Что такое досудебная претензия

Наша жизнь пронизана правовым регулированием и любые отношения между людьми регламентированы.


Поэтому каждый может нарушить права другого и наоборот, независимо от статуса. Споры были и будут всегда. Как же восстановить справедливость и доказать правоту? Сразу идти в суд? Нет, есть способ проще – можно направить претензию.

Часто под претензией понимают некую формальность, чтобы соблюсти обязательный досудебный (претензионный) порядок. В большинстве случаев так и есть, ибо несоблюдение порядка не позволит подать иск. В законе более 30 категорий споров, по которым такой порядок обязателен, в основном, экономические.

Изначальная цель была разгрузить суды от огромного количества дел, но цель осталась недостигнутой, а порядок остался.

Нам неизвестны случаи, когда претензия привела к досудебному урегулированию. На практике претензия не срабатывает, потому что люди стремятся договориться заранее. Если же конструктивный диалог невозможен, то начинается официоз. После получения претензии договариваться хочется ещё меньше. Хотя на кого-то психологически неустойчивого претензия может подействовать угрожающе.

✅ Что делать с претензиями

ℹ️ Случай №1
Она вам пришла. Как реагировать?

Обращение нельзя игнорировать. Время для ответа отсчитывается с момента получения претензии. По общему правилу время для ответа не должно превышать 30 дней. Это касается и физлиц, и юрлиц, и госорганов, а также муниципальных властей по запросу гражданина.

Приведем пример на своём опыте, почему нельзя игнорировать такие «письма счастья». Дедушка одного нашего сотрудника-юриста владеет магазином и по роду деятельности имеет кучу контрагентов.

Все юридически значимые документы внук-юрист брал на себя, но случилось так, что претензию он пропустил. Та попала в руки владельцу и, будучи натурой вспыльчивой и независимой, он расценил это как безосновательную угрозу, позвонил по номеру в претензии, поругался и забыл о ситуации. Но на той стороне люди не забыли. И когда через полтора месяца пришло уведомление об исковом заявлении, он взглянул на ситуацию иначе и решился сообщить внуку о ситуации. В итоге дело было выиграно, но это стоило кучу потерянных нервных клеток всей семье.

Поэтому, если получили претензию, рекомендуем незамедлительно обратиться за помощью к юристу, так как ответ должен быть грамотно составлен и вовремя подан.

ℹ️ Случай № 2. Вы отправили. Как это сделать правильно?

Претензия должна предъявляться в письменной форме за подписью руководителя организации или иного лица, наделенного полномочиями. Письменная форма – понятие широкое: это и телеграфная, и телетайпная, а также претензия, переданная с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование отправления.

Самый распространенный и надежный способ – отправка претензии заказным письмом с уведомлением, либо вручение под расписку. В уведомлении после названия адресата лучше сделать пометку «претензия». Доказательство отправки или почтовая квитанция о приеме заказного письма почтовым отделением должна сохраняться у заявителя до полного удовлетворения требований, либо до предъявления иска. Если не будет ответа, почтовую квитанцию нужно приложить к исковому заявлению в качестве доказательства принятия мер к урегулированию спора.

Если истец в ходе рассмотрения судебного иска представил доказательства направления претензии, претензионный порядок считается соблюденным независимо от того, получена претензия ответчиком или нет.

Это популярная проблема в современной России, когда адрес проживания один, а фактический другой или у юрлица адрес в ЕГРЮЛ один, а деятельность оно осуществляет в другом месте, но тем не менее.

Поэтому рекомендуем отслеживать всю корреспонденцию, которая может быть вам направлена.

e06f4c91b7fde6c1f5e523630cfbbd34.jpeg
 
  • Теги
    досудебная претензия досудебное урегулирование суд
  • Сверху Снизу