Тот мир, который мы знали, изменился, серьезно изменился. Некогда отлаженный производственный механизм просто перестал работать. Остановился – стремительно, радикально и неотвратимо. Подобно рубильнику, экономику внезапно отключили – практически везде, не осталось больше тихой гавани...
Та привычная деловая, производственная и потребительская активность остановилась. Ничего не работает. Мир замер. Общество буквально за пару недель от безмятежной идиллии 11-летнего бычьего экономического цикла низверглось в пучину хаоса и финансово-экономического коллапса. Мы присутствуем при самых драматических изменениях мирового баланса за несколько поколений.
Шок слишком сильный. Никогда ранее, ни в один период современной мировой истории (ни в 30-х годах, ни во время Второй мировой, ни, тем более, в 2008-2009) не наблюдался столь быстрый фазовый переход. Масштаб падения еще предстоит оценить (но совершенно точно, что падение мирового ВВП будет значительно глубже кризиса 2008), но, еще раз, речь идет о скорости перехода от стабильного состояния в катастрофичное. Счет идет на недели. Это беспрецедентно. Практически по всем индикаторам экономической и финансовой активности были обновлены 100-летние рекорды. Никогда ранее полмира не помещали в условный концлагерь в режиме комендантского часа, даже во время Второй мировой ограничительные процедуры одномоментно не были столь масштабными (локально да, но так масштабно и одновременно – нет). Сам факт того, что мы присутствуем при таких событиях и пытаемся все это осознать – это грандиозно.
Через полгода изменится (или, точнее сказать, начнет меняться) баланс сил ведущих мировых игроков. Больше скажу – финансово-экономические, культурные, социальные, политические, технологические последствия будут слишком значительными, чтобы их игнорировать. Последний раз мир серьезно менялся по итогам Второй мировой. Вот теперь может быть нечто подобное. Обсуждение всего этого затянется на годы, а пока – несколько открытых индикаторов в режиме реального времени, которые позволят оценить экономическую активность и сопоставить с тем, что было год назад.
Первое – это система онлайн бронирования мест в ресторанах.
Практически идеальная возможность оценить состояние индустрии общественного питания и тенденции. Обычно присутствует высокая корреляция (не абсолютная, но высокая) между активностью в общепите, трафике в торговых центрах и малом бизнесе из сферы услуг (салоны красоты, фитнес-центры и так далее). Так что по этому индикатору, в принципе, можно определить состояние малого бизнеса из сферы услуг.
Как видно, ограниченная блокировка началась с 3-4 марта, усилилась после 9 марта, и с 18 марта блокировка перешла в тотальный формат.
Второе – авиатрафик, показывающий общемировую деловую активность, степень глобализации и коррелирующий с туризмом и спросом на гостиницы.
Общемировой авиатрафик сократился более чем в два раза. Это самое значительное падение за всю историю наблюдения и регистрации (с 60-х годов 20 века). Падение в два раза по количеству самолетов в воздухе, но не по пассажиропотоку, который упал более чем в 10 раз. Загруженность рейсов сократилась в среднем в 5 раз на основе данных крупнейших международных авиакомпаний.
Третье – автомобильный трафик. Коррелирует с общеэкономической, деловой и торговой активностью.
В Москве за понедельник кумулятивный дневной трафик упал в 7.5-8 раз относительно аналогичного периода времени с сезонной корректировкой. После нездорового ажиотажа в пятницу, трафик начал заваливаться с выходных (относительно типичного уровня), а в понедельник – практически в режиме полной блокады.
В Нью-Йорке кумулятивный дневной трафик был в 9-10 раз ниже вчера и в 20 раз ниже в воскресенье
В Риме кумулятивный трафик сейчас в среднем в 3.5 раза ниже типичного уровня, и это может показаться странным, учитывая ситуацию с карантином.
А вот в Париже в 9 раз в среднем рубанули, а с 9 вечера до 6 утра – фактически комендантский час. Ограничения во Франции пока самые жесткие в Европе.
Германия – одна из немногих стран, которая пытается балансировать между экономическим, политическим и медицинским ущербом. Трафик примерно в два раза ниже нормы в Берлине (схожая картина по другим городам Германии). Это один из лучших показателей в Европе (в Швеции примерно так же) и наиболее адекватная политика – тот, кто будет меньше подвержен вирусной истерии, получит колоссальное преимущество в будущем.
В Швеции трафик упал, но всего лишь на 30-35% (в соседней Дании – примерно в 2.5 раза)
В Барселоне трафик сократился в среднем раз в 5 в будни и в 3.5 раза в выходные.
В Лондоне падение примерно 3.5-4 раза, с 10 вечера до 8 утра город «вымирает».
В Токио с минимальным ущербом – падение в среднем не более 20%.
Китай оживает. Практически вырублен в выходные, но активно наверстывает в будни, но пока в режиме ограниченной активности «по расписанию». У них провалы с 12 до 3 часа дня и с 9 вечера до 6 утра, когда трафика почти нет. Это данные по Пекину.
Это применимо плюс-минус ко всем городам Китая, за исключением Уханя.
В Ухане пока без изменения. Вне экономической активности.
Ну и, конечно же, Индия – Нью-Дели в полном параличе.
Интенсивность трафика позволяет оценить степень выпадения ВВП. Все зависит от структуры экономики и цифровизации, т. е. способности компенсировать через удаленную работу. Но в среднем устойчивое падение трафика в 5 раз (т. е. 20% от типичного уровня) приводит к падению ВВП в ДВА раза (поправочный коэффициент 0.6, и динамически изменяется). При падении трафика в 10 раз падение ВВП может достигать 3 и более раз или 66-70% при поправочном коэффициенте 0.7-0.75
Та привычная деловая, производственная и потребительская активность остановилась. Ничего не работает. Мир замер. Общество буквально за пару недель от безмятежной идиллии 11-летнего бычьего экономического цикла низверглось в пучину хаоса и финансово-экономического коллапса. Мы присутствуем при самых драматических изменениях мирового баланса за несколько поколений.
Шок слишком сильный. Никогда ранее, ни в один период современной мировой истории (ни в 30-х годах, ни во время Второй мировой, ни, тем более, в 2008-2009) не наблюдался столь быстрый фазовый переход. Масштаб падения еще предстоит оценить (но совершенно точно, что падение мирового ВВП будет значительно глубже кризиса 2008), но, еще раз, речь идет о скорости перехода от стабильного состояния в катастрофичное. Счет идет на недели. Это беспрецедентно. Практически по всем индикаторам экономической и финансовой активности были обновлены 100-летние рекорды. Никогда ранее полмира не помещали в условный концлагерь в режиме комендантского часа, даже во время Второй мировой ограничительные процедуры одномоментно не были столь масштабными (локально да, но так масштабно и одновременно – нет). Сам факт того, что мы присутствуем при таких событиях и пытаемся все это осознать – это грандиозно.
Через полгода изменится (или, точнее сказать, начнет меняться) баланс сил ведущих мировых игроков. Больше скажу – финансово-экономические, культурные, социальные, политические, технологические последствия будут слишком значительными, чтобы их игнорировать. Последний раз мир серьезно менялся по итогам Второй мировой. Вот теперь может быть нечто подобное. Обсуждение всего этого затянется на годы, а пока – несколько открытых индикаторов в режиме реального времени, которые позволят оценить экономическую активность и сопоставить с тем, что было год назад.
Первое – это система онлайн бронирования мест в ресторанах.
Практически идеальная возможность оценить состояние индустрии общественного питания и тенденции. Обычно присутствует высокая корреляция (не абсолютная, но высокая) между активностью в общепите, трафике в торговых центрах и малом бизнесе из сферы услуг (салоны красоты, фитнес-центры и так далее). Так что по этому индикатору, в принципе, можно определить состояние малого бизнеса из сферы услуг.
Как видно, ограниченная блокировка началась с 3-4 марта, усилилась после 9 марта, и с 18 марта блокировка перешла в тотальный формат.
Второе – авиатрафик, показывающий общемировую деловую активность, степень глобализации и коррелирующий с туризмом и спросом на гостиницы.
Общемировой авиатрафик сократился более чем в два раза. Это самое значительное падение за всю историю наблюдения и регистрации (с 60-х годов 20 века). Падение в два раза по количеству самолетов в воздухе, но не по пассажиропотоку, который упал более чем в 10 раз. Загруженность рейсов сократилась в среднем в 5 раз на основе данных крупнейших международных авиакомпаний.
Третье – автомобильный трафик. Коррелирует с общеэкономической, деловой и торговой активностью.
В Москве за понедельник кумулятивный дневной трафик упал в 7.5-8 раз относительно аналогичного периода времени с сезонной корректировкой. После нездорового ажиотажа в пятницу, трафик начал заваливаться с выходных (относительно типичного уровня), а в понедельник – практически в режиме полной блокады.
В Нью-Йорке кумулятивный дневной трафик был в 9-10 раз ниже вчера и в 20 раз ниже в воскресенье
В Риме кумулятивный трафик сейчас в среднем в 3.5 раза ниже типичного уровня, и это может показаться странным, учитывая ситуацию с карантином.
А вот в Париже в 9 раз в среднем рубанули, а с 9 вечера до 6 утра – фактически комендантский час. Ограничения во Франции пока самые жесткие в Европе.
Германия – одна из немногих стран, которая пытается балансировать между экономическим, политическим и медицинским ущербом. Трафик примерно в два раза ниже нормы в Берлине (схожая картина по другим городам Германии). Это один из лучших показателей в Европе (в Швеции примерно так же) и наиболее адекватная политика – тот, кто будет меньше подвержен вирусной истерии, получит колоссальное преимущество в будущем.
В Швеции трафик упал, но всего лишь на 30-35% (в соседней Дании – примерно в 2.5 раза)
В Барселоне трафик сократился в среднем раз в 5 в будни и в 3.5 раза в выходные.
В Лондоне падение примерно 3.5-4 раза, с 10 вечера до 8 утра город «вымирает».
В Токио с минимальным ущербом – падение в среднем не более 20%.
Китай оживает. Практически вырублен в выходные, но активно наверстывает в будни, но пока в режиме ограниченной активности «по расписанию». У них провалы с 12 до 3 часа дня и с 9 вечера до 6 утра, когда трафика почти нет. Это данные по Пекину.
Это применимо плюс-минус ко всем городам Китая, за исключением Уханя.
В Ухане пока без изменения. Вне экономической активности.
Ну и, конечно же, Индия – Нью-Дели в полном параличе.
Интенсивность трафика позволяет оценить степень выпадения ВВП. Все зависит от структуры экономики и цифровизации, т. е. способности компенсировать через удаленную работу. Но в среднем устойчивое падение трафика в 5 раз (т. е. 20% от типичного уровня) приводит к падению ВВП в ДВА раза (поправочный коэффициент 0.6, и динамически изменяется). При падении трафика в 10 раз падение ВВП может достигать 3 и более раз или 66-70% при поправочном коэффициенте 0.7-0.75