Мошенничество внутри коллектива компании - достаточно распространенное явление в России. Многие считают, что вычислить недобросовестного работника достаточно просто.
Но вопреки классическим правилам детектива, реальный внешний вид "преступника" существенно отличается от того, которое рисует воображение подавляющего большинства корпоративных сыщиков.
Классический мошенник, работающий в компании, выглядит вполне достойно и презентабельно. Чаще всего им оказывается мужчина в возрасте от 34 до 48 лет. Он достаточно образованный, исполнительный и пунктуальный. Более того, с большой долей вероятности этот сотрудник занимает престижную должность в компании. А благодаря солидному опыту работы, он отлично ориентируется в корпоративной структуре и сразу может вычислить слабые места в работе коллектива.
[H2]
Теоретически корпоративных мошенников можно разделить на 6 основных типов:
[H2]
Все схемы мошенничества со стороны сотрудников можно разделить на три условные группы. В первую входит расхищение активов.
Мимо кассы. Классический пример подобной схемы недавно был зафиксирован в одном из столичных ресторанов. Администратор заведения общественного питания, к слову достаточно исполнительный и добросовестный сотрудник, заподозрил своих коллег в мошенничестве. Эти подозрения были переданы собственнику заведения, который уже на следующий день установил камеры внутреннего наблюдения. Оказалось, что официанты приносили клиентам предчек, который полностью оплачивался посетителем заведения. Впоследствии официант удалял заказ в системе и присваивал себе средства.
Кража. На металлургическом заводе крали трубы. Рабочие загружали в грузовик четыре трубы вместо трех. Одну из них сгружали по дороге.
Воры распечатывали документы в двух вариантах: один — на четыре трубы, чтобы проехать через КПП, второй — на три, для клиента. Расхождение обнаружили, когда стали анализировать бланки, которые отправлялись на печать.
Умалчивание о скидках и акциях. Это классический пример для компаний, которые занимаются продажей какого-либо товара. Менеджер или торговый представитель не информирует клиента о действующих программах лояльности. Покупатель оплачивает все сумму покупки, не догадываясь о положенной ему скидке. Разница между этими суммами ложиться в карман продавца.
Злоупотребление лояльностью. Не все сотрудники ценят "плюшки" от своего работодателя. Совсем недавно на молокозаводе было проведено служебное расследование по причине резкого снижения выработки сметаны.
Все оказалось до банальности просто. В качестве дополнительного бонуса сотрудники могли получить 1 литр молока в день. Однако ушлые работники сразу продумали схему дополнительного заработка: вместо бесплатного молока они заливали в банку сметану, которую потом без зазрения совести продавали соседям.
[H2]
Этими приемами пользуются сотрудники, имеющие доступ к деньгам компании. Чаще всего это работники финансовой службы. При отсутствии аудита схемы могут работать долгое время.
Мертвые души. Кадровик и бухгалтер фиктивно устроили в компанию родственников. Одна — племянницу, другая — брата. Банк выдал кадровику зарплатные карты, на которые, естественно, начислялась заработная плата. Сотрудницы, не стесняясь, расплачивались ими. История тянулась два года. Мошенницы украли около 1,7 млн руб. — по 70 тыс. руб. в месяц на каждую мертвую душу. Конечно, такие схемы актуальны исключительно для крупных компаний, в которых руководитель лично не знаком со всеми сотрудниками.
Из-за большого оборота, вычислить самостоятельно утечку денежных средств достаточно сложно. В нашем случае схема была раскрыта по чистой случайности: бухгалтер после ссоры с подельницей уволилась из компании и добровольно призналась в мошеннических действиях.
Афера с суммой «итого». В этом случае опять фигурирует бухгалтер, которая украла у компании более 11 млн. руб. Схема достаточно проста: работник увеличивала в ведомости своего подразделения общую сумму зарплат. Начальник финансовой части подписывал документ, ничего не подозревая, ведь напротив имени каждого сотрудника стояла верная цифра.
Денежные средства бухгалтер заказывала в казначействе, после чего приступила к формированию ведомости для банка. Именно в ведомостях женщина прибавляла себе приписанные средства. Схема успешно работала в течение трех лет. Однако в этой ситуации жадность сыграла злую шутку с мошенницей. После того, как зарплата бухгалтера достигла 100 тыс.руб., факт воровства был раскрыт ревизорами.
[H2]
Вышеперечисленные схемы известны практически всем недобросовестным сотрудникам, которые устроились в компанию исключительно в корыстных целях.
Сговор сотрудников с контрагентами. При сговоре с контрагентом на склад поступает продукция низкого сорта по цене высокого качества. Иногда сотрудники в сговоре фальсифицируют документы. Но при проверках этот факт быстро всплывет. Поэтому проще умышленно совершить ошибку в документации.
Пример подобной схемы: По ТТН на склад поступило 3000 банок кабачковой икры по 170 рублей. Кладовщик якобы случайно приходует 1700 банок по 300 рублей. В расчетах с контрагентом проходит сумма 510 тыс.руб, которая сходится. Но 1300 банок икры фактически нажился кладовщик.
Сговор сотрудников с клиентами. Руководство компаний всегда старается бороться с откатами. Именно с этой целью директор торговой организации ограничил своим менеджерам размер скидки. В номенклатуру ввели графу «Стоп-цена», ниже которой продать товар было невозможно. Как выяснилось позже, у некоторых позиций стоп-цена была снижена до нуля. Что это означает? Все просто: торговые представители вступали в сговор с клиентами и продавали им товар ниже себестоимости.
Сговор бывших сотрудников. На предприятии сократили заместителя начальника отдела сбыта и двух подчиненных.
При увольнении сотрудники прихватили контактные данные самых "жирных" клиентов. Этим клиентам были отправлены прайс листы с заниженной стоимостью товара. Для покупки товара по акционным ценам, покупателю необходимо было внести предоплату. В отправленном письме также значилась информация о том, что в рамках предприятия создана новая структура сбыта. Коммерческие предложения подписал якобы и. о. руководителя отдела сбыта.
Покупатели перевели фирме 3 млн руб. Получив деньги, подставная компания прекратила свою деятельность.
Параллельный бизнес. В компании по продаже одежды работала управляющая. Круг ее обязанностей был широким: подбор персонала, оптимизация расходов, обустройство производства, разработка новых моделей. Сотрудник по всем параметрам устраивал руководство компании до тех пор, пока швеи не пожаловались на то, что зарплаты не соответствуют рабочим обязанностям.
Оказалось, что управляющей принадлежит собственный онлайн-магазин, через который она продает вещи, сшитые по лекалам компании, но уже под собственным брендом.
Работа на конкурентов. Это классический пример корпоративного мошенника, работающего под маской крота. Конкуренты одного дизайн-агентства несколько месяцев копировали его идеи по созданию онлайн-платформы. Руководство заподозрило неладное в тот момент, когда в сеть была выложена информация, которой владели только сотрудники компании. С помощью прослушки удалось обнаружить предателя. Им оказался редактор, который получал деньги от конкурентов.
[H2]
Избежать хищения можно! Ниже представлен пошаговый алгоритм, используя который, можно существенно снизить финансовые риски.
Но вопреки классическим правилам детектива, реальный внешний вид "преступника" существенно отличается от того, которое рисует воображение подавляющего большинства корпоративных сыщиков.
Классический мошенник, работающий в компании, выглядит вполне достойно и презентабельно. Чаще всего им оказывается мужчина в возрасте от 34 до 48 лет. Он достаточно образованный, исполнительный и пунктуальный. Более того, с большой долей вероятности этот сотрудник занимает престижную должность в компании. А благодаря солидному опыту работы, он отлично ориентируется в корпоративной структуре и сразу может вычислить слабые места в работе коллектива.
[H2]
Крыса или двойной агент: а с кем работаете вы?
[/H2]Теоретически корпоративных мошенников можно разделить на 6 основных типов:
- крысы - знакомый всем нам с детства персонаж, мелкий воришка, который в тихую берет деньги и другие ценные мелочи у своих коллег;
- жулик - пользуется несовершенством системы учета материальных ценностей, обычно берет то, что плохо лежит, на крупные суммы не покушается из-за отсутствия специфических знаний и навыков;
- откатчики - используют деньги компании для расчетов с контрагентами. Обычно в этой выступают финансисты, берущие займы для компании под повышенный процент, менеджеры по закупке, которые сотрудничают с невыгодными поставщиками из-за дополнительного заработка. Уличить их в корысти достаточно сложно, так как данные личности ссылаются на то, что не нашли другой вариант сотрудничества;
- кроты - те, которые одновременно пытаются усидеть на двух стульях. Такие сотрудники имеют доступ к идеям компании, ее базе данных, информации о закупках, тендерах. Однако за определенную плату готовы слить ее прямым конкурентам. Так, что если вы до сих пор удивлены, почему конкуренты опережают вас в разработках, стоит проверить добросовестность своих доверенных лиц.
- двойные агенты - сотрудники, скрывающие от руководства свой бизнес либо проект в разработке. Такие личности воруют схемы работы, персонал, клиентскую базу исключительно в личных целях (то есть они не получают прибыль от конкурентов).
[H2]
Схемы обмана: расхищение активов
[/H2]Все схемы мошенничества со стороны сотрудников можно разделить на три условные группы. В первую входит расхищение активов.
Мимо кассы. Классический пример подобной схемы недавно был зафиксирован в одном из столичных ресторанов. Администратор заведения общественного питания, к слову достаточно исполнительный и добросовестный сотрудник, заподозрил своих коллег в мошенничестве. Эти подозрения были переданы собственнику заведения, который уже на следующий день установил камеры внутреннего наблюдения. Оказалось, что официанты приносили клиентам предчек, который полностью оплачивался посетителем заведения. Впоследствии официант удалял заказ в системе и присваивал себе средства.
Кража. На металлургическом заводе крали трубы. Рабочие загружали в грузовик четыре трубы вместо трех. Одну из них сгружали по дороге.
Воры распечатывали документы в двух вариантах: один — на четыре трубы, чтобы проехать через КПП, второй — на три, для клиента. Расхождение обнаружили, когда стали анализировать бланки, которые отправлялись на печать.
Умалчивание о скидках и акциях. Это классический пример для компаний, которые занимаются продажей какого-либо товара. Менеджер или торговый представитель не информирует клиента о действующих программах лояльности. Покупатель оплачивает все сумму покупки, не догадываясь о положенной ему скидке. Разница между этими суммами ложиться в карман продавца.
Злоупотребление лояльностью. Не все сотрудники ценят "плюшки" от своего работодателя. Совсем недавно на молокозаводе было проведено служебное расследование по причине резкого снижения выработки сметаны.
Все оказалось до банальности просто. В качестве дополнительного бонуса сотрудники могли получить 1 литр молока в день. Однако ушлые работники сразу продумали схему дополнительного заработка: вместо бесплатного молока они заливали в банку сметану, которую потом без зазрения совести продавали соседям.
[H2]
Схемы обмана: мошенничество с отчетностью
[/H2]Этими приемами пользуются сотрудники, имеющие доступ к деньгам компании. Чаще всего это работники финансовой службы. При отсутствии аудита схемы могут работать долгое время.
Мертвые души. Кадровик и бухгалтер фиктивно устроили в компанию родственников. Одна — племянницу, другая — брата. Банк выдал кадровику зарплатные карты, на которые, естественно, начислялась заработная плата. Сотрудницы, не стесняясь, расплачивались ими. История тянулась два года. Мошенницы украли около 1,7 млн руб. — по 70 тыс. руб. в месяц на каждую мертвую душу. Конечно, такие схемы актуальны исключительно для крупных компаний, в которых руководитель лично не знаком со всеми сотрудниками.
Из-за большого оборота, вычислить самостоятельно утечку денежных средств достаточно сложно. В нашем случае схема была раскрыта по чистой случайности: бухгалтер после ссоры с подельницей уволилась из компании и добровольно призналась в мошеннических действиях.
Афера с суммой «итого». В этом случае опять фигурирует бухгалтер, которая украла у компании более 11 млн. руб. Схема достаточно проста: работник увеличивала в ведомости своего подразделения общую сумму зарплат. Начальник финансовой части подписывал документ, ничего не подозревая, ведь напротив имени каждого сотрудника стояла верная цифра.
Денежные средства бухгалтер заказывала в казначействе, после чего приступила к формированию ведомости для банка. Именно в ведомостях женщина прибавляла себе приписанные средства. Схема успешно работала в течение трех лет. Однако в этой ситуации жадность сыграла злую шутку с мошенницей. После того, как зарплата бухгалтера достигла 100 тыс.руб., факт воровства был раскрыт ревизорами.
[H2]
Схемы обмана: коррумпированный персонал
[/H2]Вышеперечисленные схемы известны практически всем недобросовестным сотрудникам, которые устроились в компанию исключительно в корыстных целях.
Сговор сотрудников с контрагентами. При сговоре с контрагентом на склад поступает продукция низкого сорта по цене высокого качества. Иногда сотрудники в сговоре фальсифицируют документы. Но при проверках этот факт быстро всплывет. Поэтому проще умышленно совершить ошибку в документации.
Пример подобной схемы: По ТТН на склад поступило 3000 банок кабачковой икры по 170 рублей. Кладовщик якобы случайно приходует 1700 банок по 300 рублей. В расчетах с контрагентом проходит сумма 510 тыс.руб, которая сходится. Но 1300 банок икры фактически нажился кладовщик.
Сговор сотрудников с клиентами. Руководство компаний всегда старается бороться с откатами. Именно с этой целью директор торговой организации ограничил своим менеджерам размер скидки. В номенклатуру ввели графу «Стоп-цена», ниже которой продать товар было невозможно. Как выяснилось позже, у некоторых позиций стоп-цена была снижена до нуля. Что это означает? Все просто: торговые представители вступали в сговор с клиентами и продавали им товар ниже себестоимости.
Сговор бывших сотрудников. На предприятии сократили заместителя начальника отдела сбыта и двух подчиненных.
При увольнении сотрудники прихватили контактные данные самых "жирных" клиентов. Этим клиентам были отправлены прайс листы с заниженной стоимостью товара. Для покупки товара по акционным ценам, покупателю необходимо было внести предоплату. В отправленном письме также значилась информация о том, что в рамках предприятия создана новая структура сбыта. Коммерческие предложения подписал якобы и. о. руководителя отдела сбыта.
Покупатели перевели фирме 3 млн руб. Получив деньги, подставная компания прекратила свою деятельность.
Параллельный бизнес. В компании по продаже одежды работала управляющая. Круг ее обязанностей был широким: подбор персонала, оптимизация расходов, обустройство производства, разработка новых моделей. Сотрудник по всем параметрам устраивал руководство компании до тех пор, пока швеи не пожаловались на то, что зарплаты не соответствуют рабочим обязанностям.
Оказалось, что управляющей принадлежит собственный онлайн-магазин, через который она продает вещи, сшитые по лекалам компании, но уже под собственным брендом.
Работа на конкурентов. Это классический пример корпоративного мошенника, работающего под маской крота. Конкуренты одного дизайн-агентства несколько месяцев копировали его идеи по созданию онлайн-платформы. Руководство заподозрило неладное в тот момент, когда в сеть была выложена информация, которой владели только сотрудники компании. С помощью прослушки удалось обнаружить предателя. Им оказался редактор, который получал деньги от конкурентов.
[H2]
Алгоритм: создание условий, в которых сотрудникам будет сложно воровать
[/H2]Избежать хищения можно! Ниже представлен пошаговый алгоритм, используя который, можно существенно снизить финансовые риски.
- Отслеживать бизнес-показатели. Изменение ключевых показателей — первый тревожный звонок для руководителя. Резкое падение продаж одного или нескольких товаров, всплеск продаж товара, который никогда не пользовался спросом - все это является поводом для скрытой проверки благонадежности сотрудников.
- Установить технические средства контроля. Для того чтобы вычислить преступника, необходимо действовать скрытно. Если рассказать сотрудникам о средствах контроля, случаи хищения будут устранены лишь на некоторое время. Как только сообщники разработают новую схему обмана, бюджет компании опять будет уменьшаться.
- Устраивать внезапные проверки. Для этого стоит привлечь к работе аутсорсинговых сотрудников, которые в рандомном порядке будут отслеживать данные любой камеры.
- Ограничить права. Это касается и прав на смену операций по кассе, и предоставления скидок и отсрочек. Также стоит запретить сотрудникам принимать участие в деятельности конкурирующих фирм и поставщиков в течение всего срока работы в компании и не менее трех лет после ухода из нее. Эти условия обязательно должны быть прописаны в трудовых договорах.
- Разделить обязанности. Не стоит поручать одному и тому же сотруднику несколько связанных между собой финансовых задач.
- Ввести санкции. За невыполнение или недобросовестное выполнение обязанностей должны быть предусмотрены соответствующие санкции.
- Проводить ротации внутри отдела. На мошеннические действия часто идут сотрудники, которые работают на одном участке длительное время и остаются без контроля руководства. В данном случае перераспределение обязанностей - отличный способ сбить с толку мошенников.