На камералках по НДС фискалы сравнивают декларации поставщика и покупателя. Если есть нестыковки, летят требования.
Требование содержит таблицу с записями из книги продаж, которые программа посчитала ошибочными (письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705). В отдельной графе содержится цифровой код.
Код «1» означает, что покупатель заявил вычет, а поставщик по этой счет-фактуре не начислил НДС. Это называется налоговым разрывом. Некоторые инспекторы тут сразу говорят, что в этом случае покупатель должен не сдавать пояснения, а аннулировать вычет и сдать уточненку. Но такой обязанности нет.
Если вы получили запрос с кодом «1», сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Возможно, там действительно есть ошибки в реквизитах, ИНН/КПП, стоимости. Из-за чего программа не может сопоставить записи.
Код «2» означает, что расходятся данные в книге продаж и книге покупок компании. То есть речь о нестыковках внутри чисто вашей отчетности. Например, когда ту же самую счет-фактуру компания регистрирует в книге продаж и книге покупок, если сначала начисляет налог, а затем сама принимает к вычету.
Код «3» означает, что в декларации посредника есть несоответствия между полученными и выставленными счетами-фактурами в разделах 10 и 11.
Код «4» означает ошибки в отдельных графах книги покупок и книги продаж. Как правило, такой код ставят, если покупатель в книге покупок приводит неверные реквизиты счета-фактуры, ИНН поставщика или стоимость товаров. Таких требований больше всего.
Дадим вам «золотое правило» из реального опыта для реальной жизни:
Важный момент. Как указывают суды: тот факт, что зарегистрированные в книге покупок счета-фактуры не были отражены в книгах продаж контрагента, не свидетельствует об отсутствии хозяйственной операции и не является основанием для отказа в вычете.
Поэтому такие требования не должны восприниматься вами как катастрофа. По сути, это просто звонок, который предупреждает о возможных проблемах, требующих внимания.
Ситуации бывают разные, и чтобы провести анализ, вы должны обладать информацией. В идеале получить дерево связей и проверить все самому.
Для простоты разделим на два вида:
Первая ситуация – это реальная техническая ошибка. Вторая – несоблюдение своих обязательств поставщиком.
По первой для начала нужно проверить ИНН вашего поставщика в ЕГРЮЛ. Если увидите, что нет никаких изменений, например, недостоверности по адресу или директору, то делайте запросы поставщику.
Если он подтвердит, что всё в порядке, возможно, реально произошёл какой-либо технический сбой. Это значит, что возникновение глобальных проблем маловероятно. Но стоит подстраховаться и оформить пакет документов проявления должной осмотрительности для ответа инспекторам.
При втором варианте, когда есть недостоверка, либо по дереву связи вы видите, что сдана нулевая декларация или она вообще не представлена, здесь ничего хорошего ожидать не стоит.
Если же вас такой исход не устраивает, есть лишь единственный выход – сдать корректировку, заказав документы у другого исполнителя, скажем так, пока не поздно. Надеяться в таких случаях на чудо не стоит. И это самое оптимальное решение.
В будущих постах разберём, как проверять вычеты, определять благонадежность поставщиков по НДС и почему не нужно слепо верить обещаниям.
Требование содержит таблицу с записями из книги продаж, которые программа посчитала ошибочными (письмо ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705). В отдельной графе содержится цифровой код.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
Код «1» означает, что покупатель заявил вычет, а поставщик по этой счет-фактуре не начислил НДС. Это называется налоговым разрывом. Некоторые инспекторы тут сразу говорят, что в этом случае покупатель должен не сдавать пояснения, а аннулировать вычет и сдать уточненку. Но такой обязанности нет.
Если вы получили запрос с кодом «1», сверьте свою книгу покупок с книгой продаж поставщика. Возможно, там действительно есть ошибки в реквизитах, ИНН/КПП, стоимости. Из-за чего программа не может сопоставить записи.
Если поставщик не готов сверяться, то хотя бы узнайте у него, зарегистрировал ли он вообще спорный документ в книге продаж.
Код «2» означает, что расходятся данные в книге продаж и книге покупок компании. То есть речь о нестыковках внутри чисто вашей отчетности. Например, когда ту же самую счет-фактуру компания регистрирует в книге продаж и книге покупок, если сначала начисляет налог, а затем сама принимает к вычету.
Код «3» означает, что в декларации посредника есть несоответствия между полученными и выставленными счетами-фактурами в разделах 10 и 11.
Код «4» означает ошибки в отдельных графах книги покупок и книги продаж. Как правило, такой код ставят, если покупатель в книге покупок приводит неверные реквизиты счета-фактуры, ИНН поставщика или стоимость товаров. Таких требований больше всего.
Это теоретическая основа, которая поможет вам ориентироваться в требованиях и понять, откуда дует ветер.
Дадим вам «золотое правило» из реального опыта для реальной жизни:
Важный момент. Как указывают суды: тот факт, что зарегистрированные в книге покупок счета-фактуры не были отражены в книгах продаж контрагента, не свидетельствует об отсутствии хозяйственной операции и не является основанием для отказа в вычете.
Поэтому такие требования не должны восприниматься вами как катастрофа. По сути, это просто звонок, который предупреждает о возможных проблемах, требующих внимания.
Ситуации бывают разные, и чтобы провести анализ, вы должны обладать информацией. В идеале получить дерево связей и проверить все самому.
Для простоты разделим на два вида:
Первая ситуация – это реальная техническая ошибка. Вторая – несоблюдение своих обязательств поставщиком.
По первой для начала нужно проверить ИНН вашего поставщика в ЕГРЮЛ. Если увидите, что нет никаких изменений, например, недостоверности по адресу или директору, то делайте запросы поставщику.
Если он подтвердит, что всё в порядке, возможно, реально произошёл какой-либо технический сбой. Это значит, что возникновение глобальных проблем маловероятно. Но стоит подстраховаться и оформить пакет документов проявления должной осмотрительности для ответа инспекторам.
При втором варианте, когда есть недостоверка, либо по дереву связи вы видите, что сдана нулевая декларация или она вообще не представлена, здесь ничего хорошего ожидать не стоит.
И, скорее всего, после долгого ожидания решения проблемы со стороны поставщика вам потребуется снять необоснованное вычеты и доплатить в бюджет.
Если же вас такой исход не устраивает, есть лишь единственный выход – сдать корректировку, заказав документы у другого исполнителя, скажем так, пока не поздно. Надеяться в таких случаях на чудо не стоит. И это самое оптимальное решение.
В будущих постах разберём, как проверять вычеты, определять благонадежность поставщиков по НДС и почему не нужно слепо верить обещаниям.