Зачем люди идут работать в налоговую и что ими движет в работе?

BOOX

Стаж на ФС с 2012 года
Команда форума
Служба безопасности
Private Club
Регистрация
23/1/18
Сообщения
28.849
Репутация
11.595
Реакции
61.742
RUB
50
Рубрика "Бывших сотрудников ФНС не бывает".

Тут нового ничего нет, люди идут за стабильностью (стандартный пакет): стабильная работа, зарплата, даже есть какой-то престижный статус в обществе, а также идут в связи с отсутствием работы в регионе/городе. Тема про знакомства имеет место быть, но это больше касается хороших должностей.

Со следующего года оклады повысят до более привлекательных и конкурентоспособных (правда, средняя з/п теперь будет меньше, чем с квартальными премиями, которые отменят). Заживут госслужащие!

➡️ «Движ» инспекторов или его отсутствие можно выделить в 3 вида:

1️⃣ немотивированный сотрудник - просто работает с 9:00 до 18:00 и ничего ему больше не нужно. Нет заинтересованности в работе, безразличны к показателям премии - амёбы (таких может быть от трети до половины состава). Такие, обычно, выполняют самую простую работу, заполняют легкие и маленькие отчеты.

2️⃣ среднее звено - сюда можно отнести молодой состав, которому интересна работа, но не хватает навыков или опыта самостоятельно разбираться или проявлять инициативу. Таких нужно подталкивать, подсказывать, постоянно направлять.

Они хорошо выполняют свою работу, но их нужно постоянно контролировать или подсказывать.

Из таких может потом выйти хороший сотрудник уже за счет опыта, но при новых направлениях они не справятся самостоятельно. Сюда же можно отнести и “старичков” или тех, кто работает 5-10 лет, которые прошли именно такой путь. Они хотели бы больше, но не могут. Кто понял, что не может, но знает, что умеет делать такие-то направления - спокойно работают: камералят одно направление, пишут заключения по выгодоприобретателям, могут быть завязаны на выполнении определенных показателей для квартальных премий, заполнять отчеты средней тяжести или очень сложные (массивные), но которые не меняются и не требуют новых познаний и т.п.

3️⃣ высокомотивированные - молодые с горящими глазами, поглощающие знания самостоятельно и которым интересна работа и у них многое получается, но которые еще не столкнулись с рутиной повседневной жизни налоговых органов, политической и коррупционной составляющей. К высокомотивированным относится и “старая школа”, которые принципиально работают против “жуликов” и хотят всех наказать. Но таких сотрудников становится всё меньше, хотя они дают значительный толчок в достижениях конкретного налогового органа.

И таких любят забирать работать в ФНС, оставляя территориальные органы без «звезд».

В целом, все работают за идею. В выполнении показателей больше заинтересовано руководство, а не обычные инспекторы.

Квартальная премия - это то, что движет налоговым органом. Поэтому к движению обычных инспекторов в такие моменты присоединяется руководство. И тут возникает вопрос в мотивации в следующем году, когда квартальные премии уберут, а оклады и так повысят. Будем наблюдать за работой инспекторов.

✅ Инспекторов как исполнителей и в целях дополнительной мотивации могут наказать: за невыполение поставленных задач и плохую работу (невовремя заполненный отчет, малое количество решений по камеральным проверкам, отсутствие поступлений в бюджет как при работе вне рамок проверок (всем надоевшие рабочие группы/комиссии), так и по результатам налоговых проверок и т.п.) и трендовые мотивации (вакцинация от Ковид, за неподобающее/некорректное высказывание или комментарий в какой-нибудь группе в контакте; за участие в митингах и т.п.).

✅ ИТОГ: Таким образом, из вышеизложенного сложить общую картину зачем люди идут работать и чем мотивируются можно без лишних проблем. Не все, разумеется, могут выдержать темп «белки в колесе», когда устраиваются на работу, в связи с чем самих профессионалов в стенах налоговой службы становится меньше, но это компенсируется АИС «Налог-3» и подобными программными продуктами.

FNS-nachala-masshtabnuyu-proverku-zarubezhnyh-schetov-rossiyan.jpg
 
Часть №2

Как определяются приоритеты работы для сотрудников налогового органа?

Приоритеты в налоговых органах могут быть определены на разных уровнях должностных лиц, естественно, скорость их выполнения зависит от дающего поручение:

✔️ Руководитель/начальник налогового органа - зачастую нужно исполнить немедленно (до обеда, до конца рабочего дня и т.п.). Приоритет максимальный, инспектор или начальник отдела (а иногда и сам заместитель руководителя) откладывают все имеющиеся дела и исполняют поручение.

✔️ Аналогичное поручение бывает и от вышестоящего налогового органа (Управления, межрегиональной инспекции по округу, ФНС и т.п.) (сделать нужно вчера), план действий аналогичен вышеизложенному, только «попа горит еще больше», поскольку по голове могут дать уже руководителю.

✔️ Поручения заместителя руководителя обычно более лояльные и менее срочные, которые могут исполняться и дня два или даже неделю, а могут быть и долгосрочные задачи. Приоритет высокий.

✔️ Зачастую вся текущая работа и большинство новых поручений выдается начальником отдела. Именно с него спросят за деятельность отдела, поэтому в его же интересах организовать и контролировать работу. Не редкость бывает, что отдел тащат пара-тройка инспекторов, а сам начальник из себя ничего не представляет, но «удобен» руководству. В целом основной приоритет задач определяет начальник отдела, какие-то задачи необходимо согласовывать с курирующим заместителем, какие-то с руководителем, но это малая и очень серьезная часть.

Приоритет задач от начальника отдела тоже высокий, поскольку основной.

✔️ Приоритет задач от инспектора - сам себе определи план действий (если начальник отдела или наставник не подсказали) и выполни поставленную задачу. Инспектор определяет себе задачи только если творчески мыслит и/или не ленится работать (в такой-то ситуации лучше запросить еще и такие документы, направить запрос туда и туда, посмотреть дополнительно информацию в каких-либо источниках и т.п.). Приоритет низкий.

➡️ Что же касается надоевших рабочих встреч/комиссий по легализации налогооблагаемой базы и планированию ВНП.

Предложения по побуждению к добровольной уплате изначально исходят от начальников соответствующих отделов. Подготовка материала к комиссиям ложится на отдел. Определяют список с заместителем руководителя, к кому будут вызывать, и рассылают уведомления о вызовах конечным адресатам.

Судьба тех, кто не платит, определяется уже при совместных совещаниях между отделами. С кем-то будут продолжать работать, а кого отправлять в ППА на доработку в план ВНП.

👉 А вот кого включать в План ВНП - предлагает начальник отдела ППА, но после согласования с курирующим заместителем. После собирается рабочая группа по целесообразности включения в план ВНП тех или иных налогоплательщиков (о которой мы расскажем позже). Всё отражается в протоколе рабочей группы. После данного совещания всё докладывается руководителю. Итоговое решение принимает руководитель налогового органа.

Если система не двухуровневая, то план ВНП еще должен устоять в стенах местного Управления (а там последнее слово за тем же руководителем Управления).

Из вышеизложенного - иерархия постановки задач проста, понятна и логична.

Все идет с «головы», а дальше зависит от успеха выполнения поставленных задач начальниками отделов и инспекторским составом.

Вам, конечно, может попасться назойливый инспектор, но у него нет выбора в работе, его прессует руководство, а руководство прессует более высшее руководство и так далее, поэтому ради результата и ублажения он вынужден выходить, порой, за пределы своих полномочий, что потом отрицательно сказывается на рейтинге налоговой службы в целом.
 
Часть №3

Продажа имущества от ОСН в адрес физлиц/ИП на УСН.
В последнее время часто встречаются вопросы о реализации имущества от компании на ОСН в адрес руководителя/учредителя/родственника или иного физика или ИП на УСН.
Сегодня расскажу про реальные два случая из личной практики, кейс рабочий до сих пор. Оба случая произошли в рамках ВНП.

1️⃣ Случай первый.

Акционерное общество решило ликвидироваться и всё имеющееся у него имущество (гостиница, ресторан, земельные участки и т.п.) планировало реализовать двум физлицам и одному ИП на УСН за год до официальной процедуры ликвидации.

🔹 Было проведено внеочередное собрание акционеров, где было определено, что имущество будет реализовано по остаточной стоимости. Но. Реализация была осуществлена в адрес двух физических лиц, которые были женами двух основных акционеров (у одного 31% доли владения, а у другого – 22%) и в адрес ИП, который был гендиректором этого АО (а еще одним из основных акционеров и мужем физического лица). Также в акционерах были дочери этих двух друзей-владельцев (у каждой была доля по 8%). Прям семейная Санта-Барбара внутри одного АО. Были и иные акционеры, но это уже просто партнеры.

🔹 АО не провело оценку рыночной стоимости имущества, хотя представьте, сколько стоит гостиница и ресторан по кадастровой стоимости, мимо такого налоговики не смогли пройти мимо.

🔹 Налоговым органом в рамках ВНП были определены признаки взаимозависимости (прямое и косвенное участие в АО), определена рыночная оценка имущества (экспертиза), доначислено НДС и прибыль в общей сумме 30 млн. руб. (реализовали имущество не по рыночным ценам).

🔹 А тут еще и оплата простыми векселями со сроком погашения «по предъявлении» и установление по банковским выпискам, что гашение по этим векселям так и не произведено.

Как вывод: отсутствие деловой цели (достижения экономического эффекта) и согласованность действий взаимозависимых лиц.

🔹 АО пошло в суд и сказало, что уплатит все только как минимум по решению кассационного суда. Однако, это оказалось небольшим преувеличением, поскольку уголовную ответственность никто не отменял и АО решило уплатить суммы налогов по решению, прежде чем начать судебные прения с налоговиками.

🔹 И тут АО выдало хороший кейс – расторгли договоры купли-продажи имущества в судебном порядке (мировые соглашения). Но вот только сделали они это расторжения с даты, которая наступила после получения Акта по результатам ВНП.

Суды всех инстанций, включая кассацию, поддержали налоговый орган. И ткнул носом налогоплательщика в то, что расторжение сделок в текущем году не является ошибкой (искажением) в исчислении налоговой базы за проверяемые инспекцией в рамках ВНП периоды.

2️⃣ А вот второй случай более позитивный для налогоплательщика.

По иронии судьбы снова АО (но уже другое) решило реализовать свое имущество (цветочные магазины и земельные участки) ИП на УСН – генеральному директору.

🔹 По документам аналогичный пакет, как и в прошлом случае, только акционер был одним единственным, который, был и гендиректором и ИП на УСН в одном лице. Оценки рыночной стоимости имущества тоже не было.

🔹 АО собиралось ликвидироваться. В рамках предпроверочного анализа это заметили и представителей АО сначала вызывали на рабочие заседания по добровольному уточнению налоговых обязательств. К просьбам налоговиков АО не прислушалось.

🔹 Решили назначить ВНП. И всё по шаблону как в первом случае: взаимозависимость, экспертиза (установление рыночной стоимости), отсутствие разумной экономической цели, согласованность действий (одним лицом), отсутствие оплаты и т.п.

🔹 И тут был бы сценарий, как и в первом случае, но второе АО оказалось немного хитрее. Пошли за расторжением сделок купли-продажи тоже в суд, тоже мировое соглашение, но только сделки признали недействительной (что реализации и не было вовсе), да еще и решение суда опубликовали до составления акта ВНП (после справки об окончании ВНП).

В результате более грамотного подхода АО получило решение об отказе в привлечении к ответственности, доначисления были равны нулю.
 
Сверху Снизу