Валютный контроль при переводе денег за границу в соответствии с законодательством РФ осуществляется в отношении транзакций с участием физлиц и юрлиц, имеющих статус валютных резидентов и нерезидентов. Основная его цель — предотвращение нелегального оттока финансовых ресурсов из страны посредством проверки законности операций, совершаемых субъектами внешнеэкономической деятельности.
Рассмотрим более подробно специфику валютного контроля, а также сопоставим российские нормы права, регулирующие соответствующие правоотношения, с теми, что действуют в других странах.
Объекты валютного контроля при переводе денег за границу
Основными участниками валютных операций, связанных с переводом денежных средств за рубеж, можно назвать валютных резидентов — физлиц (граждан, непрерывно проживающих за пределами России в течение не более чем одного года).Кроме того, основными участниками валютных операций являются валютные резиденты-юрлица (все юрлица, зарегистрированные в РФ).Эти лица могут осуществлять денежные переводы за границу, представленные следующими основными законными способами:
- через специализированные платежные системы (например, Western Union), неспециализированные (WebMoney, Киви, PayPal), а также через банки в пользу других физлиц (знакомых, родственников);
- перечислением средств в пользу юрлиц через банки и платежные системы (например, при оплате товаров в интернет-магазине).
Практически во всех случаях эти операции можно провести законно только через банки либо через имеющие лицензию ЦБ небанковские кредитные организации (данный статус имеют многие российские неспециализированные платежные системы — например, «Яндекс.Деньги»).Основные операции, отражающие факт перевода денежных средств за границу:
- перечисление денежных средств контрагентам (поставщикам, кредиторам, заемщикам);
- различные выплаты физлицам (например, наемным работникам за рубежом);
- перечисление различных пошлин, сборов в зарубежные государственные структуры.
Кроме того, основными участниками валютных операций являются валютные нерезиденты:
- физлица, непрерывно проживающие за пределами России в течение одного года и более;
- все юрлица, зарегистрированные не в РФ, но фактически ведущие хозяйственную деятельность в нашей стране, либо взаимодействующие с валютными резидентами РФ.
В практике трансграничных денежных переводов также могут задействоваться механизмы, не регламентированные или крайне поверхностно регламентированные российским законодательством. В числе таковых — использование анонимных платежных систем, криптовалют, платежных систем игровых порталов.Эти лица, в принципе, могут осуществлять все те же основные операции, связанные с переводом денег за границу, что и резиденты.
По очевидным причинам их задействования в бизнесе нужно избегать. Что касается законных механизмов перевода денежных средств за границу — их применение достаточно детально регламентируется российскими правовыми актами в рамках отраслей права, связанных с валютным контролем.
В любом случае те или иные валютные транзакции должны быть разрешены или прямо не запрещены законодательством, прежде всего — положениями закона «О валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ.Согласно федеральному закону от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах...», крупные операции с использованием криптовалюты должны быть задекларированы. Нарушения этой правовой нормы влекут административную, а в отдельных случаях и уголовную ответственность.
Валютное регулирование переводов физлиц-резидентов
Итак, в числе самых распространенных сценариев перевода денег за границу физлицом — отправка гражданином РФ (или иным валютным резидентом — физлицом) денежных средств со своего счета в российском банке на счет получателя-резидента в иностранном банке.Эта операция может быть осуществлена:
- без ограничений по сумме — если отправитель и получатель являются близкими родственниками: супруги, родители и дети, бабушки-дедушки и внуки, братья и сестры (подп. 12, 17 п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ);
- с ограничением в 5 000 долларов США — в других случаях.
Перевод денежных средств от российских физлиц-резидентов другим физлицам, которые проживают за рубежом, через специализированные системы, такие как Western Union, осуществляется в соответствии с теми же нормами права в сфере валютного регулирования, что регламентируют переводы через кредитно-финансовые организации.В первом случае банк может запросить у отправителя денежных средств документы, подтверждающие родство с получателем, например? копию паспорта получателя, свидетельства о браке, рождении.
Другая распространенная валютная операция с участием физлиц-резидентов — отправка ими денежных средств со счета в российском банке на собственный счет в зарубежном кредитном учреждении.
Ограничений на сумму таких переводов законодательство РФ не устанавливает. Однако обязывает физлиц, осуществляющих данные транзакции, предъявлять банку уведомление по установленной форме об информировании налоговой инспекции о наличии счета за рубежом (п. 4 ст. 12 закона № 173-ФЗ). Данное уведомление достаточно показать банку один раз — при последующих переводах он его запрашивать не будет.
Если физлицо-резидент отправляет перевод нерезиденту за границу — никаких ограничений на данную операцию не устанавливается (ст. 6 закона № 173-ФЗ). Аналогично если денежные средства направляются за рубеж нерезидентом для резидента или другого нерезидента (ст. 10 закона № 173-ФЗ).
Валютные сделки при импорте: нормативное регулирование
В случае с юридическими лицами к наиболее распространенным операциям, отражающим перевод денежных средств за границу, можно отнести оплату фирмами поставок импортируемых товаров.Валютные сделки между резидентами, предмет которых — импорт товаров в РФ, не входит в список разрешенных по закону № 173-ФЗ. Поэтому единственным законным типом контрагентов российской фирмы, осуществляющей импорт товаров, может быть иностранное лицо-нерезидент.
По объемам капитала, выводимого в рамках соответствующих сделок, российским законодательством ограничений не установлено. В этом смысле полноценно действует норма ст. 6 закона № 173-ФЗ, по которой операции между валютными резидентами и нерезидентами РФ в общем случае осуществляются свободно.
Вместе с тем? экспортно-импортные отношения с участием российских фирм находятся в юрисдикции иных источников права — в частности, инструкции ЦБ РФ «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций...» от 04.06.2012 № 138-И. Этот нормативный акт устанавливает достаточно большой объем обязательств российских организаций по оформлению импортных сделок с зарубежными партнерами.
Расчеты с зарубежными партнерами: паспорт сделки
В соответствии с п. 5.2 инструкции ЦБ РФ № 138-И все внешнеторговые валютные операции с участием российских фирм — в том числе по контрактам на импорт — на сумму 50 000 долларов США и более должны сопровождаться оформлением паспорта сделки (ПС) по форме № 1 (приложение № 4 к инструкции № 138-И).В ПС фиксируются:
- дата и номер документа;
- сведения о российской фирме, о ее зарубежном контрагенте(наименования, адреса, реквизиты);
- сведения о контракте на импорт (с указанием суммы поставок, валюты, даты осуществления поставок);
- сведения о банке, через который осуществляется перевод денежных средств (вносятся непосредственно банком);
- информация о переоформлении ПС, об основаниях для закрытия ПС.
Кроме того, в российский банк, в котором открыт счет резидента, необходимо при проведении платежа в пользу иностранного партнера представить:Подписывается ПС теми же лицами, что ставят подпись в контракте, заверяется печатью фирмы. Образцы подписей уполномоченных лиц фиксируются в отдельной карточке банка (некоторые кредитные учреждения могут запрашивать нотариально заверенные образцы подписей).
- контракт на импорт товаров;
- справку о валютных операциях;
- справку о подтверждающих документах.
При обнаружении каких-либо ошибок или несоответствий в полученных от юрлица актах банк в 10-дневный срок информирует его руководство о невозможности оформления ПС. Отсчет идет с даты предоставления на проверку всей необходимой документации и информации.
Если же все в порядке, то кредитная организация формирует ПС и присваивает ему номер. Резиденту документ направляется не позднее двух дней с момента его оформления.
Паспорт сделки закрывается при наличии одного из следующих оснований:Если в паспорте сделки отражены неверные данные, присутствуют не совпадающие с проставленными в контракте подписи, а также выявлены иные расхождения между представленными в банк документами, — кредитно-финансовая организация вправе отказать российской фирме в проведении платежа за рубеж.
- исполнение резидентом обязательств по контракту;
- уступка резидентом права требования по контракту;
- прекращение оснований для использования ПС;
- передача обслуживания счета резидента в другой банк.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о валютных операциях
Справка о валютных операциях — форма учета валютных операций резидентов (п. 1.5 инструкции № 138-И), передаваемая в банк, в котором осуществляются расчеты по импортному контракту. Составлять ее обязательно при переводе резидентом-юрлицом денежных средств зарубежному нерезиденту. В соответствии с п. 2.2 инструкции справка составляется по форме, утвержденной в приложении № 1 к инструкции № 138-И.В справке указываются:
- наименование банка, в котором у резидента открыт счет для переводов за рубеж;
- наименование резидента, номер его счета в банке;
- номер паспорта сделки;
- сведения о платеже (при оплате контракта на импорт — номер распоряжения о списании денежных средств со счета).
- примечания (здесь указывается дополнительная информация о валютных операциях).
Банк в случае списания денежных средств в валюте с расчетного счета резидента проверяет рассматриваемую справку в течение одного дня (п. 18.2.1 инструкции № 138-И). При необходимости резидент может составить корректирующую справку — для изменения сведений, отраженных в изначальной справке, направленной в банк. При этом в кредитно-финансовую организацию одновременно подаются документы, подтверждающие данные изменения.
Расчеты с зарубежными партнерами: справка о подтверждающих документах
Еще одна форма учета валютных операций с участием резидентов — справка о подтверждающих документах. Она составляется по форме приложения № 5 к инструкции № 138-И в целях информирования банка о документах, которые удостоверяют исполнение резидентом обязательств способом, отличным от расчетов. Например — обеспечением фактического пересечения границы РФ импортируемым товаром. В этом случае подтверждающим документом будет таможенная декларация.В рассматриваемой справке фиксируются:
- название банка;
- наименование резидента;
- сведения о подтверждающих документах(их даты и номера, суммы, сроки и т. д.);
- примечания (дополнительные сведения о подтверждающих документах).
Справка о подтверждающих документах также может быть корректирующей. Ее нужно представлять вместе с документом, удостоверяющим изменения, вносимые резидентом в исходную справку.Проверяться рассматриваемая справка (если товар задекларирован, импортирован, и по нему уплачен аванс) может существенно дольше, чем остальные указанные документы, — до 10 дней после предоставления в банк (п. 18.2.2 инструкции № 138-И).
Переводы юрлиц за рубеж: структура расчетного документа
Чтобы перевести деньги за рубеж, оплатить поставки по импорту, российский резидент передает в банк расчетный документ. Существует ряд требований к его заполнению — также установленных инструкцией № 138-И.Прежде всего, в реквизите «Назначение платежа» расчетного документа необходимо отразить корректный код валютной операции — в соответствии с перечнем кодов, зафиксированных в приложении № 2 к инструкции № 138-И.
Расчетный документ должен отражать назначение платежа, а также соответствовать тем сведениям, что содержатся в других документах, которые представлены в банк резидентом.Код должен быть указан особым способом — с использованием фигурных скобок и аббревиатуры VO. Например, код {VO11100} обозначает, что резидент переводит нерезиденту за рубеж деньги в виде предоплаты за поставку товаров.
Расчеты с партнерами: нюансы
Существует ряд нюансов, характеризующих осуществление расчетов российской фирмы с иностранными контрагентами.Прежде всего полезно обратить внимание на тот факт, что при использовании фирмой только зарубежных банковских аккаунтов в целях соответствующих расчетов оформление паспорта сделки не требуется, хотя ранее в инструкции № 138-И это требование было отражено (п. 11 инструкции № 138-И в редакции от 06.11.2014). В такой ситуации российской фирме необходимо акцентировать внимание на соблюдении требований валютного законодательства страны расположения банка.
Рассмотренные нами основные документы — паспорт сделки, справка о валютных операциях, о подтверждающих документах — фирма в общем случае оформляет самостоятельно. Но, в принципе, эту функцию можно делегировать и уполномоченному банку (пп. 3.9, 6.3, 9.4 инструкции № 138-И). Эта услуга кредитно-финансовой организации, как правило, платная.Следующий нюанс: возможна ситуация, при которой величина текущего контракта с зарубежным партнером не превышает 50 000 долларов США, но в будущем с высокой вероятностью — превысит. В первом случае паспорт сделки оформлять не требуется, во втором — нужно. Причем это нужно сделать не позднее той даты, когда сумма контракта превысит 50 000 долларов (п. 6.5.3 инструкции № 138-И). Поэтому те документы, что предполагается использовать для оформления паспорта сделки, лучше подать в банк заблаговременно (п. 1 информационного письма Банка России от 07.05.2014 № 44).
Зарубежный опыт валютного контроля
Какие примечательные факты можно рассмотреть, изучая регулирование валютного контроля в зарубежных странах?Если говорить, к примеру, о ближайшем соседе России и партнере нашей страны по ЕАЭС — Казахстане, то главный нормативный акт РК в данной сфере — закон Республики Казахстан от 13.06.2005 № 57-III «О валютном регулировании» использует терминологию и правовые конструкции, очень близкие российскому закону № 173-ФЗ. Термины «резидент», «нерезидент», запреты и ограничения на валютные операции с их участием интерпретируются в законе РК № 57-III очень схоже с тем, как это осуществлено в российских источниках права.
Что же с опытом дальнего зарубежья?Стоит отметить, что в одной из старых редакций указанного правового акта РК употреблялся и термин «паспорт сделки». Но сейчас он не применяется, равно как и соответствующий документ. Что касается сделок по импорту между резидентами и нерезидентами РК, то по смыслу п. 3-1 ст. 20 закона РК № 57-III мониторинг платежей, осуществляемых в рамках данных правоотношений, осуществляется на основе уведомлений, формируемых банками, которые производят расчеты. Таким образом, в данных областях валютного контроля те нормы, что определены законодательством Казахстана, можно назвать менее формализованными в сравнении с российскими.
Выше мы отметили, что российские резиденты, отправляющие денежные средства на свои счета за рубежом, обязаны уведомлять о наличии данных счетов ФНС РФ. Примечательно, что, к примеру, в США реализован похожий правовой механизм.
Любой американец, имеющий финансовый интерес или право подписи при использовании какого-либо финансового аккаунта за рубежом, обязан уведомлять о наличии данного аккаунта Министерство финансов США — но, правда, при условии, что сумма операций на зарубежном счете в течение года превышает 10 000 долларов.
Похожее правило действует в Бельгии. Граждане данного государства, подавая декларацию о возврате налогов, обязаны сообщать в Национальный банк Бельгии о наличии у них, у их супругов или детей банковского счета за рубежом.
Таким образом, законодательство РФ в части валютного контроля можно охарактеризовать как в значительной степени приближенное к стандартам, принятым в мире.
Итоги
Валютный контроль при переводе денежных средств за рубеж осуществляется по законодательству РФ в отношении как физических, так и юридических лиц. Схожие нормы права действуют в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация