Эффективность проверок ФНС за последние годы выросла в разы. Как работает налоговый контроль сейчас, какие наблюдаются тенденции, как бизнесу противостоять, снизить риски доначислений, штрафов и не попасть под «прицел» подробно разобрали в статье.
Основная задача ФНС на ближайший год, по заявлению Минфина, — поддержка стабильно высокого уровня поступлений в бюджет страны.
В том, что налоговики справятся, сомневаться не приходится. Средняя сумма дополнительно начисленных платежей на одну результативную (с доначислениями) выездную проверку в 2022 году составила 74 млн руб. (с учетом пени и штрафов), в 2021 году — 54 млн руб. Причем 96% выездных проверок из всех проведенных в 2022 году были результативными (отчет ФНС по ф. 2-НК, август 2023 года).
1. Требования об уплате налогов. Их обычно можно получить, если
2. Требования ответить, пояснить или предоставить документы.
Следует учесть, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 88 п. 7 НК).
Важно! На практике запрашивают любые документы и в любом количестве, но по факту не всегда имеют на это достаточно оснований, поэтому важно проверять каждое требование на правомерность.
1. Во время налоговой проверки (ст. 87 НК). Она может быть выездной, то есть на вашей территории, или камеральной — когда вы сдаете декларацию, а налоговики проверяют ее у себя.
При планировании выездных проверок налоговики руководствуются общедоступными критериями, которые изложены в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012).
Камеральная проверка начинается сразу, как только организация или ИП подаст в ИФНС декларацию или расчет.
Важно! Провести камеральную проверку налоговая должна в течение трех месяцев со дня предоставления декларации или расчета. Продление камералки законом не предусмотрено. Соответственно, запрашивать документы/информацию после окончания проверяющий не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование. Оно оформляется в общем порядке.
2. Во время встречной проверки — когда проверяют компанию или ИП и чтобы подтвердить информацию, опрашивают контрагентов (ст. 93.1 НК).
Например, предприниматель продает автошины, которые закупает напрямую у российского завода. У этого завода идет выездная проверка за 2021–2022 годы, поэтому ИП присылают требование представить в налоговую все накладные на шины за этот период.
3. Вне налоговых проверок — когда проверяют конкретную сделку (ст. 93.1 НК). Например, фирма купила автомобиль. Налоговая инспекция считает, что продавец не уплатил положенные налоги, и проверяет именно эту сделку, запрашивая документы у продавца и покупателя.
Важно! Вне рамок проведения налоговых проверок могут запрашиваться только документы по конкретным договорам, если запросили документы, например, касающиеся деятельности организации за три года, а не относительно конкретной сделки, то действия налогового органа можно обжаловать в порядке, установленном гл. 19 НК (ст. 137–139.3).
В требовании при этом должен быть указан контрагент, номер и дата договора, наименование документа, период, к которому относится документ(п. 3 ст. 93.2 НК).
Составьте просьбу по утвержденной ФНС форме — в виде уведомления о невозможности представить документы/информацию в срок. Отправьте просьбу через интернет или отнесите лично — важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку: подпись инспектора, который принял уведомление, или квитанция оператора ЭДО.
Предоставить отсрочку — не обязанность налоговой, а право. Поэтому могут и отказать.
Прочитайте требование внимательно, откройте пункты НК, на которые ссылаются проверяющие, сверьте их с тем, что написано.
Если выявлены нестыковки, задайте проясняющие вопросы налоговой.
2. Понять причину. Перед тем как строить ответ на требование, важно задать себе вопрос: «А почему оно мне пришло?» Каковы основания для выставления требования или где-то есть подвох?
3. Классифицировать требование: помогающее или втягивающее в «воронку продаж» (о воронке читайте ниже в статье).
4. Понять цель. Что мы хотим получить? Ответить на требование, предоставив как можно больше информации или ровно столько, сколько требует того законодательство, а не инспектор?
5. Разобраться в ситуации, изучить законодательство и судебную практику.
6. Понять риски, вероятности их наступления и возможные последствия.
7. Определить стратегию и тактику. После того как вы поймете, какое перед вами требование, какую цель преследуют налоговики и что вы хотите получить, — самое время выстраивать стратегию ответа и тактику.
Совет! Не давайте все документы, отвечая на требование, если нет такой обязанности. Оспорить написанное всегда дороже, чем грамотно ответить на требование.
Примерно по такому же пути налоговая ведет налогоплательщика, преследуя свои цели: сначала отправляет уведомление, требование или запрос, далее выявляет заинтересованность в услуге (получить спокойствие в обмен на исчерпывающую информацию по своей деятельности), потом формирует потребность в услуге по результатам комиссии, (может дойти до угроз проведения тематической проверки) и далее происходит сама «продажа» — то есть подача корректировок с доплатой налогов.
Пример из практики нашего агентства: клиент считал, что если он честный налогоплательщик, то доначисления ему не грозят, а потому предоставлял налоговой все, что она требовала, вопреки нашим предостережениям.
Однажды ИФНС пригласила его на рабочее совещание, и так как бояться ему нечего, — он согласился. Хотя мы отговаривали, так как в этой ситуации можно было не ходить и это не было бы нарушением.
В налоговой его ждал замначальника инспекции, сотрудник отдела камеральных проверок и представитель ОБЭП, все они сочли контрагента, с которым сотрудничал наш клиент, «сомнительным». Доводы о благонадежности поставщика игнорировались, а на предложение связаться с директором компании и все прояснить, наш клиент получил твердый отказ. Более того, ему вменяли доплату по НДС в связи с разрывами у его поставщика.
На вопрос, почему должен платить он, а не контрагент, наш клиент получил обескураживающий ответ от инспектора: «он от явки в налоговую инспекцию отказывается, а так как вы здесь, то и спрос с вас».
Выйдя из налоговой, клиент понял весь смысл наших предостережений и больше туда ни ногой. Ответы на требования в его компании теперь строятся не по принципу «мне скрывать нечего», а «предоставим столько, сколько необходимо по закону».
Основная задача ФНС на ближайший год, по заявлению Минфина, — поддержка стабильно высокого уровня поступлений в бюджет страны.
В том, что налоговики справятся, сомневаться не приходится. Средняя сумма дополнительно начисленных платежей на одну результативную (с доначислениями) выездную проверку в 2022 году составила 74 млн руб. (с учетом пени и штрафов), в 2021 году — 54 млн руб. Причем 96% выездных проверок из всех проведенных в 2022 году были результативными (отчет ФНС по ф. 2-НК, август 2023 года).
Виды и формы налогового контроля
Налоговые требования условно делятся на два вида:1. Требования об уплате налогов. Их обычно можно получить, если
- пропустили сроки уплаты;
- ошиблись в реквизитах,
- перечислили в бюджет меньше чем нужно или не заплатили вообще.
2. Требования ответить, пояснить или предоставить документы.
Следует учесть, что налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 88 п. 7 НК).
Важно! На практике запрашивают любые документы и в любом количестве, но по факту не всегда имеют на это достаточно оснований, поэтому важно проверять каждое требование на правомерность.
Зачем налоговая требует пояснения или документы
ИФНС может прислать требование, если у нее возникли к вам вопросы в следующих ситуациях:1. Во время налоговой проверки (ст. 87 НК). Она может быть выездной, то есть на вашей территории, или камеральной — когда вы сдаете декларацию, а налоговики проверяют ее у себя.
При планировании выездных проверок налоговики руководствуются общедоступными критериями, которые изложены в приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (в ред. от 10.05.2012).
Камеральная проверка начинается сразу, как только организация или ИП подаст в ИФНС декларацию или расчет.
Важно! Провести камеральную проверку налоговая должна в течение трех месяцев со дня предоставления декларации или расчета. Продление камералки законом не предусмотрено. Соответственно, запрашивать документы/информацию после окончания проверяющий не имеет права. Но может назначить дополнительные мероприятия — до одного месяца после проверки. В этот период вы можете получить требование. Оно оформляется в общем порядке.
2. Во время встречной проверки — когда проверяют компанию или ИП и чтобы подтвердить информацию, опрашивают контрагентов (ст. 93.1 НК).
Например, предприниматель продает автошины, которые закупает напрямую у российского завода. У этого завода идет выездная проверка за 2021–2022 годы, поэтому ИП присылают требование представить в налоговую все накладные на шины за этот период.
3. Вне налоговых проверок — когда проверяют конкретную сделку (ст. 93.1 НК). Например, фирма купила автомобиль. Налоговая инспекция считает, что продавец не уплатил положенные налоги, и проверяет именно эту сделку, запрашивая документы у продавца и покупателя.
Важно! Вне рамок проведения налоговых проверок могут запрашиваться только документы по конкретным договорам, если запросили документы, например, касающиеся деятельности организации за три года, а не относительно конкретной сделки, то действия налогового органа можно обжаловать в порядке, установленном гл. 19 НК (ст. 137–139.3).
В требовании при этом должен быть указан контрагент, номер и дата договора, наименование документа, период, к которому относится документ(п. 3 ст. 93.2 НК).
Когда надо ответить на требование
Обычно срок, в течение которого налоговики ждут от вас ответ, указывают в требовании.- 5 рабочих дней — если запрос связан с проведением налоговой проверки у контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК);
- 10 рабочих дней — если документы запрашивают при налоговой проверке или вне рамок проверки, по конкретной сделке с контрагентом.
Как продлить срок для ответа
Если вы не успеваете подготовить необходимую информацию/документы или находитесь в командировке, можно письменно попросить ИФНС об отсрочке. Сделать это надо не позже, чем на следующий рабочий день после дня, когда получили требование (п. 3 ст. 93 НК).Составьте просьбу по утвержденной ФНС форме — в виде уведомления о невозможности представить документы/информацию в срок. Отправьте просьбу через интернет или отнесите лично — важно, чтобы был документ, подтверждающий отправку: подпись инспектора, который принял уведомление, или квитанция оператора ЭДО.
Предоставить отсрочку — не обязанность налоговой, а право. Поэтому могут и отказать.
Ответ налоговой на требование: пошаговый алгоритм действий
1. Проверить требование на правомерность и задать поясняющие вопросы (если есть необходимость).Прочитайте требование внимательно, откройте пункты НК, на которые ссылаются проверяющие, сверьте их с тем, что написано.
Если выявлены нестыковки, задайте проясняющие вопросы налоговой.
2. Понять причину. Перед тем как строить ответ на требование, важно задать себе вопрос: «А почему оно мне пришло?» Каковы основания для выставления требования или где-то есть подвох?
3. Классифицировать требование: помогающее или втягивающее в «воронку продаж» (о воронке читайте ниже в статье).
4. Понять цель. Что мы хотим получить? Ответить на требование, предоставив как можно больше информации или ровно столько, сколько требует того законодательство, а не инспектор?
5. Разобраться в ситуации, изучить законодательство и судебную практику.
6. Понять риски, вероятности их наступления и возможные последствия.
7. Определить стратегию и тактику. После того как вы поймете, какое перед вами требование, какую цель преследуют налоговики и что вы хотите получить, — самое время выстраивать стратегию ответа и тактику.
Совет! Не давайте все документы, отвечая на требование, если нет такой обязанности. Оспорить написанное всегда дороже, чем грамотно ответить на требование.
Как предпринимателю избежать уловок налоговиков
Наш большой опыт и ежедневная практика в консультировании помогают классифицировать каждое требование на:- Справедливое (помогающее), когда, действительно, предприниматель допустил ошибку, и ее необходимо исправить;
- Затягивающее в «воронку продаж». То есть, когда у налоговой цель не помочь бизнесу, а затянуть в детальную проверку, цель которой — доначислить штрафы и пени.
Как это происходит на практике
Есть в маркетинге такой термин, как воронка продаж. Это путь от знакомства с продуктом до его приобретения. Она включает в себя несколько этапов: привлечение внимания клиентов, формирование интереса к продукту/услуге, превращение этого интереса в конкретное желание — купить и, наконец, финальное действие — совершение покупки.Примерно по такому же пути налоговая ведет налогоплательщика, преследуя свои цели: сначала отправляет уведомление, требование или запрос, далее выявляет заинтересованность в услуге (получить спокойствие в обмен на исчерпывающую информацию по своей деятельности), потом формирует потребность в услуге по результатам комиссии, (может дойти до угроз проведения тематической проверки) и далее происходит сама «продажа» — то есть подача корректировок с доплатой налогов.
Пример из практики нашего агентства: клиент считал, что если он честный налогоплательщик, то доначисления ему не грозят, а потому предоставлял налоговой все, что она требовала, вопреки нашим предостережениям.
Однажды ИФНС пригласила его на рабочее совещание, и так как бояться ему нечего, — он согласился. Хотя мы отговаривали, так как в этой ситуации можно было не ходить и это не было бы нарушением.
В налоговой его ждал замначальника инспекции, сотрудник отдела камеральных проверок и представитель ОБЭП, все они сочли контрагента, с которым сотрудничал наш клиент, «сомнительным». Доводы о благонадежности поставщика игнорировались, а на предложение связаться с директором компании и все прояснить, наш клиент получил твердый отказ. Более того, ему вменяли доплату по НДС в связи с разрывами у его поставщика.
На вопрос, почему должен платить он, а не контрагент, наш клиент получил обескураживающий ответ от инспектора: «он от явки в налоговую инспекцию отказывается, а так как вы здесь, то и спрос с вас».
Выйдя из налоговой, клиент понял весь смысл наших предостережений и больше туда ни ногой. Ответы на требования в его компании теперь строятся не по принципу «мне скрывать нечего», а «предоставим столько, сколько необходимо по закону».
Тенденции в требованиях налоговиков в 2024 году
Как действуют налоговые органы в последнее время и какими пользуются схемами, покажем на примерах:- Разрывы по НДС и другим показателям, которые налоговики регулярно сравнивают согласно постоянно обновляемым регламентам и контрольным соотношениям.
- Налоговики продолжают пополнять федеральный реестр выгодоприобретателей новыми налогоплательщиками, которых они считают недобросовестными. Это перечень предприятий, подозреваемых в применении схем по уклонению от налоговых обязательств. По факту, туда могут попасть просто компании, с которых есть, что взять, как в нашем примере выше.
- Пристально проверяют договоры с самозанятыми и всячески пытаются поймать на том, что трудовые отношения, «замаскированы» под гражданско-правовые и хотят переквалифицировать их и доначислить страховые взносы. Это стало уже трендом и будет только набирать обороты.
- Вызывают в налоговую инспекцию для дачи пояснений по убыткам, полученным в результате финансово-хозяйственной деятельности, предварительно запросив документы. В ходе мероприятия, инспектор настоятельно рекомендует не принимать часть тех затрат, которые ему (налоговому инспектору) показались якобы не обоснованными. К таким «необоснованным затратам» относилась «слишком большая амортизация производственного оборудования и даже слишком большой ФОТ». Предлагают подать уточненку и доплатить налог на прибыль со всеми пенями;
- А бывает и такое, что налоговики, не получив незаконно истребованные документы, идут дальше и выписывают акт по итогам камеральной проверки, например, декларации по налогу на прибыль налогоплательщика. В акте снимают расходы, которых, как они считают, не было или были, но спорные. После чего налогоплательщику нужно доказать незаконность действий ФНС возражением на акт и зачастую предоставлением документов. Подобных судебных разбирательств накопилось достаточно за последнее время.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация