Japan Tobacco International (JTI), крупнейшая табачная компания страны, заявила о возможности ухода из РФ и продажи бизнеса. У самой маленькой среди крупняка Imperial brands (сигареты Davidoff, West, Jade, P&S) уже появились новые российские собственники.
Уходят ли иностранные «киты» отечественного рынка порока, как именно, что нас и их ждёт в результате?
Табачный рынок России поделен транснациональными корпорациями. При этом все они давно открыли у нас производства и считаются «отечественными». Хотя и табак, и фильтры, и бумагу, и тем более оборудование для фабрик в Россию завозят издалека.
По оценкам аналитиков, в прошлом году JTI занимала 30% рынка, Imperial Brands — 5,5%, около 30% было у Philip Morris, 16% — у British American Tobacco. Международная группа JTI — это сигареты Winston, Camel, Sobranie, LD, «Русский стиль», «Петр I», «Тройка», More, Saint George, Magna, Wings, Sovereign, «Наша Прима», «21 век».
[H2]Прощаются или уходят?[/H2]
Для 4 тыс. человек в России японско-швейцарская JTI ещё и место работы. В России у Japan Tobacco International пять производств: питерская фабрика «Петро», «Крес Нева» в Ленинградской области, «Дж.Т.И. Елец» в Липецкой области, «Переславль Табак» в Ярославской области и «Донской табак» в Ростове-на-Дону.
В корпорации заявление об уходе не комментируют. В экспертном сообществе есть версия, что оно — часть игры в тандеме с «головной» японо-швейцарской компанией, на которую давят и правительства, и международные организации, и общественность. «JTI никуда не уходит, имелась в виду лишь одна из ситуаций в числе возможных», — заверил АиФ.ru президент отраслевого Никотинового альянса Андрей Лоскутов.
Действительно, заявление можно понимать и так, как говорят в альянсе: «Учитывая изменения и непредсказуемую обстановку, Japan Tobacco продолжает рассматривать различные варианты развития бизнеса в России, включая возможность передачи собственности». Однако последние действия руководства компании всё же заставляют поверить, что она твёрдо намерена прекратить работу в Российской Федерации.
Прежде всего, это замена всех директоров-экспатов россиянами. Тем же самым занималась совсем недавно BAT.
[H2]Империя брендов ушла по-английски[/H2]
Лишь в Imperial Brands предпочли просто закрыть фабрику в Волгограде. Британцы сделали это так же легко, как ранее (в 2017 году) уничтожили старейшее российское табачное предприятие «Балканская звезда».
Небольшое по сравнению с российским JTI местное подразделение ТНК Imperial Brands уже полностью перешло в распоряжение новых собственников. В их числе менеджеры компании «Мегаполис», крупнейшего отечественного дистрибьютора сигарет.
В перспективе зарубежные производители табака могут вернуться в Россию и продолжить работу под другими названиями. Либо иностранные компании продадут свои активы тем транснациональным корпорациям, которые остаются в РФ.
Иностранцы могут воспользоваться и «временным выходом» из страны. Например, передав управление местному партнеру или менеджменту через новую версию акционерного соглашения. Существует также механизм доверительного управления с внешней компанией или купля-продажа с условием обратного выкупа.
Похоже, что British American Tobacco (сигареты KENT, Rothmans, Vogue, Lucky Strike, Pall Mall, «Ява») выбирает именно способ «временного выхода», который позволит ей вернуться. Тогда как Imperial Brands ушла быстро и насовсем, просто списав часть имущества на 225 млн фунтов стерлингов.
Тем не менее, поскольку Imperial Brands купили бизнесмены, заинтересованные в продажах, смена владельца не скажется на доле рынка, которую контролирует компания, считает главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королёв. Какой способ ухода выберет японо-швейцарская JTI — пока непонятно.
[H2]Будет ли дефицит?[/H2]
Российская табачная отрасль выстроена так, что цены практически напрямую устанавливаются государством, указывают эксперты. Так что резкого и несогласованного подорожания ждать не следует.
Что касается возможности табачного дефицита, то здесь, по мнению известного отраслевого аналитика, бывшего гендиректора «Табакпрома» Вадима Желнина, следует обратить внимание на работу фабрик, которые будут вынуждены останавливаться, если начнутся перебои с поставками табака и других компонентов для сигарет. В марте из-за срыва поставок останавливала производство Imperial Brands, когда морские контейнеровозы отказались везти грузы в Россию, напомнил он.
Также, по словам эксперта, важное значение имеет присутствие в России Hauni Maschinenbau GmbH — монополиста на рынке оборудования для табачных фабрик. Машины Hauni выпускают от 25 сигарет в минуту. Если компания откажется от обслуживания российских фабрик, то это может стать одной из причин сокращения производства, считает Желнин.
Ранее председатель Никотинового альянса Андрей Лоскутов признавал в интервью АиФ.ru возможность сокращения в дальнейшем объемов выпуска табачных изделий из-за срыва поставок сырья и прочих компонентов. Сейчас у компаний осталось табака, фильтров и бумаги примерно на полгода, и они активно работают над поиском альтернативных путей доставки.
«Табак в Россию везут морем, главным табачным хабом — после Роттердама — был и остается Санкт-Петербург, и вряд ли тут возможны какие-то другие варианты», — говорит Вадим Желнин. Хотя из Европы табака импортируют совсем немного, основные его поставки ведутся из дружественных или нейтральных стран Африки и Латинской Америки, единственной реальной страховкой от дефицита является импортозамещение, признает Лоскутов.
«Раньше, и в СССР, и еще в Российской империи, мы выращивали табак сами — в Закавказье, на Кубани, на Дону, — говорит эксперт. — Но потом совершенно напрасно и бездумно погубили собственное табаководство. Сейчас отрасль следует восстанавливать».
Уходят ли иностранные «киты» отечественного рынка порока, как именно, что нас и их ждёт в результате?
Табачный рынок России поделен транснациональными корпорациями. При этом все они давно открыли у нас производства и считаются «отечественными». Хотя и табак, и фильтры, и бумагу, и тем более оборудование для фабрик в Россию завозят издалека.
По оценкам аналитиков, в прошлом году JTI занимала 30% рынка, Imperial Brands — 5,5%, около 30% было у Philip Morris, 16% — у British American Tobacco. Международная группа JTI — это сигареты Winston, Camel, Sobranie, LD, «Русский стиль», «Петр I», «Тройка», More, Saint George, Magna, Wings, Sovereign, «Наша Прима», «21 век».
[H2]Прощаются или уходят?[/H2]
Для 4 тыс. человек в России японско-швейцарская JTI ещё и место работы. В России у Japan Tobacco International пять производств: питерская фабрика «Петро», «Крес Нева» в Ленинградской области, «Дж.Т.И. Елец» в Липецкой области, «Переславль Табак» в Ярославской области и «Донской табак» в Ростове-на-Дону.
В корпорации заявление об уходе не комментируют. В экспертном сообществе есть версия, что оно — часть игры в тандеме с «головной» японо-швейцарской компанией, на которую давят и правительства, и международные организации, и общественность. «JTI никуда не уходит, имелась в виду лишь одна из ситуаций в числе возможных», — заверил АиФ.ru президент отраслевого Никотинового альянса Андрей Лоскутов.
Действительно, заявление можно понимать и так, как говорят в альянсе: «Учитывая изменения и непредсказуемую обстановку, Japan Tobacco продолжает рассматривать различные варианты развития бизнеса в России, включая возможность передачи собственности». Однако последние действия руководства компании всё же заставляют поверить, что она твёрдо намерена прекратить работу в Российской Федерации.
Прежде всего, это замена всех директоров-экспатов россиянами. Тем же самым занималась совсем недавно BAT.
[H2]Империя брендов ушла по-английски[/H2]
Лишь в Imperial Brands предпочли просто закрыть фабрику в Волгограде. Британцы сделали это так же легко, как ранее (в 2017 году) уничтожили старейшее российское табачное предприятие «Балканская звезда».
Небольшое по сравнению с российским JTI местное подразделение ТНК Imperial Brands уже полностью перешло в распоряжение новых собственников. В их числе менеджеры компании «Мегаполис», крупнейшего отечественного дистрибьютора сигарет.
В перспективе зарубежные производители табака могут вернуться в Россию и продолжить работу под другими названиями. Либо иностранные компании продадут свои активы тем транснациональным корпорациям, которые остаются в РФ.
Иностранцы могут воспользоваться и «временным выходом» из страны. Например, передав управление местному партнеру или менеджменту через новую версию акционерного соглашения. Существует также механизм доверительного управления с внешней компанией или купля-продажа с условием обратного выкупа.
Похоже, что British American Tobacco (сигареты KENT, Rothmans, Vogue, Lucky Strike, Pall Mall, «Ява») выбирает именно способ «временного выхода», который позволит ей вернуться. Тогда как Imperial Brands ушла быстро и насовсем, просто списав часть имущества на 225 млн фунтов стерлингов.
Тем не менее, поскольку Imperial Brands купили бизнесмены, заинтересованные в продажах, смена владельца не скажется на доле рынка, которую контролирует компания, считает главный редактор информагентства «Русский табак» Максим Королёв. Какой способ ухода выберет японо-швейцарская JTI — пока непонятно.
[H2]Будет ли дефицит?[/H2]
Российская табачная отрасль выстроена так, что цены практически напрямую устанавливаются государством, указывают эксперты. Так что резкого и несогласованного подорожания ждать не следует.
Что касается возможности табачного дефицита, то здесь, по мнению известного отраслевого аналитика, бывшего гендиректора «Табакпрома» Вадима Желнина, следует обратить внимание на работу фабрик, которые будут вынуждены останавливаться, если начнутся перебои с поставками табака и других компонентов для сигарет. В марте из-за срыва поставок останавливала производство Imperial Brands, когда морские контейнеровозы отказались везти грузы в Россию, напомнил он.
Также, по словам эксперта, важное значение имеет присутствие в России Hauni Maschinenbau GmbH — монополиста на рынке оборудования для табачных фабрик. Машины Hauni выпускают от 25 сигарет в минуту. Если компания откажется от обслуживания российских фабрик, то это может стать одной из причин сокращения производства, считает Желнин.
Ранее председатель Никотинового альянса Андрей Лоскутов признавал в интервью АиФ.ru возможность сокращения в дальнейшем объемов выпуска табачных изделий из-за срыва поставок сырья и прочих компонентов. Сейчас у компаний осталось табака, фильтров и бумаги примерно на полгода, и они активно работают над поиском альтернативных путей доставки.
«Табак в Россию везут морем, главным табачным хабом — после Роттердама — был и остается Санкт-Петербург, и вряд ли тут возможны какие-то другие варианты», — говорит Вадим Желнин. Хотя из Европы табака импортируют совсем немного, основные его поставки ведутся из дружественных или нейтральных стран Африки и Латинской Америки, единственной реальной страховкой от дефицита является импортозамещение, признает Лоскутов.
«Раньше, и в СССР, и еще в Российской империи, мы выращивали табак сами — в Закавказье, на Кубани, на Дону, — говорит эксперт. — Но потом совершенно напрасно и бездумно погубили собственное табаководство. Сейчас отрасль следует восстанавливать».
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация