автомобиль в официальном дилерском центре. Это позволяет избежать ряда процедур при страховании каско, которые необходимы в случае оформления полиса на подержанный автомобиль. Например, его осмотр экспертом. После постановки на учет в ГИБДД и получения государственного номера возможны два варианта развития событий, один из которых — угон с использованием автомобиля-двойника.
По этой схеме, после покупки «автомобиля-жертвы», мошенник приобретает аналогичную по году и комплектации машину, устанавливает на нее идентичные госномера. После чего застрахованный автомобиль с оригинальными документами перегоняется в страны ближнего зарубежья, как правило, он следует через Казахстан, Узбекистан в Таджикистан. Там автомобиль легализуют через серые схемы, и продают таким же мошенникам.
Оригинальные документы на автомобиль и ключи при этом покупателям не отдают — они после сделки возвращаются своему законному владельцу.
После продажи оригинала мошенники начинают активно использовать автомобиль-двойник с дубликатами номеров. Управляя им, они специально нарушают правила дорожного движения: превышают скорость, паркуются в неположенном месте, тем самым обеспечивая подтверждение нахождения автомобиля на территории России. Спустя некоторое время инсценируется кража застрахованного автомобиля, после чего собственник обращается с заявлением об угоне автомобиля в правоохранительные органы и страховую компанию.
История с отпуском
Второй вариант мошеннической схемы схож с первым. Единственное отличие — отсутствие автомобиля-двойника. Чтобы обеспечить себе алиби на период транспортировки машины и проведения с ней всех необходимых регистрационных действий, собственник отправляется в командировку или на отдых за границу. В это время автомобиль совершенно чист и не находится в розыске. Поэтому беспрепятственно проходит все границы, после чего недобросовестный собственник также регистрирует автомобиль в органах ГИБДД в одной из соседних стран. После возвращения из отпуска владелец подает заявление о краже машины во время его отсутствия в России.
В обоих случаях для перегона застрахованного автомобиля мошенники используют водителей, которые выставляют свои услуги в интернете, чтобы исключить связь со страхователем и другими участниками преступной цепочки.
В «Росгосстрахе» подтвердили, что знакомы с такой схемой имитации угона машины, когда на самом деле ее продают в ближнем зарубежье. Чаще, по данным страховой компании, уходят такие автомобили в Казахстан или Таджикистан.
«Схема эта давно известна как сотрудникам службы безопасности, так и правоохранительным органам. Компания накопила опыт успешного противодействия такому мошенничеству. У нас есть приемы и инструменты, позволяющие доказать, что заявленное страховое событие на самом деле криминальный случай, разоблачить заявителя-мошенника и привлечь его к уголовной ответственности», — сообщили в пресс-службе компании.
В «АльфаСтраховании» рассказали, что основная проблема в розыске угнанных по такой схеме автомобилей в перегонщиках — в страны ближнего зарубежья их доставляют водители без постоянного места жительства или не проживающие по месту регистрации. Тем не менее в компании заверили, что успешно разоблачают подобные схемы мошенничества. Материалы по таким историям они передают в полицию, чтобы привлечь виновников к уголовной ответственности.
Поможет анализ протокола событий
Эксперт компании «Угона.Нет» Алексей Курчанов подтвердил, что такая схема страхового мошенничества широко распространена. По этой причине в страховых компаниях работают специальные отделы безопасности, которые не только проверяют и допускают к услуге страхования автовладельцев, но и занимаются расследованием после хищения. По словам эксперта, в особенности страдают лизинговые и прокатные компании.
«Часто машину берут напрокат под чужой или поддельный документ, угоняют в сопредельное государство, а затем требуют выплату страховки или разводят руками перед прокатчиками. Угон в данном случае уже не связан с техническим вмешательством, ведь у недобросовестного пользователя есть ключи зажигания и полный доступ к автомобилю, включая управление установленной охранной системой», — объяснил Курчанов.
По словам эксперта в области защиты от угона, единственный возможный способ отслеживать автомобиль — это наблюдение через спутниковую систему мониторинга.
«По истории в протоколе событий на мониторинговом сервере можно проанализировать все, что происходило с автомобилем», — рассказал Курчанов. Новым продвинутым способом для подобного контроля, по его словам, стало внедрении функции «антиджаммер» — она обеспечивает постоянный контроль канала связи с автомобилем и блокирует двигатель при попытке заглушить спутниковый или GSM-сигнал при помощи системы подавления.
А вот эксперты «Лаборатории умного вождения» признались, что такими схемами мошенничества с использованием двойников или же просто перегоном и продажей автомобилей в страны ближайшего зарубежья никогда не сталкивались, назвав их «избыточно сложными и дорогими».
«Если автомобиль оборудован блоком телеметрии, можно фиксировать его перемещения и алиби о том, что водитель где-то потом катался в Москве, уже не сработает. Даже если систему попытаются переставить на другой автомобиль, мы это увидим, так как блок считывает VIN-номер автомобиля», — рассказал директор по автострахованию «Лаборатории умного вождения» Александр Морозов.
Эксперт считает, что с технической точки зрения у страховщиков практически нет способов предотвратить такие случаев мошенничества, поскольку покупатель нового автомобиля сам выбирает, какие охранные системы устанавливать на свой автомобиль и, соответственно, обладает полной информацией о них.
В самих страховых компаниях также отмечают, что не имеют права отказать в оформлении каско и дальнейшей выплате по факту угона, даже если автомобилист страхует одну из самых угоняемых моделей и при этом осознанно не устанавливает на нее спутниковые противоугонные системы. Однако каско в таком случае будет стоить дороже. Например, в одной из компаний застраховать новую Toyota Camry ценой около 2 млн рублей без телематики и франшизы по каско в Москве предложили за 220 тыс. рублей. А с телематикой — за 163 тыс. рублей. Toyota Corolla — за 150 тыс. с телематикой, и за 110 тыс. рублей — без нее.
В компании «Цезарь Сателлит» отметили, что поскольку страховые компании не имеют широкого набора инструментов защиты от мошеннических схем, все риски им приходится закладывать в стоимость полисов каско. Соответственно, даже законопослушным водителям приходится заранее нести дополнительные расходы при страховании, что «заметно тормозит рынок». Там считают, что в ближайшем будущем страховщики начнут сразу включать услуги по обеспечению защит от угонов в стоимость полиса.
Подробнее на Autonews:
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация