Граждане обязаны платить НДФЛ, если вдруг выиграли что-то в рекламных конкурсах. Да и не в рекламных тоже. При этом законодатели так и не прикрыли пробел в законодательстве, который позволяет этого не делать. В письме Минфина от 19.08.2022 № 03-04-06/81032 чиновники разъяснили только, какую ставку надо применять.
[H2]Какой доход облагается налогом[/H2]
Когда определяют налоговую базу по НДФЛ, то учитывают все доходы физлица (п. 1 ст. 210 НК). Как в денежной, так и в натуральной форме. А также в форме материальной выгоды (ст. 212 НК).
Выигрыш или выплачивают деньгами, или выдают имуществом. Это материальные ценности. С их стоимости надо уплатить налог.
[H2]Какую ставку налога использовать[/H2]
Ставка для любых выигрышей, которые получены в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг — 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). Но только в сумме, которая превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК).
При этом стимулирующее мероприятие должно проводиться в рамках нормативно-правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Проще говоря, прежде чем требовать налог по ставке 35 процентов, налоговикам надо доказать, что мероприятие действительно было рекламным. В противном случае надо применять обычную ставку в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК).
[H2]Кто должен перечислить налог в бюджет[/H2]
Перечислять налог в бюджет должен или налоговый агент, или само физлицо. С точки зрения налоговиков ситуация выглядит так (письмо ФНС от 02.07.15 № БС-4-11/11559).
Налоговые агенты обязаны представлять в инспекцию сведения (п. 2 ст. 230 НК):
Организации следует вести персонифицированный учет доходов физлиц в виде выигрышей и призов. Если их стоимость, переданных одному и тому же физлицу, превысит в налоговом периоде 4000 руб., компания будет налоговым агентом. Она должна выполнить обязанности из статей 226 и 230 НК.
[H2]В чем состоит пробел в законодательстве[/H2]
Налоговые агенты — это лица, на которых Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет (ст. 24 НК). Но если выигрыш физлица не превышает 4000 руб., компания не будет налоговым агентом. Ведь эта сумма из-под НДФЛ выведена. Нет обязанности исчислить налог.
Соответственно, компания не обязана представлять налоговикам сведения о таких доходах физлиц. Эта обязанность — только для налоговых агентов (письма Минфина от 08.05.2013 № 03-04-06/16327, от 05.09.2011 № 03-04-06/1-202, определение ВАС от 08.04.2009 № ВАС-3780/09).
В результате гражданин может получить несколько выигрышей суммой до 4000 руб. из разных источников. И налоговики не будут об этом знать.
Теоретически, гражданин должен был бы сам подать налоговую декларацию и доплатить НДФЛ. Но практическая вероятность этого близка к нулю.
[H2]Почему пробел в НДФЛ исправлять не будут[/H2]
Чтобы решить эту проблему с точки зрения налоговиков, нужны две правки:
Очевидно, что второе условие вводить никто не собирается. Но есть и другая причина.
Чтобы получить существенный доход от рекламных выигрышей, сумма которых не превышает 4000 руб., физлицо должно получить его в нескольких десятках организаций. С точки зрения здравого смысла — ситуация малореальная. А вот затраты на налоговое администрирование, которое будет направлено на поиск таких «счастливчиков», существенно превысят сумму выявленной недоимки.
Так что пока все останется как есть.
[H2]Какой доход облагается налогом[/H2]
Когда определяют налоговую базу по НДФЛ, то учитывают все доходы физлица (п. 1 ст. 210 НК). Как в денежной, так и в натуральной форме. А также в форме материальной выгоды (ст. 212 НК).
Выигрыш или выплачивают деньгами, или выдают имуществом. Это материальные ценности. С их стоимости надо уплатить налог.
[H2]Какую ставку налога использовать[/H2]
Ставка для любых выигрышей, которые получены в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг — 35 процентов (п. 2 ст. 224 НК). Но только в сумме, которая превышает 4000 руб. (п. 28 ст. 217 НК).
При этом стимулирующее мероприятие должно проводиться в рамках нормативно-правового регулирования Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе». Проще говоря, прежде чем требовать налог по ставке 35 процентов, налоговикам надо доказать, что мероприятие действительно было рекламным. В противном случае надо применять обычную ставку в размере 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК).
[H2]Кто должен перечислить налог в бюджет[/H2]
Перечислять налог в бюджет должен или налоговый агент, или само физлицо. С точки зрения налоговиков ситуация выглядит так (письмо ФНС от 02.07.15 № БС-4-11/11559).
Налоговые агенты обязаны представлять в инспекцию сведения (п. 2 ст. 230 НК):
- о доходах физлиц истекшего налогового периода;
- о суммах начисленных, удержанных и перечисленных за этот налоговый период НДФЛ.
Организации следует вести персонифицированный учет доходов физлиц в виде выигрышей и призов. Если их стоимость, переданных одному и тому же физлицу, превысит в налоговом периоде 4000 руб., компания будет налоговым агентом. Она должна выполнить обязанности из статей 226 и 230 НК.
[H2]В чем состоит пробел в законодательстве[/H2]
Налоговые агенты — это лица, на которых Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджет (ст. 24 НК). Но если выигрыш физлица не превышает 4000 руб., компания не будет налоговым агентом. Ведь эта сумма из-под НДФЛ выведена. Нет обязанности исчислить налог.
Соответственно, компания не обязана представлять налоговикам сведения о таких доходах физлиц. Эта обязанность — только для налоговых агентов (письма Минфина от 08.05.2013 № 03-04-06/16327, от 05.09.2011 № 03-04-06/1-202, определение ВАС от 08.04.2009 № ВАС-3780/09).
В результате гражданин может получить несколько выигрышей суммой до 4000 руб. из разных источников. И налоговики не будут об этом знать.
Теоретически, гражданин должен был бы сам подать налоговую декларацию и доплатить НДФЛ. Но практическая вероятность этого близка к нулю.
[H2]Почему пробел в НДФЛ исправлять не будут[/H2]
Чтобы решить эту проблему с точки зрения налоговиков, нужны две правки:
- обязать компании, которые выплачивают выигрыши, передавать персональные данные всех лиц, которые получили выигрыши, в инспекцию;
- обязать всех граждан страны всегда и везде ходить с паспортами, а детей — с копиями паспортов родителей.
Очевидно, что второе условие вводить никто не собирается. Но есть и другая причина.
Чтобы получить существенный доход от рекламных выигрышей, сумма которых не превышает 4000 руб., физлицо должно получить его в нескольких десятках организаций. С точки зрения здравого смысла — ситуация малореальная. А вот затраты на налоговое администрирование, которое будет направлено на поиск таких «счастливчиков», существенно превысят сумму выявленной недоимки.
Так что пока все останется как есть.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация