В статье ключевое для тех, кто хочет сделать свое приложение — что нужно знать перед началом разработки, на чем делать приложение, нужно ли уметь писать код и во сколько обойдется приложение.
Приложения также используют:
Другой вариант — создать приложение с помощью конструктора. Такие платформы дают ограниченный набор готовых элементы и инструментов, которые можно скомбинировать по одному из шаблонов.
В последнее время также набирают популярность no-code приложения. Это приложения, созданные без программирования в его традиционном понимании, а с помощью визуальных конструкторов. Они позволяют быстро создавать простые приложения даже людям без технического опыта.
Давайте сравним эти подходы, чтобы вы поняли, какой лучше подойдёт под ваши задачи.
Наше мнение: Конструкторы подходят для простейших приложений или для проверки идеи.
Пример конструктора. Shoutem позволяет создавать приложения для iOS и Android из готовых шаблонов и блоков, которые можно комбинировать по своему усмотрению. У платформы интуитивно понятный интерфейс, есть встроенная система управления контентом (CMS), инструменты аналитики, отправки push-уведомлений и управления пользователями.
Интерфейс конструктора Shoutem
Наше мнение: Хороший выбор для тех, кто хочет создать простое приложение без изучения программирования.
Пример no-code конструктора. Glide позволяет создавать мобильные и веб-приложения на основе электронных таблиц или баз данных без знания программирования. Платформа позволяет: управлять ролями пользователей, интегрировать сторонние сервисы, а также имеет функции на основе искусственного интеллекта.
Функции платформы Glide
Для программирования под Android чаще всего используют Kotlin. Он полностью совместим с Java и отличается лаконичным синтаксисом. Это уменьшает количество ошибок в коде и облегчает написание обновлений.
Pinterest был одним из первых «гигантов», перешедших с Java на Kotlin
Если говорить, об iOS-разработке, то здесь лидирует Swift, представленный Apple как замена Objective-C. Синтаксис у Swift понятнее, чем у Objective-C, поэтому новичкам он даётся легче. Язык постоянно развивается, добавляя новые возможности с каждым обновлением.
А теперь давайте пройдёмся по основным плюсам и минусам.
Наше мнение: Нативная разработка будет наилучшим выбором, когда речь идет о создании сложных приложений или когда требуется тесная интеграция с операционной системой.
Для кроссплатформенной разработки используются фреймворки. Фреймворк — это готовый набор инструментов и правил для разработки программного обеспечения. Эти наборы создают технологические компании, сообщества разработчиков или исследовательские институты.
Фреймворк React Native использует концепцию «научись один раз, пиши везде». Это означает, что разработчики могут использовать один и тот же код под разные платформы. React Native компилирует JavaScript в нативный код, что обеспечивает производительность, близкую к нативным приложениям. React Native популярен благодаря большому сообществу разработчиков и обширной экосистеме библиотек.
Flutter, разработанный Google, использует язык Dart и собственный движок рендеринга. Это позволяет достичь высокой производительности и создавать красивые, плавные пользовательские интерфейсы. Одно из главных преимуществ Flutter — возможность создавать приложения с единым дизайном для iOS и Android, что экономит время на разработку UI.
Наше мнение: Кроссплатформенная разработка особенно выгодна для стартапов и компаний, которым нужно быстро выйти на рынок с ограниченным бюджетом.
В Purrweb мы работали над мобильным приложением по аренде пауэрбанков. Заказчик хотел реализовать функции нативные для Apple, но при этом было важно чтобы всё идентично работало и на Android. В целях экономии бюджета и времени, мы предложили сделать кроссплатформенное приложение на React Native.
Ещё одним препятствием стало то, что стандартные интерфейсы Apple отличаются от интерфейсов Google. Поэтому мы разработали единый дизайн-концепт, чтобы экраны приложения выглядели одинаково хорошо на обеих платформах. А благодаря гибкому фреймворку, обновления выходят и на iOS, и на Android одновременно и без задержек, а в UI и UX практически нет отличий.
Экраны приложения Energo
Выбирайте конструктор, если:
Выбирайте разработку с нуля, если:
Представьте, что вы собираетесь приготовить новое блюдо. Вы определяете, какое именно блюдо (приложение) хотите создать, и собираете необходимые ингредиенты (требования) и кухонные принадлежности (ресурсы).
Точно так же, при анализе проекта мобильного приложения, вам нужно задать себе несколько ключевых вопросов:
Иногда, дискавери-фаза даже поможет сэкономить деньги. К нам пришел клиент с идеей сервиса для планирования путешествий. Но вкладываться в масштабную разработку, когда на рынке полно аналогов, казалось рискованным.
Мы провели исследование аудитории и выявили их потребности и «боли». Выяснилось, что сегмент пользователей гораздо шире, чем представлялось изначально. А значит и набор функций в MVP стоит сделать совершенно другим.
В итоге мы помогли клиенту составить актуальный список функций и сэкономить около $40 000 на разработке.
Гипотезы, которые мы проверяли во время дискавери-фазы
После того как у вас появились ответы на вопросы выше, пора составлять план разработки. Этот план похож на карту, которая помогает не сбиться с пути во время создания приложения. На этом этапе происходит оценка, сколько времени займет каждый этап работы, какие специалисты понадобятся и сколько это будет стоить.
UI-дизайн отвечает за внешний вид приложения. Здесь вы решаете:
Такие вайрфреймы мы сделали для приложения бронирования кафе и ресторанов
Это похоже на рисование комиксов: дизайнеры показывают, как будет выглядеть каждый экран и что произойдет, когда пользователь нажмет на ту или иную кнопку. Затем, макеты превращаются в прототип — предварительный вид приложения.
Прототип имеет более законченный вид, в отличие от вайрфреймов
Важно помнить, что хороший дизайн не только красивый, но и функциональный. Например, если вы делаете приложение для пожилых людей, стоит задуматься об использовании крупных шрифтов и кнопок, чтобы им было удобно пользоваться.
После того как все экраны приложения готовы, важно собрать
Так выглядит UI kit, который мы создали для приложения Settler
Также на этом этапе важно подумать о том, как приложение будет выглядеть на разных устройствах. Экраны смартфонов бывают разных размеров, и приложение должно хорошо выглядеть на всех.
Здесь фронтенд-разработчики превращают дизайн в работающий код. Параллельно бэкенд-команда пишет серверную часть: готовит базы данных, обрабатывает запросы от «фронта» и производит интеграцию со сторонними сервисами.
Существуют разные методы разработки, ориентированные на разные команды и проекты. В своей работе мы используем Agile, для этого работа разбивается на спринты по 2 недели и функции приложения реализуются постепенно. После каждой итерации легко увидеть результат и внести изменения.
Каждая итерация при использовании методологии Agile
Во время тестирования выявляются все ошибки (баги). Каждый найденный баг записывается в специальную систему, где указывается, при каких условиях он возникает и насколько критичен. Затем разработчики исправляют эти ошибки, и снова проводится тестирование.
Тестирование — это не разовая акция. Оно продолжается на протяжении всей разработки и даже после выпуска приложения. Каждый раз, когда вы добавляете новую функцию или изменяете существующую, проводите тестирование, чтобы убедиться, что все работает правильно.
Процесс релиза включает в себя 5 шагов:
Вот так выглядит одно из разработанных нами приложений, опубликованное в Google Play Store
Регулярное техническое обслуживание включает в себя мониторинг производительности приложения, исправление обнаруженных ошибок и устранение уязвимостей безопасности. Это помогает обеспечить стабильную работу приложения и защитить данные пользователей.
Важно разработать стратегию обновлений, которая учитывает потребности пользователей и технические возможности. Слишком частые обновления могут раздражать пользователей, а редкие — привести к потере интереса к приложению.
Не бойтесь трудностей — они неизбежны в любом новом деле. Учитесь на ошибках, прислушивайтесь к отзывам и не останавливайтесь на достигнутом.
Как устроены приложения
Чтобы лучше понять, как создать мобильное приложение, давайте разберемся, из чего оно состоит, и какие существуют подходы к разработке.Из чего состоит мобильное приложение
У приложения есть две основные части:- Фронтенд — это «лицо» приложения, с которым взаимодействует пользователь. Он включает в себя все визуальные элементы: кнопки, меню, формы ввода и общий дизайн интерфейса.
- Бэкенд — это «мозг» приложения, невидимый для пользователя. Здесь происходит обработка данных, выполнение сложных вычислений и взаимодействие с серверами.
Приложения также используют:
- Базы данных для хранения информации. Это может быть все: от пользовательских профилей до истории заказов и настроек приложения.
- API интеграции для взаимодействия с другими сервисами и приложениями — картами, системами оплаты, социальными сетями.
- Системы аутентификации и авторизации для безопасности личных данных пользователя.
- Push-уведомления, которые оповещают о событиях или обновлениях, когда приложение неактивно.
- Аналитические инструменты для сбора данных о поведении пользователя и работе приложения.
Подходы к разработке
Мобильное приложение можно написать самостоятельно, используя языки программирования и среды разработки. Этот подход требует технических знаний, но зато дает полный контроль над процессом. Также можно нанять команду профессионалов, которые сделают всё за вас.Другой вариант — создать приложение с помощью конструктора. Такие платформы дают ограниченный набор готовых элементы и инструментов, которые можно скомбинировать по одному из шаблонов.
В последнее время также набирают популярность no-code приложения. Это приложения, созданные без программирования в его традиционном понимании, а с помощью визуальных конструкторов. Они позволяют быстро создавать простые приложения даже людям без технического опыта.
Давайте сравним эти подходы, чтобы вы поняли, какой лучше подойдёт под ваши задачи.
Как создать мобильное приложение в конструкторе
Конструкторы приложений — это инструменты, которые помогают создавать приложения без знания программирования. Бывают двух видов: шаблонные и no-code (без кода).Шаблонные конструкторы
Шаблонные конструкторы приложений предлагают готовые макеты, которые легко настраиваются под конкретные проекты.Наше мнение: Конструкторы подходят для простейших приложений или для проверки идеи.
Пример конструктора. Shoutem позволяет создавать приложения для iOS и Android из готовых шаблонов и блоков, которые можно комбинировать по своему усмотрению. У платформы интуитивно понятный интерфейс, есть встроенная система управления контентом (CMS), инструменты аналитики, отправки push-уведомлений и управления пользователями.
Интерфейс конструктора Shoutem
No-code
No-code платформы дают более гибкие инструменты для создания приложений без написания кода.Наше мнение: Хороший выбор для тех, кто хочет создать простое приложение без изучения программирования.
Пример no-code конструктора. Glide позволяет создавать мобильные и веб-приложения на основе электронных таблиц или баз данных без знания программирования. Платформа позволяет: управлять ролями пользователей, интегрировать сторонние сервисы, а также имеет функции на основе искусственного интеллекта.
Функции платформы Glide
Как создать мобильное приложение с нуля
Создание приложения с нуля дает полный контроль над процессом, но требует знаний в программировании или наличие команды профессионалов. Тут тоже есть несколько вариантов.Нативная разработка
Нативное создание мобильных приложений, использует язык программирования и инструменты для конкретной платформы. Это позволяет использовать возможности устройства и операционной системы по максимуму. За счет этого нативные приложения более отзывчивы, стабильны и безопасны.Для программирования под Android чаще всего используют Kotlin. Он полностью совместим с Java и отличается лаконичным синтаксисом. Это уменьшает количество ошибок в коде и облегчает написание обновлений.
Pinterest был одним из первых «гигантов», перешедших с Java на Kotlin
Если говорить, об iOS-разработке, то здесь лидирует Swift, представленный Apple как замена Objective-C. Синтаксис у Swift понятнее, чем у Objective-C, поэтому новичкам он даётся легче. Язык постоянно развивается, добавляя новые возможности с каждым обновлением.
А теперь давайте пройдёмся по основным плюсам и минусам.
Наше мнение: Нативная разработка будет наилучшим выбором, когда речь идет о создании сложных приложений или когда требуется тесная интеграция с операционной системой.
Кроссплатформенная разработка
Кроссплатформенная разработка позволяет создавать приложения, работающие на нескольких платформах, используя единую кодовую базу для большей части функций. Этот подход становится все более популярным, так как позволяет сэкономить время и ресурсы.Для кроссплатформенной разработки используются фреймворки. Фреймворк — это готовый набор инструментов и правил для разработки программного обеспечения. Эти наборы создают технологические компании, сообщества разработчиков или исследовательские институты.
Фреймворк React Native использует концепцию «научись один раз, пиши везде». Это означает, что разработчики могут использовать один и тот же код под разные платформы. React Native компилирует JavaScript в нативный код, что обеспечивает производительность, близкую к нативным приложениям. React Native популярен благодаря большому сообществу разработчиков и обширной экосистеме библиотек.
Flutter, разработанный Google, использует язык Dart и собственный движок рендеринга. Это позволяет достичь высокой производительности и создавать красивые, плавные пользовательские интерфейсы. Одно из главных преимуществ Flutter — возможность создавать приложения с единым дизайном для iOS и Android, что экономит время на разработку UI.
Наше мнение: Кроссплатформенная разработка особенно выгодна для стартапов и компаний, которым нужно быстро выйти на рынок с ограниченным бюджетом.
В Purrweb мы работали над мобильным приложением по аренде пауэрбанков. Заказчик хотел реализовать функции нативные для Apple, но при этом было важно чтобы всё идентично работало и на Android. В целях экономии бюджета и времени, мы предложили сделать кроссплатформенное приложение на React Native.
Ещё одним препятствием стало то, что стандартные интерфейсы Apple отличаются от интерфейсов Google. Поэтому мы разработали единый дизайн-концепт, чтобы экраны приложения выглядели одинаково хорошо на обеих платформах. А благодаря гибкому фреймворку, обновления выходят и на iOS, и на Android одновременно и без задержек, а в UI и UX практически нет отличий.
Экраны приложения Energo
Какой метод разработки подходит вашему проекту?
Выбор зависит от ваших целей, бюджета и сложности идеи.Когда стоит выбрать разработку на конструкторе
Разработка мобильных приложений на конструкторе подойдёт для проектов с минимальным бюджетом и сжатыми сроками. При помощи конструктора можно создать небольшой интернет-магазин или другое простое приложение.Выбирайте конструктор, если:
- у вас нет глубоких технических знаний
- нужно быстро выпустить приложение
- бюджет сильно ограничен
- нужны типовые функции без сложных кастомизаций
Когда стоит выбрать разработку с 0
Разработка мобильных приложений с нуля — это выбор для проектов, требующих уникальных решений и полного контроля над функциями и дизайном. Этот метод подходит для создания сложных приложений, масштабных порталов или стартапов с нестандартными требованиями.Выбирайте разработку с нуля, если:
- проект требует уникальных функций
- необходима высокая производительность и масштабируемость
- планируется интеграция со сложными системами
- важна полная кастомизация дизайна и пользовательского опыта
- проект подразумевает работу с большими объемами данных
- требуется высокий уровень безопасности
От концепции к реальности: этапы разработки приложения
А теперь давайте детально рассмотрим весь процесс создания приложения. Для наглядности мы покажем вам реальные примеры проектов, над которыми работали.Анализ проекта
Первый важный шаг в разработке мобильного приложения — это анализ проекта или дискавери-фаза. На этом этапе вы определяете, что именно хотите создать и для кого.Представьте, что вы собираетесь приготовить новое блюдо. Вы определяете, какое именно блюдо (приложение) хотите создать, и собираете необходимые ингредиенты (требования) и кухонные принадлежности (ресурсы).
Точно так же, при анализе проекта мобильного приложения, вам нужно задать себе несколько ключевых вопросов:
- Кто наша целевая аудитория? Это могут быть, например, студенты, бизнесмены или любители фитнеса.
- Какую проблему решает наше приложение? Может быть, оно помогает экономить время, учиться новому или просто развлекаться.
- Какие функции должны быть в приложении? Здесь вы составляете список всего, что приложение должно выполнять, чтобы закрывать проблемы пользователя.
- На каких устройствах и платформах оно будет работать?
- Как приложение будет зарабатывать деньги? Будет ли оно платным, с рекламой или с покупками внутри приложения.
Иногда, дискавери-фаза даже поможет сэкономить деньги. К нам пришел клиент с идеей сервиса для планирования путешествий. Но вкладываться в масштабную разработку, когда на рынке полно аналогов, казалось рискованным.
Мы провели исследование аудитории и выявили их потребности и «боли». Выяснилось, что сегмент пользователей гораздо шире, чем представлялось изначально. А значит и набор функций в MVP стоит сделать совершенно другим.
В итоге мы помогли клиенту составить актуальный список функций и сэкономить около $40 000 на разработке.
Гипотезы, которые мы проверяли во время дискавери-фазы
После того как у вас появились ответы на вопросы выше, пора составлять план разработки. Этот план похож на карту, которая помогает не сбиться с пути во время создания приложения. На этом этапе происходит оценка, сколько времени займет каждый этап работы, какие специалисты понадобятся и сколько это будет стоить.
UI/UX-дизайн
UI расшифровывается как User Interface (пользовательский интерфейс), а UX — как User Experience (пользовательский опыт). Этот этап можно сравнить с сервировкой блюда: как оно будет выглядеть, и как его будут есть.UI-дизайн отвечает за внешний вид приложения. Здесь вы решаете:
- Какие цвета использовать? Цвета должны быть приятными для глаз и соответствовать теме приложения.
- Какие кнопки и иконки будут в приложении? Они должны быть понятными и легко нажиматься.
- Какие шрифты выбрать? Текст должен хорошо читаться на экране смартфона.
- Как расположить элементы на экране? Важная информация должна быть на виду.
- Как пользователь будет перемещаться между разными экранами?
- Сколько нажатий нужно сделать, чтобы выполнить определенное действие?
- Интуитивно ли понятно, как пользоваться приложением?
- Как сделать так, чтобы пользователю было приятно возвращаться в приложение снова и снова?
Такие вайрфреймы мы сделали для приложения бронирования кафе и ресторанов
Это похоже на рисование комиксов: дизайнеры показывают, как будет выглядеть каждый экран и что произойдет, когда пользователь нажмет на ту или иную кнопку. Затем, макеты превращаются в прототип — предварительный вид приложения.
Прототип имеет более законченный вид, в отличие от вайрфреймов
Важно помнить, что хороший дизайн не только красивый, но и функциональный. Например, если вы делаете приложение для пожилых людей, стоит задуматься об использовании крупных шрифтов и кнопок, чтобы им было удобно пользоваться.
После того как все экраны приложения готовы, важно собрать
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация
для приложения. Это совокупность всех компонентов дизайна — от шрифтов до цветов кнопок. Такой набор облегчает дизайнерам создание новых страниц или элементов.Так выглядит UI kit, который мы создали для приложения Settler
Также на этом этапе важно подумать о том, как приложение будет выглядеть на разных устройствах. Экраны смартфонов бывают разных размеров, и приложение должно хорошо выглядеть на всех.
Разработка
На этапе разработки приложение начинает «оживать». Если сравнивать с приготовлением блюда, то на предыдущих этапах вы нашли ингредиенты, а на этом — начинаете их смешивать, следуя рецепту (техническому заданию).Здесь фронтенд-разработчики превращают дизайн в работающий код. Параллельно бэкенд-команда пишет серверную часть: готовит базы данных, обрабатывает запросы от «фронта» и производит интеграцию со сторонними сервисами.
Важная часть процесса разработки — это использование систем контроля версий, таких как Git. Эти системы позволяют разработчикам работать над разными частями приложения не мешая друг другу, и легко отслеживать все изменения в коде.
Существуют разные методы разработки, ориентированные на разные команды и проекты. В своей работе мы используем Agile, для этого работа разбивается на спринты по 2 недели и функции приложения реализуются постепенно. После каждой итерации легко увидеть результат и внести изменения.
Каждая итерация при использовании методологии Agile
Тестирование
Этот этап помогает убедиться, что приложение работает правильно и готово к использованию реальными пользователями. Возвращаясь к кулинарной аналогии — это дегустация блюда.Во время тестирования выявляются все ошибки (баги). Каждый найденный баг записывается в специальную систему, где указывается, при каких условиях он возникает и насколько критичен. Затем разработчики исправляют эти ошибки, и снова проводится тестирование.
Тестирование — это не разовая акция. Оно продолжается на протяжении всей разработки и даже после выпуска приложения. Каждый раз, когда вы добавляете новую функцию или изменяете существующую, проводите тестирование, чтобы убедиться, что все работает правильно.
Релиз
Релиз — это момент, когда приложение наконец-то становится доступным для пользователей. Это уже подача блюда гостям.Процесс релиза включает в себя 5 шагов:
- Подготовка материалов для магазина приложений (стора). Создайте страницу приложения в App Store (для iOS) или Google Play (для Android). Там должны быть: описание приложения, скриншоты, иконка и другая важная информация. Это как витрина магазина — она должна привлекать внимание и рассказывать о преимуществах приложения.
- Отправка приложения на проверку. Проверка на соответствие правилам и стандартам качества может занять от нескольких дней до нескольких недель.
- Исправление замечаний. Если магазин приложений находит какие-то проблемы, их нужно исправить и отправить приложение на повторную проверку.
- Публикация. После одобрения стором, приложение становится доступным для скачивания.
- Маркетинг. Это могут быть публикации в социальных сетях, реклама в интернете, сотрудничество с блогерами и другие методы привлечения пользователей.
Вот так выглядит одно из разработанных нами приложений, опубликованное в Google Play Store
Техническое обслуживание и обновления
После выпуска приложения работа над ним не заканчивается. Считайте это изменением ингредиентов блюда на основе отзывов гостей. Главный вопрос здесь: как сделать мобильное приложение лучше?Регулярное техническое обслуживание включает в себя мониторинг производительности приложения, исправление обнаруженных ошибок и устранение уязвимостей безопасности. Это помогает обеспечить стабильную работу приложения и защитить данные пользователей.
Важно разработать стратегию обновлений, которая учитывает потребности пользователей и технические возможности. Слишком частые обновления могут раздражать пользователей, а редкие — привести к потере интереса к приложению.
Заключение
Мобильное приложение — это живой продукт, который требует постоянного внимания и развития для сохранения своей ценности и привлекательности для пользователей.Помните, что первая версия не обязана быть идеальной. Начните с малого, проверьте свою идею на реальных пользователях и постепенно улучшайте приложение. Неважно, выберете ли вы простой конструктор или решите разрабатывать с нуля, главное — начать.
Не бойтесь трудностей — они неизбежны в любом новом деле. Учитесь на ошибках, прислушивайтесь к отзывам и не останавливайтесь на достигнутом.
Для просмотра ссылки необходимо нажать
Вход или Регистрация